Опубликовано: 1200

Непрерывное образование – ответ на вызовы в меняющемся мире

Непрерывное образование – ответ на вызовы в меняющемся мире

Прошло двадцать пять лет с момента развала Советского Союза. С одной стороны – срок достаточный, произошла смена поколений, новые граждане страны уже выросли в условиях новой экономической формации.

С другой – напротив, недостаточный для того, чтобы сменить модели экономического поведения у части граждан старшей возрастной группы, принятия ими новых ценностей и мировоззрения, пишет медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на пресс-службу Фонда первого Президента РК.

Что может способствовать развитию успешных адаптационных моделей?

Как свидетельствуют исследования в данной сфере, одним из наиболее значимых социальных факторов выступает уровень и главное – качество образования. Среди граждан успешно осваивающих новые профессии очень высока познавательная активность: готовность учиться и переучиваться. Большинство из них имеют по несколько свидетельств об окончании учебных заведений, учебных курсов и т.д. При этом переучивание, получение дополнительных дипломов – результат их собственного выбора. Они сами выбирают профиль дополнительного обучения, сами, как правило, и оплачивают его. Соответствие профиля базового образования – новой профессии, по которой работают люди, успешно «встроившиеся» в новые социально-экономические условия, не имеет значения. Как показал анализ, половина из них достигла успеха в – своей профессии, другая половина – в чужой, существенно отличающейся от базовой.

В этом контексте позитивную роль призвано сыграть так называемое непрерывное образование, актуальность которого высока не только в странах, где в условиях смены модели экономического развития миллионы людей оказались невостребованными на рынке труда, но и развитых, где значимость непрерывного образования также возрастает с каждым годом. С чем это связано? В первую очередь с быстро меняющейся средой, требующей новых навыков, знаний. Для эффективной работы современному работнику требуются не только базовые и специализированные профессиональные навыки (core skills), но и универсальные поведенческие навыки (soft skills), которые, согласно международным исследованиям, все чаще включаются в список требований компаний – работодателей. Этим объясняется и то, что согласно исследованиям Labour Force Survey, в странах Евросоюза начиная с 2000 г. до 2015 г., зафиксировано почти двукратное увеличение доли взрослого населения (в возрасте 25-64 года), получающего непрерывное образование.

В Казахстане также предпринимаются шаги к внедрению непрерывного образования. Есть ряд успешных примеров в сфере малого и среднего бизнеса, в рамках Дорожной карты занятости на базе учебных заведений предусмотрена подготовка и переобучение по ряду специальностей, на что выделяются значимые суммы с государственного бюджета.

С 2012 года в Казахстане развивается национальная система квалификаций, которая сегодня состоит из требований к уровням знаний и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций. С 2018 года разрабатываются инструменты оценки для признания неформального и информального обучения с учетом международного опыта.

Таким образом, Казахстан находится на начальном этапе развития непрерывного образования, в том понимании, что полученные знания могут позволить гражданам в любом возрасте успешно адаптироваться, приспособиться к изменениям, которые будут все более глобальными, что связано с развитием информационных, цифровых технологий.

При этом успех внедрения и реализации непрерывного образования в стране обусловлен активным участием и взаимодействием двух сторон – государства и граждан. Конечно, важными является серьезное отношение к этому процессу как со стороны государства, которое должно контролировать эффективность реализуемых образовательных программ посредством прозрачности распределяемых средств, полной информации о программах и доступности ее получения, качества обучения, применимости и применяемости новых навыков. Но, не только. Действенность непрерывного образования возможна лишь при активном и заинтересованном участии со стороны самих граждан, их сознательном отношении к собственному образованию, образовательному маршруту своей жизни в целом и умению выстраивать личную жизненную стратегию, гибко реагировать на возникающие запросы в современном мире.

Опыт многих стран мира актуален для Казахстана и показывает, непрерывное образование – ответ на вызовы в меняющемся мире.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи