Опубликовано: 670

"Молодежь все больше интересуется казахским языком, не потому, что его требуют знать в школах, а потому что он в тренде"

"Молодежь все больше интересуется казахским языком, не потому, что его требуют знать в школах, а потому что он в тренде"

Директор Фонда развития государственного языка, автор первого бесплатного онлайн-курса Soyle.kz Азат Шауеев рассказал о новом проекте по изучению казахского языка по методу Пимслера на канале SoyleTube.

- Азат Садметович, сейчас огромное внимание уделяется казахскому языку. Расскажите о том, станет ли государственный язык еще более востребован не только среди старшего поколения, но и среди молодежи. Возможно ли это?

- Однозначно. На первом заседании Национального курултая глава государства коснулся статуса казахского языка: «Позиции государственного языка укрепляются день ото дня. Кроме того, казахский язык проникает в мировую коммуникационную среду. Недавно известная компания APPLE добавила казахский язык в языковую систему iOS. Телеканал NICKELODEON, транслирующий на 40 языках, начал вещание на казахском языке. По инициативе молодежи уже 6 лет издается журнал NATIONAL GEOGRAPHIC на нашем родном языке. Пока существует казахское государство, будет и казахский язык». Даже сейчас молодежь все больше интересуется казахским языком, не потому, что его требуют знать в школах, а потому что он в тренде. А вы знаете, что люди всегда хотят быть в тренде. Статистику обучающих казахский язык можно увидеть и на нашем бесплатном онлайн-портале по изучению казахского языка Soyle.kz. Со дня открытия портала его посетили более 10 миллионов человек из Казахстана и зарубежья. В настоящее время с помощью портала обучаются около 235 000 русскоговорящих, англоговорящих и турецкоговорящих, более 120 тысяч скачиваний мобильного приложения Soyle.

- Современный мир – это мир социальных сетей. Занимается ли Фонд продвижением языка в этом направлении?

- Фонд развития государственного языка и команда Soyle всегда старается для своих пользователей и подписчиков. Тем самым продвигая язык в таких социальных сетях как: Instagram, TikTok и Youtube. Президент РК Токаев Касым-Жомарт Кемелевич в своем интервью сказал: «Сейчас молодежь сидит в основном в TikTok и Instagram, это реальность нашей жизни. Давайте вписываться в эту реальность соответствующим образом и положительно влиять на настроение, культуру и воспитание наших детей».

- Какой формат обучения используется в TikTok и Instagram?

Формат в TikTok - это микрообучение, предполагаемые короткие занятия, способствующие быстрому освоению казахского языка. Количество подписчиков за полгода достигло 20 000 человек. А формат Instagram - это обучение ежедневным фразам, диалогам с аудированием, простое и доступное обьяснение грамматических правил и т.п.

- Какие еще проекты, помимо портала Soyle.kz, имеются в активе Фонда развития государственного языка?

- Soyle.kz – это экосистема, которая объеденяет и взаимодействует с другими проектами Фонда. Веб-романы или комиксы из серии «Легенды великой степи» на трех языках на сайте Qazcomics.kz, сайт официально-делового казахского языка - Resmihat.kz. В скором времени планируется открытие модернизированного детского развивающего сайта «Тәтті алма».

Популярный раздел – канал SoyleTube. Здесь представлен оригинальный и современный метод изучения языка. Стоит отметить популярность метода доктора Пимслера на канале. Это новый проект команды Soyle.

- Кому подходит данный метод обучения?

Уроки-диалоги казахского языка по методу Пимслера - это лучший аудиосамоучитель для начинающих, отлично подходит для освоения разговорного казахского языка с нуля. Изучаемый материал повторяется в курсе с определенной периодичностью, позволяющей надежно закрепить его в сознании обучающего. Обучение по данному методу происходит в форме диалога, в котором каждый человек будет непосредственным участником.

Уже с первых занятий можно научиться самостоятельно разговаривать и составлять предложения на казахском. Изучение грамматики будет происходить методом индукции, т.е. при многократном воспроизведении и повторении одних и тех же грамматических конструкций, будут укладываться автоматические шаблоны речи.

- Какой обьем составляют уроки по методу Пимслера?

Курс для начинающих (уровень А1) построен из 20 уроков, по 15-20 минут каждый. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога. Тематика направлена на бытовую и социально-культурную сферу общения. В системе используется интервальная система повторения слов, когда уже пройденные слова повторяются в следующих уроках по определенной системе. Это позволяет надолго запомнить изучаемую лексику.

Огромным преимуществом данного метода является то, что пользователю не нужно специально осваивать грамматику, так как разговорные шаблоны автоматически встраиваются в сознание.

Люди будут учиться хорошо только тогда, когда им интересно. Поэтому мы всячески старались при разработке диалогов систематизировать, упростить весь материал и соблюдать принципы доступности и последовательности. С самого начала обучающийся учит живую и правильную речь без акцента. Он может прослушать весь диалог, отдельные слова, а также читать их на казахском языке с переводом на русский.

- Могли бы Вы поделиться небольшим содержанием урока?

- Первый шаг – он всегда самый трудный, когда надо с кем-то заговорить. Поэтому сначала самое важное.

Вы узнаете, как сказать: «Сәлем/Привет» и «Как дела?/Қал қалай?» по-казахски.

Как сказать: «Да» и «Нет» по-казахски.

Как будет «Пожалуйста» и «Спасибо» на казахском.

Как спросить о времени (Сағат қанша болды? Уақыт қанша?)

Вы узнаете примеры использования слов «давайте», «уже», «чуть-чуть»,

освоите лексику, необходимую, чтобы спросить, как добраться до нужного вам места.

Здесь есть лексика, с помощью которой вы сможете объясниться в магазине или в кафе.

Вы выучите важные фразы, которые могут понадобиться в разных ситуациях. Вы научитесь:

- как выразить возможность (бара аламын, келе аламын);

- как выразить долженствование (сатып алу керек, күтіп алу қажет и т.д.);

- как выразить желание (барғым келеді / барайын деп едім);

- как выяснить направление движения (дүкенге, жұмысқа бара жатырмын...);

- как сказать о наличии или об отсутствии (бар, жоқ);

- как выяснить, владеет ли собеседник казахским языком (сөйлей аламын, жаза аламын);

- как выразить отношение к чему-либо (ұнайды/ ұнамайды; жақсы көремін/ жек көремін)

- как выяснить принадлежность (жұмысым, үйім, сенікі, менікі)

- как спросить и сообщить о местонахождении предмета или лица (жанында, артында, қасында, алдында, артында)

- Получается обучающийся повторяет казахские фразы и слова за диктором?

- Хочу отметить, что диалог – это не просто набор фраз по типу «вопрос – ответ», а обязательно и реакция на информацию собеседника, и эмоциональная составляющая той или иной степени. Поэтому при разучивании диалогов аудиосопровождение играет очень важную роль. Слушая диалоги, обучающийся не только запоминает фразы, но и копирует интонационный рисунок и правильное произношение, что имеет особенно большое значение именно в диалогической речи.

Например, в казахском языке буква «ы», в отличие от русского произношения, не тянется и проговаривается быстро, и в этом примере «бара жатырмын [бара жатырм] – мын сокращается до – м. Здесь «ын» не произносится в связи с выпадением буквы –ы».

- Как и в любом языке, в казахском есть свои особые правила и исключения, которые нужно знать. Могли бы Вы их озвучить?

- Во всех текстах диалогов языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов и содержит речевые модели казахского языка, часто используемые в реальной жизни, повседневном использовании.

Например: на казахском языке окончание – шы (-ші), присоединяясь к основе глагола, придает ей значение просьбы: Принесите, пожалуйста – Әкеліңізші.

А для выражения своего отношения к объекту или действию используется конструкция Маған ұнайды (Мне нравится) или Маған ұнамайды (Мне не нравится).

Если хотите купить что-то, то вы говорите «Алайын деп едім», используя конструкцию «-ейін/-айын деп едім» - «я хотел/а бы»

Или же в разговорной речи вместо «сатып алу» часто употребляется сокращенная форма «алу» - «машина алдым», «нан алу керек».

В казахском языке окончания -айық/-ейік, айын/ейін выражает форму совместного действия и соответствует слову «давай/те»: - Давай, немного отдохнем / Кішкене демалайық.

«Могу» в казахском языке передается при помощи вспомогательного слова «алу», которое сочетается с другими словами действия (сөйлеу, жазу, айт, кездесу и т.д.) – бара аламын, сөйлей аламын, а для выражения «не могу» - бара алмаймын / айта алмаймын.

Хочу обратить ваше внимание на вспомогательные глаголы, которые могут значительно влиять на смысл предложения. В казахском языке количество вспомогательных глаголов может достигать и трех, четырех: Мен соңғы автобустан қалып қала жаздадым, говорят - «Я чуть не отстал от последнего автобуса», «қалып қала жаздадым – чуть не отстал».

Например, «Сұрануға тура келіп тұр» говорим мы, что означает «Мне придется отпроситься».

Чтобы научиться говорить, нужно стараться заучивать фразы, а не отдельные слова.

И наша главная задача – научить безбоязненно говорить по-казахски. А желание и старание – самые необходимые составляющие для достижения этой цели.

Уроки по методу доктора Пимслера доступны на нашем канале SoyleTube на YouTube, это дает возможность каждому желающему обучаться казахскому языку бесплатно.

Хочу отметить, что наши проекты разработаны и успешно функционируют при активной поддержке генерального партнера «Samruk-Kazyna Trust» и Фонда Нурсултана Назарбаева.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи