Опубликовано: 440

Может ли экспорт топлива привести к кризису с бензином? - аналитик

Может ли экспорт топлива привести к кризису с бензином? - аналитик Фото - Sputnik Казахстан

Аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ рассказал, с чем связан переизбыток топлива в Казахстане, как экспорт бензина скажется на экономике страны и следует ли ожидать очередного кризиса.

Недавно в отечественных СМИ появилась информация, что Казахстан официально открыл экспорт бензина. Теперь топливо будут отправлять в страны Центральной Азии, Россию и даже Афганистан.

По данным телеканала "КТК", соглашение с Россией о поставке нефтепродуктов одобрили депутаты. В этом году за границу могут экспортировать 600 тысяч тонн топлива.

Однако возникает вопрос: как это решение может отразиться на экономике нашей страны и ценах на бензин, учитывая нестабильность цен на топливо в стране?

Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным аналитиком нефтегазового рынка Сергеем СМИРНОВЫМ.

- С чем связан переизбыток топлива в стране?

- Сложилась уникальная для Казахстана ситуация. Закончилась модернизация трех нефтезаводов, хотя, согласно плану, она должна была произойти еще в 2015 году.Плюс не успели вовремя отказаться от импорта российского топлива, потому что, как помните, у нас одно время его в стране сильно не хватало, и шел завоз из России.

И вот когда заводы закончили модернизацию, стали производить больше топлива, возникло переполнение хранилищ. Получилась ситуация, схожая с обратной, когда у нас остановились заводы на плановый ремонт. Причем неизвестно было, сколько на это уйдет времени и каких объемов будет не хватать. Убеждали, что якобы запасы у нас имелись. А когда заводы остановились, все резервы куда-то пропали. Возник дефицит топлива. Здесь же сейчас обратная ситуация и в итоге получился профицит бензина. Начали шуршать по поводу вариантов экспорта, чтобы вывезти какую-то часть. С 2014 года, когда официально объявили, что ищут регионы, куда его сбывать, толком и не определились, куда его экспортировать. Договорились только к началу ноября 2018 года. 200 тысяч тонн поставлять в Киргизию. И долго договаривались с Россией.

- Как это может сказаться на казахстанской экономике?

- По поводу внутренней экономики не могу сказать точно, но то, что на этом крупно заработают оптовые поставщики топлива, – это однозначно. В сопредельных странах (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) цена бензина значительно выше, чем у нас на внутреннем рынке.

Поставляя топливо не нашим потребителям, а за рубеж, они получат гораздо большую выручку. В этих странах можно поставить цены немного пониже, чем у российского бензина, дабы была какая-то конкуренция, и получить гораздо больший доход, чем внутри страны.

- Вы заявляли, что можно ожидать повышения цен на бензин уже текущей весной.

- Здесь есть небольшая опасность. После открытия экспорта топлива оптовые трейдеры  могут слишком увлечься этим, и внутренний рынок останется без бензина. Несколько лет назад в начале августа была надежда, что хранилища переполнены, однако в середине августа оказалось, что они полупусты. В конце месяца цены на топливо подскочили. Спрашивается, куда оно делось, если экспорт тогда еще был невозможен?

- Можно ли ожидать очередного бензинового кризиса в стране?

- Да, если они перестараются с экспортом топлива. Погнавшись за прибылью, они рискуют оголить внутренний рынок. Мы можем столкнуться с дефицитом бензина. Помимо этого, у нас идет выравнивание цен с российскими.

- Какие действия надо предпринять, чтобы избежать этого?

- Необходимо наладить на границах жесткий контроль и отслеживать, сколько бензина вывозят из страны. Если власти заявляют, что наши модернизированные НПЗ в состоянии насытить внутренний рынок, то надо контролировать, чтобы не было слишком большого экспорта за рубеж.

Ну и, естественно, контролировать качество выпускаемой продукции. Так как есть риск возникновения дефицита хорошего топлива.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи