– Какие возможности открываются в связи с официальным вступлением в Евразийский экономический союз для Киргизии?
– Подписан пока лишь политический договор о присоединении республики к ЕАЭС, поэтому я бы не торопился говорить об этом, как о свершившемся факте. Сейчас продолжаются переговоры по согласованию ряда условий этого присоединения в сфере экономики. И в этом есть немало сложностей. Стратегически у Киргизии нет никаких альтернатив помимо такой интеграции. Но вызывает сомнения готовность республики выполнять условия Таможенного союза и ЕАЭС, в частности, по обустройству внешней границы, которая к тому же на тысячу с лишним километров не делимитирована и имеет более 60 спорных участков (с Таджикистаном и Узбекистаном). Южная граница Киргизии чрезвычайно криминализирована, и опасения российских и казахстанских экспертов по поводу, например увеличения наркотранзита, вполне обоснованны. Инвестиционная привлекательность и перспективы развития собственного производства сомнительны, политическая нестабильность только дополняет слабости государственных структур. На ближнесрочную перспективу единственная значимая возможность, открывающаяся для Киргизии со вступлением в ЕАЭС, – общий рынок труда и соответственно рост трудовой миграции в Россию и Казахстан.
– Членство Киргизии в ВТО и вхождение в Таможенный союз вызывают опасения у казахстанских производителей – например, по поводу серого реэкспорта китайских товаров.
– Опасения не случайны. Реэкспорт китайских товаров уже много лет был одной из основных отраслей киргизской экономики, занимая до трети трудоспособного населения и являясь источником доходов для значительной части бизнес- и политической элиты. При этом до 80–90 процентов этого реэкспорта осуществлялось именно по “серым схемам”. Сейчас казахстанская граница эти возможности сузила, но попытки сохранить хотя бы часть этого сегмента, безусловно, будут. Это будет и ущерб для казахстанских производителей и импортеров, и коррупционное давление на ваши контролирующие органы. К слову, никакой работы по пересмотру условий торговли с Китаем в рамках членства в ВТО с киргизской стороны не ведется, а сокращение китайского экспорта в последние год-полтора связано с переориентацией собственно китайских экспортеров и со снижением спроса в связи с ужесточением казахстанской границы. Еще есть проблема контрабанды получаемых по льготным тарифам российских и казахстанских ГСМ в Таджикистан, Узбекистан и далее в Афганистан – это очень серьезный бизнес ряда киргизских политиков.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу