Мы все учились понемногу… - Караван
  • $ 518.39
  • 603.09
-17 °C
Алматы
2025 Год
10 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мы все учились понемногу…

Мы все учились понемногу…

Можно не любить писателя Александра Солженицына. Особенно за его нелепые “территориальные притязания”. Но нельзя не уважать его как глубокого мыслителя, по-отечески озабоченного духовными проблемами и судьбами своей нации. Его рецепт выживания России в современных условиях – СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА. Он включает:

  • 8 Февраля 2008
  • 919
Фото - Caravan.kz

1) искоренение бедности, обеспечение его физического благоденствия и нравственного здоровья и 2) народное самоуправление. А “рядом с тем – устойчивое, добротное, равномерное, без административных дерганий течение всеобщего школьного образования. Оно не должно испытывать на себе односторонних и сбивчивых влияний”… Сказано верно, емко, многозначно. И суть фундаментальна и универсальна: здоровая школа – первоипостась, первооснова настоящего и будущего любой здоровой нации. Каково образование – таковы и перспективы.
До сегодняшнего дня у нас, да, видимо, и на всем постсоветском пространстве, школа действует большей частью все еще в поле колоссального опыта, накопленного в СССР. То была достойная система образования, высокое качество которого признавал весь мир. Но идти дальше надо уже самим, не растеряв при этом того ценного, что обрели в предшествующие десятилетия. Тогда, в рамках единого Союза, вся концепция образования, его стандарты, формы и содержание задавались из Центра. Теперь же, вылупившись из тоталитарно-имперской скорлупы, мы должны были создавать образование свое, новое, суверенное, отвечающее всем потребностям нашего независимого развития. И поняли в полной мере, что раньше-то было намного проще, и задумались над тем, что создали.
Проблем перед нами стояло и стоит великое множество. Вот лишь две из них. Одна из самых острых – кадровое обеспечение. Мало принять правильные концепции да программы, надо обеспечить их компетентное наполнение и исполнение и наверху, и на местах. Система образования, как и Восток, – дело тонкое, требующее особого профессионализма (а не только, как не раз бывало, крепкой комсомольско-орговой закваски), основанного на специальных знаниях и собственном практическом опыте. На местах же из бывших “педов” наплодили “университеты”, а квалифицированных учителей катастрофически не хватает. Многие продолжают уходить, чтобы элементарно выжить. Зарплата работников образования, по данным Минобра, составляет всего 64 процента от средней зарплаты по республике.
Другой ключевой проблемой остается существенная недооценка места и роли социально-гуманитарных дисциплин в общем контенте образования. А ведь именно они приобретают сегодня все более актуальное идеологическое значение в обеспечении, если хотите, нашей культурно-духовной суверенности, в формировании нашего активного исторического самосознания, без чего не будет дальнейшего социально-экономического и политического прогресса. Говорю об этих проблемах не понаслышке: на заре независимости довелось руководить системой социально-гуманитарного образования «всех типов учебных заведений”, вводить историю Казахстана как самостоятельный предмет и все другие новые “посткоммунистические” дисциплины, отвечая головой за каждое слово в новых учебниках, коих вводилось немерено.
Всех проблем нашей системы образования здесь не перечесть. В целом же оно пока еще не такое, какое необходимо. Легче всего винить во всех грехах и огрехах только руководителей отраслевого министерства. А ведь проблемы копились годами, в одночасье их не решить. Новое профессиональное руководство прилагает титанические усилия, дабы разгрести полученные в наследство авгиевы конюшни и выправить ситуацию. Но необходимы время, поддержка и помощь всего научного и педагогического сообщества.
Нельзя не согласиться с Архимедом Искаковым в том, что прежде всего “всем нам надо определиться, что мы будем понимать под достойным современным образованием. Мы должны определиться с содержанием образования”. И, исходя из этого, определить весь комплекс назревших проблем, пути решения поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым задач инновационного развития системы образования в рамках выдвинутого масштабного Национального проекта “Интеллектуальная нация-2020”.
Жанай ОМАРОВ
главный редактор «Мы выбираем Караван, Караван выбирает нас»

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Пассажирке рейса Актобе – Алматы стало плохо в небе: ее не удалось спасти

МРП 2026

МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится

Землетрясение

Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды

Бокс

Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Смерть девочки в стоматологии Астаны: анестезиолог не признал вину

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Автомобиль потушили в Шымкенте

Иран

Астану с официальным визитом посетит президент Ирана Масуд Пезешкиан

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта