Касым-Жомарт Токаев, выступая на четвертом заседании Национального курултая, назвал четыре приоритетных направления для развития Казахстана.
Отдельным пунктом глава государства отметил человеческий капитал. Инвестиции в людей Президент назвал самым надежным вкладом государства. Он подчеркнул, что Казахстан продолжит вкладывать значительные средства в образование и науку, медицину, спорт, креативную индустрию. Своим мнением по основным инициативам, озвученным на площадке Курултая, с нами поделилась политолог, общественный деятель Акбопе Абылкасимова.
– Акбопе Бахытжановна, президент подчеркнул, что налоговая реформа – это вопрос будущего страны и благополучия следующих поколений. Как можно трактовать этот месседж с точки зрения долгосрочной экономической стратегии Казахстана?
– Я считаю, в нашем обществе сейчас отсутствует понимание того, что без развития государства не будет личного благополучия.
За последние 30 лет народ думал только о том, как бы самому хорошо жить, но абсолютно не задумывался о том, что у нас есть государство, и если не будет благополучия, если государство не станет экономически сильным, то, извините, не будет ни малого бизнеса, ни среднего бизнеса, и в принципе никакого развития. И поэтому вот эта налоговая реформа, она назрела уже давно. Почему-то люди пытаются замолчать тот факт, что до 2007 года у нас НДС был 20%, корпоративный подоходный налог был 30%, а потом это все снизили.
Есть вообще экономическая основа существования любого государства – это государственный бюджет, который, соответственно, финансирует социальную часть и в то же время какие-то государственные, стратегические проекты. У нас получилось так, чтобы экономика была с самого начала, с 90-х годов, завязана только на ресурсоотдаче. Это называется ресурсное проклятие, есть такой экономический термин, и через это ресурсное проклятие прошли все страны Латинской Америки.
Когда страна существует за счет какого-то ресурса, скажем, вот как мы за счет продажи нефти, то развиваются только отрасли, связанные с этим ресурсом. На тот момент нам повезло — нефть с цены 15 долларов поднялась до цены 140 долларов за баррель. И мы на этом выжили, но при этом экономику не диверсифицировали, но при этом еще и снизили налоги, не понимая, что вот эта рыночная цена на нефть, она всегда может опуститься. Сейчас мы столкнулись с тем, что нефть стоит порядка 70 долларов за баррель, и даже падает ниже этого уровня. А бюджет у государства действительно очень социально нагруженный. Вообще, наши граждане должны понимать,
Казахстан это сильно социальное государство, мы финансируем все за счет государства: образование, медицину, социальные пособия, элементарно, даже спортивные секции детей сейчас финансируются. У нас выросла минимальная заработная плата больше, чем в два раза. И соответственно расходная часть у нас увеличилась, а доходная часть пока не растет. Как оказалось, у нас 2 миллиона налогоплательщиков. Вот то, что вчера отметил наш глава государства. Мы погнались за цифрами, а не за результатами. Из 2 миллионов налогоплательщиков бюджет содержит практически несколько тысяч.
Получается, более 90% налогоплательщиков не платят налоги, но при этом все хотят жить хорошо. Так не бывает. Именно поэтому, мой президент вчера и отметил, да, налоговая реформа это основа стабильного и сильного будущего.
Нам нужно закрыть бюджетный дефицит. Нужно говорить честно. У нас доходов 16 триллионов, а расходов заложено 25 триллионов, 9 триллионов разницу нам нужно закрыть. На самом деле, когда говорят про НДС, люди сгущают краски.
Я управляла предприятием 12 лет, которое платило НДС. Проблема в чем? Если порог сейчас выше 78 миллионов, те компании платят НДС. Но бизнес увидел эту лазейку и что начал делать? Он начал просто делиться на мелкие компании, уходить от уплаты НДС. При этом НДС не напрямую садится на услуги или на товары, а получается, что ты продаешь услуги, к примеру, с НДС, покупаешь услуги с НДС и ты платишь только разницу.
А у нас, получается, когда нету плательщиков НДС, это стало реально прямым налогом либо на услуги, либо на товар, который компания предоставляет. Поэтому сейчас правительство правильную реформу предложило. И сильно она не повлияет. Вот эти 4% не ощутят люди. Но зато у бизнеса пропадет интерес дробиться.
– «Сильные регионы — Сильная страна» — озвучил незыблемый принцип своего политического курса Президент. Какие инициативы направлены на создание новых точек экономического роста регионов и устранение дисбаланса в региональном развитии?
– Глава государства озвучил, что Казахстан будет инвестировать в развитие регионов. И при этом глава государства озвучил 4 главных направления для развития экономики.
Знаете, на самом деле такое существует мнение в обществе, что мы можем развиваться в разных проектах. Но так не бывает. Нам действительно нужно определить приоритеты и глава государства правильно их подобрал.
Первое – цифровизация и искусственный интеллект, второе – развитие транспорта и логистики, третье – энергетика, четвертое – агропромышленный сектор. На данный момент получается, что доноров бюджета вообще в Казахстане там, по-моему, 3 региона всего. Это те регионы, которые в общий государственный бюджет направляют трансферты, а все остальные выступают получателями.
Но каждый регион у нас, он имеет большой потенциал для развития. И вчера глава государства абсолютно правильно отметил, мы не можем распыляться, это невозможно. Нам нужно наметить отрасли, как вот он отметил, которые мы должны развивать. Многие пишут в соцсетях, давайте строить заводы. Друзья мои, давайте будем сначала реалистами. Стоимость инвестиций в один завод это миллиарды долларов США. И ни один инвестор не придет в страну строить какой-то завод там, где проживает 20 миллионов человек всего лишь.
Почему, к примеру, Apple строит в Китае? Потому что там население полтора миллиарда. Почему Tesla идет в Китай или во Вьетнам? Потому что там есть рынок и более того, там есть выход к морю. Поэтому мы выбрали оптимальный вариант.
Цифровизация, искусственный интеллект — да, они энергозатратные, туда нужны инвестиции, но еще туда нужны мозги. А вот мозги мы можем вырастить. Мы можем вырастить очень грамотное и образованное поколение. И я лично верю, что наша казахстанская молодежь имеет большой потенциал для развития. Почему Агропром? Потому что у нас огромные территории, мы владеем девятой территорией в мире, которую нам оставили наши предки. С 15 века они для нас сохранили такую огромную территорию для того, чтобы мы ею пользовались, чтобы мы растили сельхозкультуры.
Например, мы прекрасно экспортируем зерно сейчас, насколько я знаю, в Катар, на юго-восток. И мы можем более того, мы можем там еще и экспортировать мясо. У нас два больших рынка сбыта рядом, с одной стороны китайский, с другой стороны российский. Почему мы говорим о транспорте?
Вот почему глава государства отмечает постоянно, что мы должны превратиться в евразийский транспортно-логистический хаб. Потому что на самом деле сухопутные пути из Китая в Европу все равно идут через Казахстан. Да, конечно, пытаются их диверсифицировать через Кыргызстан, но там нет возможностей пропустить большое количество грузов. Поэтому у нас замечательное положение, мы должны этим пользоваться, тем более, учитывая то, что опять же отметил глава государства, геополитическое напряжение в мире нарастает. Морские пути все под контролем Соединенных Штатов. И Китаю выгодно сейчас возродить тот традиционный шелковый путь, а нам выгодно этим пользоваться. Теперь про электроэнергетику. Я, знаете, очень согласна с главой государства по вопросу строительства трех АЭС.
Любое производство, тот же самый искусственный интеллект, развитие цифровизации, оно очень энергозатратно. И нам нельзя быть зависимыми от других государств в плане получения электроэнергии, а на данный момент мы очень зависим от Российской Федерации, закупая у них электроэнергию.
А мы можем построить три АЭС и продавать электроэнергию. Это дополнительные доходы, потому что страны, которые находятся рядом с нами, тоже нуждаются в электроэнергии. Таким образом, получается, сильные регионы в чем? В том, что в каждом регионе у нас есть возможности развития той или иной отрасли, и если мы поднимем регионы, то это будет большой прорыв. Мы оставим процветающую страну нашему народу.
–Какие в целом выводы можно сделать исходя из риторики выступления Президента?
– Я думаю, что центральной идеологемой стало решение о принятии Концепции по внутренней политике. Действительно, мы упустили идеологию. Мы забыли, что такое идеология, и получилось так, что, народ начал думать только о материальном, о насущном. Но нация не развивается только на материальных основах.
Для развития нации нужен крепкий идеологический базис, правильные установки. Приоритет — это нравственность, это культура, это патриотизм, все то, что вчера отмечал Касым-Жомарт Кемелевич. Еще мне очень понравилось, что президент особо отметил, нельзя однобоко подходить к истории.
История — это тоже идеология. Если мы сейчас будем навязывать молодежи постоянный постколониальный синдром, постколониальные комплексы, наша молодежь не сможет развиваться, потому что развиваться жертва не может.
Развивается всегда тот народ, который обладает свободным мышлением, у которого за спиной успехи его предков и ему не стыдно посмотреть будущему в глаза. Потому что у него были такие предки, которые сохранили ему девятую территорию в мире, которые выиграли Великую Отечественную войну — у нас 1 250 000 казахстанцев ушло на фронт, 600 000 погибло, это все наши деды и прадеды.
Наши предки построили в Казахстане и заводы, и теплоэлектростанции, и даже АЭС в свое время, и театры, и университеты. Это все заслуги наших предков, которые мы должны ценить, и если молодежь будет расти на том, что она ценит то, что дали им их предки, то она захочет приумножить это все, и тогда она будет стремиться к лучшему. Поэтому это абсолютно правильный месседж, что однобокого рассмотрения истории не должно быть. Мы должны вырастить нацию, свободную от комплексов и от стереотипов.
– В продолжение темы советского наследия, президент подчеркнул важность объективного анализа того периода. Как вы считаете, о чем свидетельствует данное поручение?
– Когда говорят о советском периоде, почему-то укореняется точка зрения, что все было плохо. Казахи такой народ, который всегда уважал старших. И почему-то мы не понимаем, что когда мы очерняем советский период истории, а в нем жили наши отцы, наши деды, мы практически растаптываем их достижения. А достижений было действительно много. Если до сих пор теплоэлектростанции, которыми мы пользуемся, все построены в советское время. Все забывают о том, что именно в советское время получила большое развитие казахская литература. Советское время дало нам 100% грамотность.
Население, которое жило в аулах до советского периода, при царской власти, оно не было грамотным. Существовали медресе, отдельные школы, но это был совсем другой уровень. Советский период дал нам нормальное, качественное образование. Это самое главное, потому что только образованная нация может вести страну вперед.
Период, когда покупались дипломы, это не советский период, это то, с чем пришлось столкнуться уже нашему поколению. И вот эти люди как раз оказались неспособны вести страну вперед, потому что у них нет фундамента, базы, чтобы совершать научно-технические открытия, чтобы развивать страну. Вы посмотрите, сколько у нас было научно-исследовательских центров. Ни к одному вопросу не подходили просто так, не решали на коленке, проводились системные исследования, строились лаборатории.
Какие университеты были построены в Казахстане, какие заводы были построены в Казахстане. Да, любая страна мира проходила через трудные этапы, это исторический опыт, который мы не изменим, главное, чтобы мы его не повторили. К примеру, был период репрессий. Но все забывают о том, кто писал доносы, кто возглавлял комиссию по раскулачиванию, подавлял восстание голодных казахов.
Президент правильно сказал, что мы действительно в погоне за тем, чтобы увековечить чьи-то имена, и это уже делалось даже в независимом Казахстане, мы давали названия улицам и городам, действительно не оценив вклад и влияние на наше историческое прошлое. Поэтому я думаю, что, конечно, тут абсолютно прав президент. Любой период истории дает не только темные стороны, он дает и белые стороны. И мы должны это понимать, помнить, и мы должны чтить наших предков, потому что любая нация развивается тогда, когда она помнит подвиги и труды своих предков.
– Касым-Жомарт Токаев высказался о необходимости четкого понимания того, с каким багажом страна подойдет к 40-летию независимости. Можно ли это расценивать как призыв к переосмыслению роли Казахстана в мире?
– Я думаю, что роль Казахстана в мире сейчас действительно переосмысливается. Во-первых, я абсолютно согласна с тезисом Президента о том, что роль средних держав растет. Конечно, крупные державы, обладающие большой экономической и военной мощью, они пытаются диктовать, но мы видим сейчас на примере тех же Соединенных Штатов, что глобализация уже не устраивает крупные державы, они начинают направлять свое развитие вовнутрь.
И, соответственно, средние державы в этот момент, такие как Казахстан, выходят на передний план. Мы на самом деле очень сильное экономическое государство, мы же первая экономика в Центральной Азии.
Мы увеличили свой ВВП в два раза за последние пять лет, у нас есть потенциал для того, чтобы расти, и только от нас зависит с каким багажом мы придем к 40-летнему рубежу. Еще хочу отметить, что возрастает и роль дипломатии. Вы заметили, что американские профессоры сейчас говорят о том, что не все вопросы можно решать военной мощью, с помощью экономического шантажа.
В этом смысле нашей стране сейчас очень повезло, потому что нами руководит профессиональный дипломат с огромным опытом, человек, которого знают во всем мире, уважают во всем мире. Мы должны гордиться, что у нас такой лидер. И если мы действительно выполним все то, что президент вчера озвучил, а он озвучил мощнейший план и стратегию по развитию страны, то наша страна к 40-летию независимости действительно подойдет с большим потенциалом и совсем с другим местом в мировой геополитике.