Опубликовано: 12900

Кто на самом деле убил Толегена, и что еще не так с известной всем историей Кыз-Жибек

Кто на самом деле убил Толегена, и что еще не так с известной всем историей Кыз-Жибек Фото - Открытые источники

Красивую, но печальную историю любви Кыз-Жибек и Толегена знают все, в немалой степени благодаря одноименной опере и особенно фильму. Однако многие исследователи считают, что авторы этих произведений исказили реальную историю Кыз-Жибек.

Редакция Caravan.kz рассказывает, как события выглядели на самом деле и почему их могли пересказать неправильно.

«Народная» история Кыз-Жибек

Существует несколько версий поэмы. Наиболее известную, похожую на историю Ромео и Джульетты, создал акын и жыршы Жусипбек Шайхисламулы в начале XX века.

Однако самой ранней версией из известных авторских вариантов считается принадлежащая акыну Сегиз-сери, который записал наиболее распространенную тогда в народе версию в 1834 году. Согласно ей в центре поэмы оказывается не романтическая история юных влюбленных, готовых на все ради главного чувства, а хитросплетения политики, больше напоминающие «Игру престолов».

Кроме того, так как в поэме упоминаются реальные люди из настоящих ру, отследить изменения становится еще легче.

Сюжет разворачивается в сложное время. Казахские роды тогда были раздроблены, часто случались междоусобицы, и джунгары понемногу начинали подготовку к вторжению. Все главные герои – Жибек, Толеген, Бекежан – принадлежат к уважаемым семьям из влиятельных родов.

Более того, доктор исторических наук Сабит Должасов считает, что у Бекежана и Жибек был общий предок в пятом колене, то есть они были родственниками в рамках жети ата и никак не могли сочетаться законным браком. Таким образом, настоящий Бекежан с самого начала знал, что не сможет жениться на Жибек и не мог быть заинтересован в ней. Согласно сведениям, он  был старше Жибек и позже вошел в число куда с ее стороны во время сватовства.

Этот факт также разрушает мотив убийства, которое якобы совершил Бекежан. В истории, рассказанной Сегиз-сери, Толеген гибнет от руки человека по имени Кескентерек, который хотел жениться на Жибек сам. Однако когда он рассказал Бекежану о совершенном злодеянии, тот в гневе прогнал Кескентерека, а позже братья Жибек нашли его и повесили.

Против версии об убийце Бекежане говорит и то, что он, будучи сыном полководца, прославился как батыр, искусный в обращении с мечом и луком, так что он мог бы победить Толегена в честном бою, а не очернять свое имя убийством исподтишка, со спины. Умер он тоже в битве.

20 интересных фактов про фильм "Кыз Жибек" 

Жибек же не покончила жизнь самоубийством, узнав о гибели жениха. Согласно действовавшему тогда закону она вышла замуж за Сансызбая, младшего брата Толегена, и родила ему сына Тосбатыра, который также прославился военными подвигами.

В центре сюжета этой версии поэмы лежат вопросы об объединении казахов против общего врага и борьба отдельных родов за власть в Младшем жузе. Все три рода, упоминающиеся в поэме, действительно оспаривали верховенство в указанный период, в результате чего междоусобицы ослабили их.

Таким образом, главный посыл поэмы в том, что казахи должны воевать не друг против друга, а против общего врага, который собирается захватить их землю.

Советская политика и другие факторы

Существует мнение, что Жусипбек Шайхисламулы сознательно исказил события поэмы в своем варианте, потому что он был из того же ру, что и Кескентерек.

Другой вопрос - почему именно эта версия в итоге получила экранизацию. Чаще всего причиной выбора, сделанного сценаристами, называют советскую политику.

При этом сам Жусипбек Шайхисламулы при советской власти жить не захотел и в 1916 году эмигрировал в Китай, где жил до своей смерти в 1937 году.

Есть и еще одна версия. Согласно ей Бекежан и его потомки прославились в том числе в сражениях против башкир и татар. Первая из изданных версий поэмы была составлена татарским учителем Фалиоллой Тухватуллиным и напечатана в 1984 году на средства местных меценатов. Поэтому высказывается предположение, что Бекежана сделали убийцей именно из-за этого.

Габит Мусрепов, который написал сценарий для фильма, до работы над ним был женат на девушке, происходившей из татарско-башкирской семьи, и некоторые историки считают, что это также могло повлиять на его выбор.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи