Опубликовано: 12200

Ко мне, Мухтар!

Ко мне, Мухтар! Фото - tengrinews.kz

В Казахстане объявили выборы. Оппозиция растерялась

9 апреля 2019 года в своем первом обращении к народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении досрочных президентских выборов. Он упомянул, что провел консультации со всеми политическими силами и объявил дату проведения всенародного голосования: 9 июня.

Запуск электорального цикла вызвал шквал интереса внутри страны — обсуждение конфигурации предстоящих выборов началось в информационном поле и продолжилось в социальных сетях. Единственными, кто оказался за пределами этого обсуждения, оказалась оппозиция. Уже в первые часы после выступления президента стало понятно, что оппоненты власти оказались в идеологическом тупике. Подробнее в материале издания.

Растерянность оппонентов власти проявилась буквально во всем — подменил идеологическую работу публикацией веселых картинок бывший министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана Мухтар Аблязов. В своем аккаунте в Instagram оппозиционер сначала опубликовал карикатуру, и только спустя несколько часов преодолел растерянность и начал публиковать критические, но не вполне точные рассуждения о дате выборов. И естественно, призывать к митингам. При этом достаточно вспомнить, что вышло из идеи вывести на митинг недовольных казахстанским образованием. Акции протеста должны были пройти по всей стране 23 июня 2018 года, но закончилась плачевно: какие-то попытки были сделаны лишь в четырех городах (Алматы, Актобе, Астане и Шымкенте). Большую часть активистов отговорили заранее. Достаточно было бесед с разъяснениями недопустимости несанкционированных акций.

При этом никакой другой альтернативной повестки оппозиция предложить не смогла — интеллектуальная бедность и тотальное неумение держать руку на пульсе политической жизни страны в который раз сыграла с оппонентами власти злую шутку. Внимательные наблюдатели уже давно отметили, что даже оппозиционеры в ранге бывших министров не владеют самыми простыми навыками политической борьбы — в частности, это выражается в неумении работать с бюрократическим аппаратом. Это касается примерно всего — отстаивания своих прав в Генпрокуратуре и суде, ведения активной переписки с государственными органами. На данный момент оппозиция даже в социальных сетях не выразила намерения выставить на президентские выборы своего — любого — кандидата.

Примечательно, что даже условные претензии к фигуре действующего президента как к потенциальному кандидату на июньских выборах озвучивает и комментирует тоже не оппозиция. Вопрос, а соблюдается ли в случае с бывшим Генеральным директором отделения ООН в Женеве Касым-Жомартом Токаевым необходимый президенту ценз оседлости в 15 лет, задают политологи. И отвечают на него тоже они. Как заметил политолог Марат Шибутов, «территории представительств ООН считается совместной территорией стран-участниц ООН и получается, Касым-Жомарт Токаев в 2011-2013 году жил на территории Казахстана, а не иностранного государства. Так что у него выполняется ценз оседлости, необходимый для кандидата в президенты».

Свой ответ на этот же вопрос политолог Данияр Ашимбаев дал еще до объявления новых выборов: «П. 3 ст. 32-й закона «О дипломатической службе» гласит: «Приравнивание должностных лиц, направленных на работу в международные организации от Республики Казахстан, ранее занимавших должности персонала дипломатической службы, к персоналу загранучреждения в соответствующем иностранном государстве осуществляется по решению Министерства иностранных дел». На дипломатических работников норма о проживании в Казахстане 15 последних лет не распространяется, тем более что в истории Казахстана был прецедент, когда (в 1998 г.) к выборам был допущен Гани Касымов, который в 1994–1996 гг. работал торговым представителем РК во Франции. 

Неумение оппозиционных лидеров заниматься конкретной монотонной работой, а также их растерянность в связи с ускорившимися событиями на политическом поле страны отлично проиллюстрировали казахстанские социальные сети. В день известия об отставке Назарбаева хитом рассылок стала фотография разводящего руками Аблязова, сопровождаемая текстом: «А мне теперь что делать?».

Не так, по мнению оппозиции, должна была произойти отставка президента. Умер на посту, как узбекский лидер Ислам Каримов, или свергнут толпой и бежал, как киргизские президенты Аскар Акаев и Курманбек Бакиев. Эти варианты, спустя 30 лет правления Назарбаева, казались оппозиции наиболее вероятными. В легитимную передачу власти «заграница» не верила. Однако она случилась. И вновь удел оппозиции — смотреть вслед уходящему каравану. Другой повестки для своих сторонников у них нет.

Марьям Шуакаева

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи