Опубликовано: 100

Мажилисмен Осин: 80 процентов субъектов АПК испытывают острую потребность в специалистах

Мажилисмен Осин: 80 процентов субъектов АПК испытывают острую потребность в специалистах

Мажилисмены предлагают образование и подготовку кадров сельского хозяйства начинать со школьной скамьи и внедрить 3-ступенчатый уровень обучения.

Такое мнение депутатов от Ассамблеи народа Казахстана озвучил сегодня в ходе пленарного заседания мажилиса Шамиль Осин, сообщает Caravan.kz со ссылкой на пресс-службу мажилиса.

В депутатском запросе, адресованном министру образования и науки А.К. Аймагамбетову и министру сельского хозяйства С.К. Омарову, сообщается, что в Казахстане наблюдается все большая ориентация учебных заведений не на качественную, а на количественную сторону образования.

По мнению депутатов, погоня за количеством приводит к увеличению числа специалистов не по востребованным в сельском хозяйстве специальностям, а «модным» специальностям, которые востребованы населением порой только согласно правилу «не отстать от других».

По данным местных исполнительных органов на 2019 и 2020 годы, 80 процентов субъектов АПК испытывают острую потребность в специалистах в основном по таким специальностям, как ученые-агрономы, ветеринарные врачи, инженеры-механики сельскохозяйственного производства, инженеры-технологи по переработке сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем депутаты считают, что подобная практика приводит к дисбалансу между имеющимися рабочими местами в сельском хозяйстве и профессионально подготовленной рабочей силой.

- Этот дисбаланс в свою очередь порождает безработицу на селе, которую приходится решать через систему переобучения. Таким образом, происходит двойная трата сил, времени и финансов на подготовку, а затем переобучение рабочей силы, - заявил депутат.

Сообщается также, что переподготовка и повышение квалификации кадров часто являются единственной возможностью трудоустройства сельских граждан. Однако такие навыки и знания со временем устаревают и становятся невостребованными. Это особенно актуально в условиях информационного общества, с ростом автоматизации труда и развитием экономики знаний.

При этом мажилисмены указали на ряд проблемных аспектов, связанных с процессами подготовки и повышения квалификации сельского населения, в частности, в плане доступности образовательных услуг.

- Снижение профессионального уровня сельских тружеников, повышение финансовой неустойчивости сельскохозяйственных предприятий приводит к миграции населения из села и, как результат, к неэффективному межотраслевому перетоку капитала, - сообщил Шамиль Осин.

При этом депутат отметил необходимость установления устойчивых связей между аграрным рынком труда и рынком образовательных услуг.

- Их обособленное функционирование приводит к неэффективности обоих, - считает он.

Отметив место и значение сельского хозяйства в экономике Казахстана, депутаты предлагают изменить сам подход к организации профессиональной подготовки сельского населения, сформировать единый образовательный комплекс АПК, обеспечивающий универсальную систему непрерывного образования.

По мнению депутатов, необходимо упорядочить сеть учебных заведений с учетом отраслевого принципа ее организации, организовать новые типы учебных заведений сельскохозяйственного профиля на всех уровнях образования (аграрные университеты, колледжи, агролицеи).

На первом этапе школьники-старшеклассники должны научиться вождению автомобильного транспорта, в том числе сельскохозяйственных машин, а также освоить основы рыночной экономики. На втором этапе предлагается при сельскохозяйственных колледжах создать несколько специальных групп по электрификации и механизации сельского хозяйства, основам агротехнического возделывания сельскохозяйственных культур, освоению IT-технологий и цифровизации, а также ведению учета и отчетности в своих хозяйствах. Для повышения престижности аграрных специальностей депутаты считают необходимым увеличить размер стипендии для студентов. А выпускникам, окончившим колледжи по сельскохозяйственным специальностям с дипломом на «отлично», предоставлять гранты для обучения в аграрных вузах. Более глубокие познания по специальностям АПК предложено получить на третьем этапе в высших сельскохозяйственных учебных заведениях.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи