Не до конца понятная дорога - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-3 °C
Алматы
2025 Год
7 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не до конца понятная дорога

Не до конца понятная дорога

В первый день наступившей зимы началась реализация одного из самых важных транспортных проектов в Центральной Азии.

  • 7 Декабря 2007
  • 1202
Фото - Caravan.kz

Как сообщают информационные агентства, 1 декабря, в Туркмении прошла церемония начала строительства транснациональной железнодорожной магистрали, которая должна связать транспортные системы Казахстана, Туркмении и Ирана.
Таким образом, через сто с небольшим лет, после того как еще царской администрацией была построена Закаспийская железная дорога, — первая магистраль во всей Большой Центральной Азии, — окажутся связанными между собой железнодорожные системы огромного региона.
То, что этому проекту уделяется в странах Средней Азии очень серьезное внимание, было продемонстрировано высоким уровнем официальных лиц, принявших участие в церемонии. С казахстанской стороны — и.о. министра транспорта и коммуникаций, с туркменской — сам президент. На высоком уровне представлен и Иран.
Туркменский лидер поспешил назвать новый транспортный коридор «самым удобным, экономически выгодным» и востребованным транзитным маршрутом для десятков стран. «Вся Европа, Россия, государства Центральной Азии получат выход по сокращенному маршруту к южным морям; с другой стороны, аналогичная возможность, только в северном направлении, представится странам Персидского залива», — заявил президент Бердымухаммедов.
Важность данного проекта вполне очевидна. Хотя бы уже потому, что транспортные магистрали не бывают лишними, в принципе. Любая дорога -это дополнительная возможность для транзитных перевозок, для развития близлежащих территорий и региона в целом. Но естественно, что степень «отдачи» от разных проектов — разная. Насколько большой она будет в этом случае?
В открытой информации не содержится каких-либо подробных комментариев об экономической стороне проекта.
Говорится лишь о том, что с помощью новой железнодорожной линии можно будет оптимальнее всего, с транспортной точки зрения, перевозить нефтепродукты из Каспийского региона в страны Ближнего и Среднего Востока.
Но столь ли велики объемы этих перевозок? Особенно, учитывая, что Ближний Восток сам является основным поставщиком нефти на мировой рынок. Правда, Казахстан, как известно, поставляет некоторое количество нефти в Иран по схеме СВОП, а Туркмения даже экспортирует в арабские страны продукты нефтехимии. Но оптимальная транспортная схема данных поставок — морская, по Каспийскому морю, из портов Актау и Туркменбаши на иранское побережье. Вряд ли железнодорожный путь, тем более при хроническом дефиците подвижного состава, станет альтернативой морскому. Да и зачем?
Так же не слишком логична мысль, высказанная кем-то из официальных лиц, что такой коридор может стать кратчайшим железнодорожным путем для грузоперевозок из Европы и России на Ближний Восток. Для этого тоже существуют налаженные еще с начала прошлого, а порой, и позапрошлого веков, транспортные схемы, «завязанные» на максимально возможное использование самого дешевого способа перевозок — морского.
Кстати, в некоторых комментариях к событию, начало строительства новой линии подавалось как часть транспортного мегапроекта «Север — Юг». Идея его состоит в том, чтобы связать транзитным коридором страны Южной Азии, Европу и Россию. Но центральным звеном в подобной схеме, опять же, является водный путь: Каспийское море.
Вероятно, в данном случае мы наблюдаем явление вполне обычное для постсоветского пространства, особенно, его южной части: сознательно гипертрофированное позиционирование собственных возможностей и инициатив. Чаще всего оно возникает в отношении объемов сырьевых ресурсов и транзитных возможностей. Можно вспомнить о том, что прошло уже больше десяти лет после первой стыковки железнодорожных систем Ирана и среднеазиатских стран СНГ на маршруте Теджен — Серахс. Прошла она тогда с большой помпой, но, как известно, не повлекла за собой, сколько- нибудь значимых экономических последствий. Что вполне логично, учитывая условия неизменившегося за эти годы характера экономик постсоветских стран региона. Пока не произойдет их реальной диверсификации, не произойдет и серьезной коррекции внешних транспортных коридоров.
Есть еще один важный аспект ситуации, если попытаться взглянуть на нее в более широком контексте. Наверное, его можно определить как геополитический. Известно, что Китай активно лоббирует идею прокладки новой железнодорожной колеи европейского стандарта, используемого также в КНР и Иране, через территорию Казахстана с востока на запад, до Актау. Дальше, по идее, она должна пойти на юг через Туркмению, на Иран и Турцию, то есть, пройти по тому же маршруту, что и рассматриваемый нами в данной статье.
В определенной мере стыковка казахстанской, туркменской, и иранской железных дорог становится препятствием китайской идее. Насколько можно понять из официальных комментариев, начатый 1 декабря проект осуществляется на основе традиционной для Казахстана и Туркмении широкой колеи дороги. И если это действительно так, зачем в таком случае, вести узкоколейку от Китая на Актау? Ведь для выхода на железные дороги Ирана все равно придется менять колесные пары, а какая разница, где это делать — на станции Дружба, в Актау, или на туркменско-иранской границе?
Вот, если бы дорога от казахстанского Узеня на Иран строилась с использованием узкой колеи, было бы совсем другое дело, ее можно было бы рассматривать как начало осуществления проекта широтной (имеются ввиду географические широтыприм.авт) железной дороги из Китая через Казахстан. Со всеми вытекающими серьезными геополитическими и экономическими последствиями.

Фото с сайта http://www.kroupski.ru

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта