Министр смертельной статистики - Караван
  • $ 477.45
  • 527.1
+20 °C
Алматы
2024 Год
11 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Министр смертельной статистики

Министр смертельной статистики

В 1943 году компания Ford Motor встала на край пропасти: от рака умер сын основателя компании Эдсел Форд. Власть в компании могла захватить мафия.

  • 31 Января 2018
  • 3053
Фото - Caravan.kz

Она контролировала внутреннюю полицию и финансы автогиганта. Ситуацию спас уже внук Генри Форда – Генри Форд II, срочно демобилизованный из флота.

Ситуация была аховая. Великая компания откровенно сидела в калоше. По объему продаж автоимперия спустилась со второго на третье место. Цены росли. Затраты никто не контролировал. Спасали лишь военные заказы.

После войны компания вдруг поняла, что она не может предложить рынку ничего. Даже несмотря на жуткий дефицит автомобилей. У Ford не было новых моделей.

Генри Форду II надо было заново создавать команду управленцев, которые могли бы возродить производство. Судьба подкинула ему решение. В Дирборн пришло письмо от полковника ВВС Чарлза Торнтона. К нему прилагалась рекомендация министра обороны: мол, такого гения упускать нельзя.

Встретились. Поговорили. Чарлз Торнтон – лидер группы из десяти офицеров – хотел перенести свой опыт в частный сектор. Его люди с магистерскими дипломами смогли поднять эффективность бомбардировочной авиации, вдвое увеличить перевозку авиагрузов и создать системы управления подразделениями, используя только методы статистического анализа. Форд взял сразу и всех. И не прогадал.

Группа “вундеркиндов”, так обозвали офицеров, начала анализировать данные по демографии, предпочтениям, финансам. Они поняли, что нужны два типа автомобилей – небольшой грузовичок для работы и недорогая, но броская модель для молодежи.

Через пару лет Ford выпустил на рынок однотонный пикап. С этой машины пошла страсть американцев к таким автомобилям. Затем вышел грузовичок Custom. В первый же год было произведено свыше 1 миллиона седанов и универсалов, а в 1954-м Ford Motor вернул себе второе место.

Статистический анализ быстро стал популярен в мире. Его применяют во всех отраслях экономики. Он позволяет докопаться до сути проблемы. Увидеть утечку денег или ресурсов. Сделать товар лучше и дешевле. Найти вора или дурака-начальника.

Роберт Макнамара, один из тех вундеркиндов, в 1960 году стал президентом Ford. Через месяц к нему обратился уже президент США Джон Кеннеди. Сначала он предложил ему пост министра финансов, а затем и министра обороны. Макнамара снова попал на войну.

В это время США ввязались в войну во Вьетнаме, куда засылали своих советников. Новый министр посчитал, что Штаты могут выиграть войну на истощение. Причем, учитывая размеры экономик двух стран, для Америки это будет локальный конфликт, а для Вьетнама – полномасштабная война.

Роберт Макнамара решил и здесь использовать методы статанализа. Он полагал резкое увеличение потерь со стороны Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Министр подсчитал, что число бойцов Вьетконга ограничено и война на истощение быстро выведет их из строя. По его мнению, любая армия чувствительна к потерям. И если они будут катастрофичными, это заставит руководство Вьетнама начать переговоры.

Чтобы определить, насколько близок к успеху его план войны, он учитывал число погибших солдат противника.

Макнамара резко активизировал действия сил специальных операций. Это привело к увеличению американских войск с 900 человек в 1960 году до полумиллиона в 1967-м. Естественно, резко выросло и число погибших американцев.

Но Роберт Макнамара не учел, что США и Вьетнам – разные по уровню развития страны. И живут они по разным правилам. Когда трупы американцев стали возвращать на родину тысячами, в Штатах начались антивоенные демонстрации. В 1973 году были подписаны Парижские соглашения, по которым США уходили из Вьетнама на почетных условиях…

Статистическими методами можно обеспечить армию, но выиграть войну нельзя. Даже несмотря на благоприятные расклады по потерям, США и союзники потеряли более 65 тысяч убитыми, Вьетнам – свыше миллиона. Тем не менее победа досталась коммунистам…

Казахстанской статистике верят не особо. В основном жители самой страны. Напрягают расхождения между отчетами госорганов и реальной жизнью. Все ожидают, что цифры будут показывать их правду. Но это совсем не так.

Комитет по статистике обслуживает правительство. Значит, собирает он информацию, нужную официальной Астане.

Статистика – это способ в цифрах узнать часто обобщенные факты из жизни. Трудно изобразить в цифрах радость от рождения ребенка или боль сломанной ноги. Есть только факт: рождение или перелом. Под них закладываются действия: операция, койко-место, гипс. Или пособие по рождению.

Поток данных слишком большой, чтобы его переварить. Поэтому информацию изменяют так, чтобы она была удобоваримой для машинной обработки.

Тогда цифру можно понять, принять решение. 95 процентов нашей жизни фиксируется именно так. Поэтому глупо представлять информацию прессе и населению, используя только одну-две цифры.

Например, как это делает минсоцразвития, когда говорит о средней заработной плате. Эта цифра будет пустой. Она создана для других целей.

Глупо пользоваться данными госкомстата, не оглядываясь на данные других министерств. Разница сразу бросается в глаза. Поэтому мы возмущаемся, что власть не видит, смотрит не туда.