Историческая родина радушно встретила трех оралманов из Узбекистана. Дала им деньги, жилье, создала условия для жизни. Но им хотелось большего. И здесь не обошлось без криминала: следствие выявило схему по отъему и присвоению бюджетных денег.
Приманка в 100 долларов
Алыхан Маметов – 47-летний мужчина в расцвете сил, с высшим образованием. В Узбекистане работал в одной из государственных структур, но, по его словам, был вынужден уволиться. Потом приехал к своим знакомым в Шымкент, где и узнал, что можно получить статус оралмана и денежные средства по квоте. Собрал документы, отвез их в Астану, получил статус оралмана и на предоставленные подъемные средства купил дом в Шымкенте. Узнав о таких льготах, трое его братьев, оставшиеся в Узбекистане, тоже захотели переехать в Казахстан. Маметов по доверенности сдает в миграционные службы документы родственников, помогает им получить казахстанское гражданство. И тут он понимает, что можно на этом еще и делать деньги, ведь в казахах из Узбекистана, желающих вернуться на историческую родину, недостатка не было. И он предлагает им свои услуги по оформлению и получению документов без всяких проволочек. Услуги оценил всего в 100 долларов США. Но это были только цветочки.
Схема присвоения бюджетных средств
Как ни странно, люди стали к нему выстраиваться в очередь. Дело в том, что оралманы из Узбекистана владеют только казахским и узбекским языками. Им было очень сложно пройти бюрократические коридоры с плохим знанием русского, на котором говорят многие уральские чиновники. И Маметов захотел иметь с этого свою выгоду. Для начала он приобрел у своего узбекского знакомого пустые бланки свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, свидетельства о регистрации брака и др. С помощью этих бумаг задумывалось делать деньги, причем немалые.
Как известно, квота выдавалась из расчета на каждого члена семьи. Чем больше семья, тем больше оралманы получат денег на первоначальные расходы – покупку жилья, земли… На это и был расчет мошенников. Безусловно, с выгодой для себя. В помощники Маметов взял давнего знакомого Бахтияра Бейсенова, работавшего писарем, – тоже оралмана из Узбекистана. Он должен был заполнять документы на мертвых душ. Маметов придумывал несуществующих детей, внуков, снох, зятьев и прочую родню, сведения о которой подкладывал к документам претендентов на статус оралманов. Семья получалась солидная, следовательно, и квота причиталась немалая. Что было дальше, покажем на конкретных примерах.
Первой, еще в 2008 году, к Маметову обратилась женщина по имени Калима. Он взял вышеуказанные 100 долларов, получил от нее доверенность на снятие в дальнейшем денег со счета, сдал ее документы, подложив к ним сфабрикованные сведения о несуществующих братьях, сестрах, нескольких сыновьях и дочерях. А когда пришло время, снял со счета деньги. Своей “протеже” отдал причитающуюся сумму по квоте на ее семью – 450 тысяч тенге. Себе оставил 420 тысяч тенге – за мертвые души.
Это было только начало. По схожей схеме был развернут целый бизнес. В 2010 году к Алыхану Маметову и Бахтияру Бейсенову присоединился Абилкаим Бердеш. В общей сложности следствие зафиксировало 11 эпизодов “рождения” мертвых душ. При этом мы не говорим о количестве мертвых душ, в каждом случае оно было разным, но немаленьким.
Чиновников ничего не насторожило?
Финансовая полиция долго расследовала это дело. А когда выяснилось, что от наказания предприимчивым оралманам не уйти, Бердеш попытался дать взятку, чтобы следствие прекратило уголовное дело и не привлекало их к ответственности. При даче взятки в размере 10 тысяч долларов он был арестован…
В суде Маметов свои действия объяснил тяжелым материальным положением, проблемами в семье, что у него больной ребенок и на его лечение нужны были деньги, поэтому пошел на преступление. Кстати, в последующем у миграционных органов ни разу не возникло подозрения по поводу всех фиктивных документов. Не насторожила чиновников и многочисленность семей оралманов. Резонный вопрос: имеется ли взаимосвязь между отдельными чиновниками и мошенниками? Но ответ не был получен. Как сообщили в пресс-службе Западно-Казахстанского областного суда, Уральский горсуд признал всех троих подсудимых виновными в совершении мошенничества. Суд приговорил Маметова и Бейсенова к трем годам лишения свободы – условно. А вот Бердеш, попытавшийся дать взятку финансовым полицейским, получил семь лет лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, подсудимые должны вернуть государству 4,7 миллиона тенге. Таков конец этой криминальной истории для фигурантов, так “отплативших” исторической родине за оказанный прием.
Уральск
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
За оскорбления казашек в соцсетях в Алматы арестовали иностранцев
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Президент Турции назвал сумму ущерба, который нанесли стране землетрясения
Бокс
Шесть золотых медалей завоевал Казахстан на турнире по боксу в Испании
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане стартовали подготовительные работы к строительству второй ветки LRT
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
Повышение пошлин для торгующих с Ираном стран утвердил Трамп
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС