Такое мнение высказал советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов в интервью «Каравану».
Во вторник Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра и министр нацэкономики, заявил, что за первые шесть месяцев текущего года в Казахстане зафиксирован очень высокий темп роста ВВП. За январь-июнь 2025 года экономика страны выросла на 6,2 %. Это выше темпов за аналогичный период прошлого года и самый высокий показатель роста ВВП за последние 12 лет.
Рост в реальном секторе составил 8 %,производство услуг выросло на 5,2 %.
Самые быстрорастущие отрасли экономики – транспорт и строительство. Оживилась торговля и продолжается рост горнодобывающей промышленности, сектора обработки – на 5,5 %, сельского хозяйства – на 3,7 %.
Инвестиции в основной капитал выросли на 19,3 %. Наибольший рост инвестиций наблюдается в сферах, которые формируют экономику будущего: образовании – в 3,5 раза, финансовой деятельности – на 86,2 %, обрабатывающей промышленности – на 48,9 %, здравоохранении – на 32,8 %, транспорте – на 16,2 %.
В январе-мае внешнеторговый товарооборот составил 53,5 млрд долларов. В том числе экспорт — 29,8 млрд долларов, импорт — 23,8 млрд долларов.
«Это неустойчивый и некачественный рост», — так прокомментировал слова вице-премьера Мурат Темирханов.
Для начала — какие отрасли экономики стали драйверами? Транспорт и строительство. Это отрасли, которые никогда не были определяющими для нашей страны.
В июне Бюро национальной статистики опубликовало сборник «Социально-экономическое развитие РК в январе-мае 2025 года». Согласно ему строительство выросло за 5 месяцев на 16,9 %. Вся логистика – на 21 %. Это очень много. Но доля этих отраслей в экономике на пару – всего 11,5 %. Много? Не очень.
В экономике Казахстана есть два столпа, на которых держится все. Это промышленность (28,2 %) и торговля (16,5 %). Здесь с ростом не очень хорошо – 6,6 % и 6,3 %. За счет чего? В основном за счет добычи нефти и валютных поступлений от продажи нефти.
На том же заседании министр энергетики Ерлан Аккенженов сообщил, что за полгода в стране добыли 49,9 млн тонн нефти. Это на 11,6 % больше, чем в прошлом году. Причем важно, что рост стал немного неожиданным для Астаны. В правительстве считали, что нефтяники будут работать чуть медленнее, чтобы вписаться в лимиты ОПЕК. Но Казахстан эти лимиты превысил. Но вот наказания не понес: картель решил поднять добычу.
За весь 2025 год в Казахстане должно быть добыто 96,2 млн тонн. Иначе говоря, теперь нефтекомпании должны снизить темпы добычи. Это по плану. А это уже маловероятно, так как у компаний свои планы.
Вторая причина бурного роста – эффект низкой базы.
«В прошлом году в первом полугодии рост был 3,2 %. Затем он ускорился до 4,8 % на конец года», — напомнил М. Темирханов.
Теперь вернитесь на два абзаца выше и решите, сможет ли экономика Казахстана повторить этот трюк во втором полугодии, если нефти надо будет добыть меньше? Кажется, нет. Если только цены на нефть не будут подскакивать.
Но это маловероятно, так как сам вице-премьер сообщил, что: «Неустойчивость внешних рынков и растущая напряженность продолжают сдерживать деловую активность во всем мире. По прогнозам МВФ, рост мировой экономики замедлится до 2,8 % в 2025 году».
Третий фактор – фискальное стимулирование. Это все, что делает государство для развития экономики и куда тратит деньги, полученные через налоги. И здесь для вложений просто поле непаханое.
Тот же сборник «Социально-экономическое развитие РК в январе-мае 2025 года» говорит, что все инвестиции в основной капитал составили 5,9 трлн тенге. Это много. На 18 % больше, чем в прошлом году. Но вот соотношение источников не очень хорошее.

3,9 трлн тенге предприятия инвестируют в себя же из своих собственных средств. 1,3 трлн тенге – из государственного бюджета. И еще 217 млрд тенге – это кредиты банков.
Надо сразу объяснить: у бизнеса очень редко бывает достаточно денег для развития. Поэтому им для развития новых проектов – строительство фабрик, молочных ферм, систем мелиорации или закупка оборудования, надо обращаться за кредитом в банки. Поэтому в здоровой экономике соотношение должно быть обратным: больше половины денег на развитие должны давать банки.
Но в Казахстане слишком высокая инфляция, поэтому Национальный банк держит очень высокую ставку. Деньги очень дорогие. Обычная ставка для предприятий – 18,8 % годовых.
Предприятия такие ставки просто не тянут. Поэтому они развиваются за счет своих денег. Их немного. Поэтому и развитие медленное.
С другой стороны, и банки не в накладе: половину своих кредитов они дают населению. Тем более для физлиц и цена кредита выше – 21,5 %.

Как видно на этом графике от Нацбанка, что-то не видно, что банки бросились заливать экономику своими деньгами.
Но, чтобы расти, деньги нужны. Они есть у правительства. Главный источник — бюджет. И вот 1,3 трлн тенге инвестиций поступили прямиком из бюджета.
«В текущем году на развитие инфраструктуры автомобильных и железных дорог предусмотрены 2 трлн тенге госгарантий, что позволит охватить строительством и модернизацией 12,1 тыс. км автодорог и 5 тыс. км железных дорог», — сказал министр нацэкономики.
Другой источник – облигации.
«В июне Казахстан успешно разместил евробонды на сумму 2,5 млрд долларов. Это второе размещение после возвращения на рынок капитала в октябре прошлого года. Тем самым мировые инвесторы подтверждают доверие к нашей экономике… В этом году планируется привлечь порядка 25 млрд долларов прямых иностранных инвестиций», — сказал Серик Жумангарин.
Это означает, что правительство наращивает долговую нагрузку на страну. На 1 апреля внешний долг страны уже был 170 млрд долларов. А с начала года он вырос на 5,7 млрд долларов, сообщил Национальный банк.
Такими темпами платежи на обслуживание внешнего долга вырастут раза в 4-4,5 по сравнению с относительно стабильным 2021 годом, когда бюджет платил по процентам скромные 12 млрд долларов.
Ради увеличения затрат правительство проводит и налоговую реформу, принимает новый Налоговый кодекс.
«С 2026 года новые налоговые механизмы дадут порядка 3-5 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет. Это позволит укрепить доходную часть бюджета и расширить возможности государства в стимулировании роста экономики», — говорит министр национальной экономики.
Конечно, большая часть расходов государства – прямые. Это финансирование строительства школ, дорог, энергообъектов и другого снабжения. Но тогда весь вопрос в том, сможет ли государство сохранять такой темп расходов в будущем? Правительство поднимает расходы на образование и здравоохранение. Это здорово. Люди идут работать врачами и учителями. Но завтра, если что-то случится — а такое может случиться, экономика Казахстана слишком зависит от цены на один сырьевой товар, — начнется тотальная экономия. Первым под сокращение попадет как раз государственный сектор. Таких жестких мер кредиторы потребовали от Греции, когда она запросила помощи. Зарплаты бюджетников упадут, что перечеркнет все усилия Астаны по росту человеческого капитала.
Все это неустойчивый и некачественный рост, который держится только на бюджетных расходах. Правительство так и не создало институтов, которые бы помогали вливать деньги в социальное развитие из экономики. Почему? Потому что сама реальная экономика не развита и у нее нет таких денег. В итоге неповоротливая телега социалки стоит впереди ошалелой лошади экономики.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу