О том, как развивается порт, какие введены новшества, и о его перспективах рассказывает президент АО “НК “Актауский международный морской торговый порт” Абай ТУРИКПЕНБАЕВ.
Принцип “одного окна”
– Абай Ногаевич, в рамках рабочей поездки в Мангистаускую область глава государства сказал, что мы успешно преодолели континентальную замкнутость. Образно говоря, “прорубили окно во внешний мир”. Как порт Актау связывает Казахстан с внешним миром?
– Порт Актау позволяет обеспечить перевозку грузов, связывая Казахстан с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном сетью морских сообщений. В настоящее время большое внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который ориентирован на обеспечение грузоперевозок между Казахстаном, Китаем, Юго-Восточной и Центральной Азией, Турцией и странами Южной Европы. Примером успешного развития международных транспортных маршрутов, пролегающих через порт Актау, служат контейнерные поезда.
Не так давно наш порт вошел в состав учредителей Международной ассоциации “Транскаспийский международный транспортный маршрут”. Участники проекта – экспедиторские компании, железные дороги, порты, судоходные компании, работающие от Китая до Турции, заинтересованные в создании конкурентных условий для транспортировки контейнерных грузов.
– Чем привлекателен Актауский морской порт для зарубежных перевозчиков?
– Наш порт – это современное предприятие, которое 24 часа в сутки осуществляет перевалку нефти, металла, зерна, товаров народного потребления в полном соответствии с международными стандартами. Внедрение мирового опыта по организации морских перевозок и портовой деятельности нам обеспечивает привлеченная к управлению компания DP World (Дубай) – лидер среди представителей мировой портовой инфраструктуры.
У нас созданы все условия для перевалки металла, идущего в экспортном направлении на Иран. Традиционно работаем с нефтью, зерном. Сохраняется тенденция роста отправки большегрузной автомобильной техники. Успешно выполняются операции по перевалке негабаритных грузов.
С начала прошлого года был реализован уникальный для транспортной отрасли принцип “одного окна”, что позволило значительно ускорить обработку грузов, прибывающих паромным сообщением, и сократить время обработки с 12 до 2,5 часа.
Максимальная пропускная способность порта составляет 17 миллионов 700 тысяч тонн грузов в год. Исходя из динамики грузоперевозок, в разные годы достигались рекордные показатели годовой перевалки некоторых видов грузов. К примеру, металла – 2 миллиона тонн, зерна – 700 тысяч, других грузов – более 600 тысяч тонн. В целом средний годовой показатель общей перевалки составляет порядка 5–6 миллионов тонн. В 2016 году, к примеру, в порту Актау было обработано почти 5 миллионов тонн груза, основная доля которых приходится на нефть – 2 278 тысяч тонн и металл – 1 268 тысяч тонн.
Сегодня у нас полноценно действуют четыре специализированных нефтеналивных причала, столько же универсальных сухогрузных причалов для обработки генеральных грузов, контейнеров, для перегрузки негабаритных грузов. Мы располагаем зерновым терминалом, железнодорожным паромным комплексом.
Достойный конкурент
– Каковы технические возможности порта, какими мощностями вы располагаете?
– Порт Актау имеет достаточное техническое оснащение для полноценного выполнения производственных задач. У нас работают 6 портальных и 5 мобильных кранов, есть стреловой самоходный кран, экскаватор-погрузчик, вилочные и ковшовые автопогрузчики. Недавно были приобретены новые современные автопогрузчики. Имеются в достаточном количестве портовые тягачи и полуприцепы. Все это позволяет обрабатывать грузы весом до 140 тысяч тонн.
В целом по своим техническим параметрам порт Актау полностью соответствует международным стандартам. Акватория специально оборудована для безопасной стоянки, разностороннего обслуживания судов и проведения грузовых операций.
– Какие вы видите перспективы?
– Сегодня в морском порту Актау делается все, чтобы он мог достойно конкурировать с другими каспийскими портами. Ведется освоение новой номенклатуры грузов, в том числе рассматривается возможность перевалки опасных грузов, упрощаются процедуры оформления, развиваются принципы клиентоориентированности, запланирована модернизация существующего паромного комплекса.
Дело от “А” до “Я”
– Как известно, вы не так давно заняли должность президента порта. Насколько вам знакома, близка работа морской гавани?
– Достаточно сказать, что я работал в порту Актау до назначения на должность руководителя. Сюда я пришел в 2014 году и возглавил отдел портовых сооружений и капитального строительства. Через год был назначен вице-президентом по техническим вопросам, с октября 2016 года по январь 2017 года принял строящийся порт Курык, а уже в феврале этого года вернулся в порт Актау в качестве первого руководителя.
Знания специфики работы получил еще до Актау в Грузии, будучи директором “Батуми Индастриал Холдинг Лтд”, предприятии АО “НК “КазМунайГаз”, владеющем нефтяным терминалом и эксклюзивным правом управления Батумским морским портом.
Западный регион считаю родным. Здесь я живу с детства. После окончания Казанского химико-технологического института по специальности инженер-механик и Евразийского института рынка по специальности экономист-менеджер работал на промышленных предприятиях Мангистауской области.
– Как, по вашему мнению, изменится ситуация для порта Актау после ввода в строй паромного комплекса в Курыке?
– Новый порт Курык позволит нам разгрузить мощности паромной перевалки и произвести реконструкцию имеющегося паромного причала. На первом этапе Курык берет на себя только железнодорожные отгрузки, автомобильные перевозки у них еще в проекте, поэтому этот вид перевалки остается в приоритете за портом Актау.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу