Обратить особое внимание на глубокое изучение и популяризацию наследия Ходжи Ахмеда Яссауи призывал президент Касым-Жомарт Токаев, говоря о важности личности выдающегося мыслителя и ученого средневекового Казахстана. Он – один из столпов нашей духовности, который внес огромный вклад в утверждение ислама во всем тюркском мире, отмечал в своих выступлениях глава государства. Почему наследие Ходжи Ахмеда Яссауи остается актуальным в XXI веке, о духовной преемственности и педагогике суфийских школы – мы поговорили интервью с доктором философских наук, профессором, автором книг «Духовное наследие Яссауи», «Яссауи дуниетанымы», «The spiritual Heritage of Yassawi», а также учебника для 9 класса средней школы «Светскость и основы религиоведения» Айдаром Абуовым, пишет Caravan.kz.
— Айдар Паркулович, по Вашему мнению, в чём заключается уникальность духовного наследия Ходжи Ахмеда Яссауи для Казахстана? Почему его считают новатором для своего времени?
— Наследие Ходжи Ахмеда Яссауи является духовным сокровищем нашей казахской истории. Оно возникло в контексте исламской культуры и оказало огромное влияние на столетия и поколения вперед. В плеяде самых образованных людей того времени в первых рядах своими знаниями, упорством, харизмой выделялся Ходжа Ахмед Яссауи. Легенды и летописи передают нам информацию о том, что у него были необычайные способности к знаниям. С раннего детства он овладел арабским, персидским, тюркским языками. К XII веку, когда Ахмед Яссауи был уже известной личностью, в городе Туркестан и его окрестностях, да и в Большом Туркестане, то есть во всех тюркских землях, уже слышали о нем и знали, что он является первым учителем и достиг самого высокого духовного сана - Султан ал Арифин.
Мы знаем, что на территорию Казахстана и Средней Азии ислам пришел в начале VIII века, это означает, что во времена деятельности Ходжи Ахмеда Яссауи исламская культура была уже в расцвете. Были не только богословские, но и светские школы, там преподавались такие предметы, как грамматика, математика, химия, алхимия, филология, география, астрономия и другие. В духовных и образовательных центрах Бухары, Самарканда, Багдада и в Туркестане светские знания преподавались наравне с духовными знаниями.
В эти учебные заведения направлялись самые целеустремленные дети и подростки как из городских поселений, так и из далеких кочевых аулов. Лучшие ученики уезжали учиться в Багдад, в Самарканд и Бухару. Ахмед Яссауи с семи лет уехал учиться в Бухару и провел там два десятилетия. За 20 лет он овладел знаниями, достиг высокого духовного сана, возглавил учебное заведение, в котором учился. Несмотря на свой молодой возраст, он был признанным знатоком духовных ценностей и светских наук.
Подвиг Ходжи Ахмеда Яссауи заключается в том, что когда он достиг высокого духовного сана шейха, получил образование и ему предоставили возможность возглавлять учебное заведение, в расцвете своих сил он принимает решение, что будет продолжать свою дальнейшую деятельность у себя на родине в Туркестане. Он хотел вернуться в Туркестан, чтобы просвещать свой народ, открыть возможности учиться в учебных заведениях. Он видел, как были развиты восточные города, как Самарканд, Бухара, и смысл своей жизни он связал с тем, чтобы его родина также стала центром знаний. В этом, пожалуй, и заключается его духовный подвиг.
В Туркестане Ходжа Ахмед Яссауи создал свою школу, в которой преподавались многие предметы, были приглашены знатоки калама, математики, астрономии. В системе образования Туркестана обучали религиозным, так и светским наукам. В школе Яссауи обучение и воспитание было тесно взаимосвязано, и особое внимание уделялось формированию всесторонне развитой личности, т.н. «Камил инсан» (совершенный человек). Прошедший через основные стадии обучения молодой человек обладал широким мировоззрением, высокими моральными качествами, духовной харизмой, впоследствии становились самостоятельными основателями новых школ в различных регионах среди тюркских народов. Поэтому в Центральной Азии, в Турции, на Кавказе, Поволжье и других регионах имя Первоучителя — Яссауи стало широко известным, благодаря массовому чтению нараспев его стихов из книги «Диван-и Хикмет». В них образно передавался призыв к общечеловеческим ценностям, как милосердие, доброта, подлинное служение народу, а также жестко подвергались критике силы зла, как жадность, корысть, невежество, затмевающие облик человека. В школе обучались и будущие правители, ханы, придворные где их обучали этике поведения в ханском дворе и в обществе, формировались такие качества как скромность, терпение, трудолюбие, преподавались философия, логика, история.
Туркестан связан именно с именем Ходжи Ахмеда Яссауи и в последующие столетия становится не только духовным, но и образовательным центром.
— Как Вы считаете, почему сейчас в Казахстане возрастает интерес к фигуре Ходжи Ахмеда Яссауи?
— Надо сказать, что школы Яссауи были еще и педагогическими центрами: здесь демонстрировали самые передовые методы воспитания молодежи. С детства мальчиков и девочек (сразу подчеркну, что были и женские школы Яссауи) учили тому, как вести себя в обществе, обучали навыкам, которыми должны владеть будущие командиры, визири, ученые или ханские наследники. В суфийских преданиях часто приводится пример, когда ханы или шахи отдавали своих детей в школы суфизма, в первый же день в руки ханскому отпрыску давали метлу, которой он должен был мести городскую площадь. Это был первый тест для сына хана или шаха, с которого начиналось обучение и понимание об истинном служении.
В классическом суфизме имелось очень много педагогических методик, где воспитывали правильные человеческие качества и добродетели, например, такие как отсутствие негативных качеств, умеренность во всем, уважение к окружающим. Если возродить хотя бы десятую часть того, что прививалось в этих школах и ввести в наши классические школы, я думаю, от этого была бы только большая польза.
Конечно, человечество ушло далеко вперед, не все средневековые методы воспитания и обучения могут сослужить хорошую службу сегодня, но моральные заповеди и ценности и по сей день не изменились со времен Ходжи Ахмеда Яссауи. Сегодня современных школах центральное место занимают проблемы воспитания школьников, вопросы добра и зла, ну а в школах Яссауи на эти вопросы находили ответы. Для того времени это были самые передовые центры образования, где обучали науке и знаниям из исламских центров Азии, из источников Древней Греции, Индии и Китая. Школы Яссауи еще не изучены до конца, они требуют глубокого исследования и осмысления.
— Как вы думаете, обращение к духовному наследию Яссауи — это ответ на современные вызовы или стремление вернуться к корням?
— И то, и другое. Учение Яссауи оказало огромное влияние на казахскую общественную мысль и философию. Возвращение к духовному наследию Яссауи было актуальным во все времена. В советский период, с его атеистической идеологией, оно было вытеснено из общественного сознания. Но с обретением независимости, вот уже более 30 лет, мы постепенно к нему возвращаемся, идет реконструкция ценностного духовного капитала.
Почему Великий Тимур построил самый большой по размерам мавзолей-усыпальницу в мире, такое громадное и величественное здание — для одного человека? В этом видится отношение всего тюркского народа к великому Ходже Ахмеду Яссауи. Во времена Эмира Тимура тысячи людей стекались в Туркестан, чтобы поклониться его могиле.
Его «Диван-и Хикмет» — это поэтические назидания, передающие смысл Корана на тюркском языке. Эта книга была в каждом доме. В ней говорится: «Не делай зла», «Ты велик настолько, насколько много добра ты способен принести», «Даже одна капля враждебности — это победа зла».
Яссауи почитают во всех тюркских странах — в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Турции, Каракалпакстане, Узбекистане, Кыргызстане. Его изображение размещали на первых страницах школьных учебников. Он по праву считается первым тюркским мыслителем.
— Можно ли сказать, что Яссауи создал такую форму ислама, которая была близка и понятна кочевым казахам?
– Безусловно. Яссауи хорошо понимал, что мусульмане Бухары и Туркестана различаются по культуре, языку, мировоззрению. Поэтому он и его ученики сформировали учение, которое было близким как к кочевому, так и к оседлому образу жизни. Он создал универсальные модели исламской морали, подходящие для воинов, земледельцев и скотоводов. Например, если кочевник не мог совершить пятничную молитву в дороге, это не считалось нарушением — исламские ценности адаптировались к образу жизни. Суфийское учение Яссауи утверждает: Бог в сердце каждого, чистое сердце зеркально отражает луч, свет Аллаха и тем самым становится его близким творением. Такой человек поступает так, как велит ему сердце. Нужно лишь системно очищать сердце от ржавчин бытия — так писал и Аль-Фараби.
Его идеи о справедливом правлении повлияли на казахскую политическую культуру. В книге «Тарих-и Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати отмечает о том, что ханские дворы следовали традициям яссауийской практики: например, они не употребляли вино, не превышали свою власть над человеком. Наставник обучал будущих ханов быть мудрыми, добродетельными, жить среди народа и не злоупотреблять властью. Казахские ханы, начиная с Керея и Жанибека и заканчивая Кенесары, не имели роскошных дворцов, золотых украшений или мечей из золота — они кочевали вместе с народом. Традиция степной демократии во многом опирается на учение Яссауи. Законы Тауке-хана, Есим-хана, Касым-хана — это практическое следование заветам «Диван-и Хикмета» в казахской жизни.
Казахский ислам — это ислам, глубоко пропитанный учением Яссауи. Новые радикальные течения, вроде салафизма и ваххабизма, конечно чужды нашему менталитету и культуре. Они нередко проникают в молодежную среду, известны их негативные последствия, они не несут в себе положительного содержания.
— Как философия и идеи Яссауи отражаются в культурном мировоззрении в казахском обществе?
– Менталитет казахского народа заметно отличается от менталитета народов соседних стран. В казахский характер и менталитет вошло многое из учения Ходжи Ахмеда Яссауи. Исследователи отмечают, что, несмотря на географические широкие просторы, по мнению позднесредневековых и современных этнографов казахи удивительно схожи по характеру и мировосприятию, поведению и отношению к миру — как будто вчера вышли из одной семьи или аула. Их объединяют общие качества: скромность, сдержанность, уважение к старшим, готовность прийти на помощь, необыкновенная устойчивость к рискам и трудностям, любопытство, поиск нового и стремление к успеху. Вот эти качества, думается, привиты тысячелетним суровым и тяжелым кочевым и оседлым трудом, а также были дополнены духовными скрепами со времен Яссауи.
Яссауи открыл новую главу тюркской мусульманской цивилизации. Его учение стояло у истоков формирования казахского народа, казахского языка и Казахского ханства. В это период сформировалась новая религиозная картина, письменная и духовная культура, продолжающаяся в нашем тысячелетии. Казахские ханы избирались перед мавзолеем, а затем в конце жизни находили свой последний приют у усыпальницы Яссауи. Все это свидетельствует как об особом символе современного Казахстана. Да, это национальный культурный код.
Эти моральные ориентиры актуальны и сегодня — они должны быть понятны и близки как школьникам, так и взрослым. Нам нужна модель поведения, соответствующая нашему национальному коду.
— Как учение и ценности Яссауи могут быть включены в повседневную жизнь казахстанцев без привязки к религиозным догмам?
– Через моральное воспитание. Его учение — это простые, но важные правила: как быть скромным, сдержанным, культурным, как вести себя в обществе, как воспитывать детей. Эти знания были частью повседневной жизни.
Почему бы не включить общечеловеческие моральные ценности, накопленные в том числе и на мусульманском Востоке, и лучшие педагогические методы и принципы суфийских школ в современные образовательные и просветительские программы? Мы активно изучаем европейскую этику протестантизма, кальвинизма, восточные духовные практики как древнеиндийские йога-тренинги, Конфуция и Дао. Во многих университетах стоят памятники древним мудрецам, библиотеки заполнены их книгами. Яссауи — основатель первой общеобразовательной и духовной школы в Казахстане, его памятник должен стоять перед университетами в нашей стране. Нам нужна сбалансированная концепция, адаптированная для современности. Наследие Яссауи может быть представлено в разных форматах: мультфильмы, фэнтези, школьные сценарии, театральные постановки. Главное — сделать его понятным для молодежи.
Суфийские традиции были разноплановыми и прогрессивными. Сегодня они могут использоваться для того, чтобы успешно преодолеть современный негатив, могут помочь в том, чтобы усилить духовную защищенность общества, могут решать и социальные вопросы.
Кроме того, наряду с духовными традициями, Туркестан возрождает и материальные аспекты наследия, например, средневековые ремесла. Все это может дать сильный оздоровляющий эффект для казахстанского общества и может стать источником духовного и культурного обновления.
— Говоря о важности личности Ходжи Ахмеда Яссауи, президент Касым-Жомарт Токаев призывал обратить особое внимание на глубокое изучение и популяризацию наследия Ходжи Ахмеда Яссауи. Какие инициативы в этом направлении вы бы могли отметить?
— В ходе Национального курултая в 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев высказался о том, что Туркестан тесно связан с личностью Ходжи Ахмеда Яссауи. Он подчеркивал важность глубокого исследования и необходимости популяризации трудов мыслителя, а также создания института, который будет заниматься творчеством Яссауи. В Туркестане открывается научный центр, здесь собирают старинные реликвии, связанные с эпохой Яссауи. Сейчас здесь активно продвигается мысль о том, чтобы создать город ремесленников. В научном центре Яссауи будут проводить научные конференции и круглые столы. Только на днях там прошел международный симпозиум с приглашением зарубежных исламоведов, культурологов, историков, философов, религиоведов. Все это актуализирует понимание президента нашей страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева о необходимости глубокого изучения творчества и духовного наследия Ходжи Ахмеда Яссауи.