Пропустишь яму – получишь по зубам
– Морально от “Дакара” еще не отошли?
Турлыбаев: Ой, пока нет!
Ардавичус: Только перестраиваемся. Все-таки 12-часовая разница – это много. К тому же у нас у всех неоднократные сотрясения мозга (смеется).
– Как их получили?
А.: В кабине. Автомобиль так сконструирован, что мы сидим на передней оси. Когда машина переезжает гребенку, то получаем резкие боковые удары, и голова бьется о края кабины. Вот вам и сотрясение. После гонки голова страшно болит и кружится, появляется тошнота, иногда рвота. Ну и зубы немножко пооббивались: пропустишь яму – получишь по зубам.
– Сколько часов успевали поспать?
А.: Старались, чтобы на сон было шесть часов. Если спишь меньше, то на следующий день теряется концентрация, быстрее приходит усталость и сложнее восстановиться. Ежедневно нагрузка растет, а время на отдых уменьшается. Но мы научились распределять силы. Это очень важный момент.
Больше так не рисковали
– Прошлый “Дакар” вы закончили восьмыми, но в этом году вам дали только 33-ю стартовую позицию. Почему?
А.: Это решение организаторов стало для нас шоком. Мы понимали, что с этой позиции догнать лидеров будет очень сложно. Тем, кто стартует в начале, не надо никого обгонять. Обгоны – это потеря времени, риск, пылевые туннели, которые порой составляют два километра. Выходя на максимальную скорость и попадая в такой пылевой туннель, где нулевая видимость, приходится убирать ногу с газа, иначе можно просто убиться. Подыскиваешь момент, когда можно приблизиться к сопернику, определить его слабое место и атаковать. Мы выбрали такую тактику: в первый день, пока еще никто не вкатился, рискнуть. И это оправдало себя – мы сразу поднялись на пятое место. Больше так не рисковали.
– Какой этап для каждого из вас лично оказался самым сложным?
А.: Любой этап может преподнести сюрприз в самый непредсказуемый момент. Так произошло, к примеру, когда мы попали в пески. Это было уже в конце гонки, в Перу. Сюрпризы начал выдавать двигатель – не хватало мощности при подъеме на дюны. Уже даже начали с машиной разговаривать: “Пожалуйста, не подводи! Что случилось? Где болит?”. Выход из строя какого-либо узла – это, как правило, начало больших проблем. Что-то начинает барахлить – не обращаешь внимания, а проблема сидит глубже. Совсем как со здоровьем у людей. Были сюрпризы и перед стартом предпоследнего спецучастка. Машина просто отказалась заводиться, запустились с толкача.
Т.: Для меня самым сложным было, когда переезжали через горы на высоте 4700 метров. Было тяжело дышать, все время хотелось спать. Я вообще боюсь высоты. Впервые был в таких горах, когда колесо едет по самому краю пропасти. И эта пропасть не 10–12 метров, а все 500–600. Что касается машины, то она труднее всего переносила скоростные этапы, когда на трассе много камней и поперечных ям. Один раз мы летели со скоростью 150 км/ч и перескочили через канаву шириной три метра. Ее сначала не заметили, а когда увидели, тормозить было бесполезно. Если бы ехали тихо, попали бы в нее. Страшно даже вспоминать о таких местах.
Каждый “Дакар” уносит жизни
– На нынешнем “Дакаре” были и другие страшные эпизоды. К примеру, смерть аргентинского мотогонщика Хорхе Андреса Боэро или авария чешского экипажа Алеша Лопрайса…
Т.: Подобные моменты, конечно, влияют на психику. Начинаешь перестраховываться. Даже при обычном движении в городе, увидев аварию, начинаешь ехать медленнее и внимательнее. Но проходит некоторое время, и снова надо ехать быстро – это же гонка.
А.: Каждый “Дакар” уносит жизни. Эта гонка не была бы такой популярной, если бы не опасности и скорость. Люди выходят на “Дакар” с четким пониманием того, что случиться может всякое. Кто допустил ошибку, тот сходит. На этом “Дакаре” были жертвы. Как и на прошлом. Мы стараемся не думать об этом. Человеку свойственно считать, что самое страшное может произойти с кем угодно, но только не с ним. Я же здраво оцениваю возможности и свои, и всей команды, стараюсь не войти в тот режим, в котором мы не смогли бы контролировать ситуацию. Организаторы делают “Дакар” таким, чтобы ты его не прошел, чтобы не выдержал, свалился. Эта гонка беспощадна к тем, кто не смог совладать с трассой, с собой.
Алеш Лопрайс разбился прямо перед нами. Когда я издалека увидел разбитый автомобиль, то сразу понял, что это его машина. Еще стояли пыль и дым. Когда мы подъехали, к машине уже кто-то бежал. Пилот лежал на дороге, рядом вытащили из кабины штурмана. Он был без сознания, с открытой черепно-мозговой травмой. Картина ужасная! Автомобиль еще работал – он шипел, крутились вентиляторы. Мы его обесточили, вытащили систему, которая оповещает сигналом SOS, запустили ее и дождались спасательного вертолета. После этого продолжили гонку. Мы всегда готовы помочь и в глубине души рассчитываем, что, если с нами что-то случится, нам тоже помогут.
20 кедов – за курево, 10 – за опоздание
– Ваше отношение к голландцу Жерару де Рою изменилось после того, как узнали, что ради победы на “Дакаре” он умышленно нарушил технический регламент?
А.: Говорят, что победителей не судят. Есть какая-то обида на то, что он выиграл в нечестной борьбе. Жаль, что узнали об этом в последний момент. Но что было, то было. Де Рой шел к этой победе десять лет, он вложил в нее десятки миллионов евро. Так что эту победу заслужил.
– Де Рой – потомственный автогонщик. А вы?
Т.: Мой отец был трактористом, затем работал водителем. Я постоянно был рядом, помогал ему. Так что железки мне близки с детства. Мама постоянно находила в карманах гайки, болты.
А.: Мои родители не имеют никакого отношения ни к автомобилям, ни к автоспорту. Я пришел сюда в 1993 году и с тех пор все время посвящаю автоспорту.
– А до этого каким видом спорта занимались?
А.: Я алматинец и девять лет занимался дзюдо в ЦСКА, который в то время назывался СКА-12. Но, видимо, оказался слабым борцом, перспектив никаких не было. Однако борьба стала для меня очень хорошей школой. Я научился правильно оценивать свои возможности и силы. Дзюдо – это не только борьба, но и выстраивание тактики, стратегии, умение концентрировать в себе свои силы. Я окреп физически, и это до сих пор дает мне преимущество перед другими спортсменами. Очень благодарен своему тренеру Талгату Захаровичу за то, что он нас, молодых пацанов, вытащил из подворотен и воспитал настоящими спортсменами.
– А была опасность пойти по кривой дорожке?
А.: Хулиганил, как и все. Но две тренировки в день забирали основное время. Может, в это время и могло что-то случиться. Но мне было некогда, я находился на тренировке, а за каждое опоздание, не говоря уже о куреве и алкоголе, мы получали наказание кедами. “Тариф” был жестким: 20 кедов – за курево и 10 – за опоздание (смеется). Это воспитывало дисциплину, чувство ответственности.
Десятитонный монстр
– В повседневной жизни много времени проводите за рулем?
А.: Вся моя жизнь – это гонки, тренировки, тесты. Я работаю инструктором по сафари в ОАЭ, поэтому пустыня – мой второй дом, уже адаптировался к жаре. Скоро выезжаем с командой на тренировки в Марокко либо в Мавританию. Потом будет ралли-рейд “Шелковый путь”. Так что гонок у меня хватает. В обычной жизни езжу на легковой машине. После грузовика она кажется игрушечной. По городу езжу спокойно, по правилам. Даже боюсь тех, кто начинает гонять. За рулем “гражданского автомобиля” я отдыхаю и получаю удовольствие от вождения. Не нужно путать гражданскую жизнь и гоночную – это разные атмосферы. Мне кажется, на дорогах нужно быть дисциплинированным и не подвергать риску окружающих.
– Можете представить себя на “Дакаре” в каком-нибудь другом классе автомобилей?
А.: Я много лет шел к грузовику, и после него сложно пересесть в тот же внедорожник. Грузовики – это топовая категория, самая интересная, быстрая и смотрибельная. На грузовике получаешь колоссальное удовольствие от управления этим огромным десятитонным монстром.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Спортивно-массовый фестиваль Beles 2025 проходит в Алматы
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Во сколько обойдется иностранцам новогодняя ночь в Астане и Алматы
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане