Какими факторами будет определяться курс доллара, евро и рубля по отношении к тенге на протяжении этого периода? Каковы основные экономические и политические факторы, которые могут повлиять на устойчивость казахстанской нацвалюты?
На эти и другие вопросы Caravan.kz ответил отечественный эксперт и аналитик компании Esperio Нурбек Искаков.
— Лето не очень благоприятный для казахстанской национальной валюты период, — обозначил наш спикер вначале. — Как правило, в летние месяцы курс тенге к валютам развитых стран (доллар США, евро и другие) либо стоит на месте, как это было, например, в 2021 году, или снижается, как в пандемийном 2020 году (на 6,0 %) или как в прошлом, 2022 году (на 10 %).
Среди главных причин слабости нацвалюты РК в летний период можно выделить основную – это сезонное ухудшение состояния платежного баланса страны. Дело в том, что летом происходит сезонное снижение экономической активности в мире, из-за чего спрос на традиционные экспортные товары Казахстана снижается при том, что объем импорта в РК летом остается относительно устойчивым.
То есть баланс на валютном рынке Казахстана летом смещается в пользу роста спроса на иностранную валюту. И в стандартной, не кризисной, ситуации, как в 2021 году, это не оказывает сильного влияния на курс тенге, в результате чего в летние месяцы он дешевеет в пределах 2-3 %. Для текущей ситуации — это снижение нацвалюты РК к концу августа до 453,0-455,0 за доллар США и 487,0-490,0 за евро.
Однако можно ли с полной уверенностью говорить о нынешнем состоянии мировой экономики как о стандартном и не кризисном? Если да, то с очень большой натяжкой, потому что повсеместно наблюдается падение деловой активности, а в некоторых странах с развитой экономикой, например, в Новой Зеландии и еврозоне, уже зафиксирована рецессия, то есть два подряд квартала сокращения экономики.
Все это оказывает очень негативное влияние на главный экспортный товар Казахстана, в результате чего мы видим, как цены на нефть опускаются все ниже и ниже, сокращая экспортные доходы республиканского бюджета и создавая условия на валютном рынке РК для более сильного подорожания иностранных валют, чем в более благоприятные годы.
До 10-процентного снижения курса тенге, как летом 2022 года, вряд ли дойдет, однако 5-6-процентное ослабление нацвалюты Казахстана в летний период 2023 года мы вполне можем увидеть. То есть к концу августа доллар США в РК может продаваться по 475,0-480,0 тенге, а евро по 505,0-510,0.
Курс российской валюты после событий в минувшие выходные становится менее предсказуемым. Базовый сценарий до военного мятежа в России предполагал диапазон 5,3-5,5 тенге за рубль в течение всего лета. Однако теперь, с учетом возросшей политической неопределенности, рубль к тенге в летние месяцы может просесть сильней к отметкам 5,15-5,20.
— Какие глобальные события или тренды могут оказать влияние на курс валют в Казахстане в ближайшее время? Какие макроэкономические показатели могут оказать наибольшее влияние на курс казахстанской нацвалюты? И о каких основных рисках может идти речь?
— Если говорить о рисках, которые могли бы этим летом оказать дополнительное негативное воздействие на курс тенге, то стоит подчеркнуть угрозу усиления оттока капитала из РК в случае серьезной коррекции на американском фондовом рынке.
Долговой рынок США уже давно сигнализирует о переоцененности рынка акций, однако пока у американских фондовых индексов получается игнорировать тревожные сигналы. Инвесторы надеются, что рынку акций удастся удержаться на текущих уровнях (4300-4400 пунктов по индексу S&P 500) до конца лета и перейти к снижению только осенью. Однако, если их надежды не оправдаются и спад начнется уже в ближайшие месяцы, то мы увидим волну бегства капитала с развивающихся рынков раньше осени.
Для тенге это станет плохой новостью, которая к 5-6-процентному ослаблению курса из-за ухудшения состояния платежного баланса добавит еще 3-4 п.п. снижения из-за волны оттока капитала. То есть в случае реализации этого риска доллар США к концу лета достигнет рубежа в 490,0-495,0 тенге, а евро 518,0 -523,0 тенге.
В этом контексте инвесторы будут очень внимательно следить за публикацией данных по американскому рынку труда 7 июля и по инфляции в США 12 июля, от которых зависит и решение ФРС по процентной ставке, и тон риторики на важнейшем заседании регулятора 25-26 июля. Сильный рынок труда и более медленное снижение инфляции — это повод для большей жесткости ФРС и падения фондовых индексов.
— Что можно сказать о мерах, которые принимаются правительством или Национальным банком для поддержания устойчивости тенге в условиях изменчивости валютного рынка на сегодня?
— Для Нацбанка РК никогда не представляло сложности сохранение стабильности курса тенге в нормальных, не форсмажорных условиях. Устойчивость нацвалюты Казахстана в последние восемь месяцев наглядный тому пример.
Основные проблемы возникали лишь в периоды внешних шоковых событий, на которые ни Нацбанк РК, ни правительство Казахстана превентивно повлиять не могут. Поэтому системного механизма, значительно повышающего стабильность курса тенге в шоковые периоды при сохранении плавающего курсообразования и при отсутствии жесткого контроля за движением капитала, нет и не может быть. Единственный проверенный способ — это высокий уровень диверсификации экономики, как в развитых странах, но, как мы понимаем, на это уйдут десятилетия.
Поэтому все решения Нацбанка РК и правительства Казахстана в форсмажорных ситуациях все равно будут реакционными и носить характер ручного управления. То есть осуществляться они будут уже после шокового падения курса национальной валюты и лишь для того, чтобы не допустить слишком сильного ослабления тенге.
— Какова вероятность введения дополнительных мер для регулирования курса валют в Казахстане в ближайшем будущем?
— Необходимо разделять меры регулирования валютного курса в стабильной внешней ситуации и шоковой. В экспортно-сырьевой экономике с плавающим валютным курсом и свободным движением капитала можно реализовывать самые разные механизмы стабилизации курса нацвалюты, выстроенные в основном на какой-то модификации бюджетного правила. Что финансово-экономические власти Казахстана и делают.
Однако, как только происходит внешний шок, который в основном связан с резким падением экспортной выручки, все эти стабилизирующие механизмы перестают работать ровно до тех пор, пока новый валютный курс не достигнет нового равновесного значения. И вот здесь никаких быстрых решений Нацбанка РК или правительства Казахстана нет и не может быть, — подытожил аналитик.
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Научное сообщество поддержало проект новой Конституции Казахстана
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Президент Турции назвал сумму ущерба, который нанесли стране землетрясения
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Суд вынес приговор мужчине, который задушил родную мать в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС