Опубликовано: 4863

Казахстанский автопром прочно встал на четыре колеса

Казахстанский автопром прочно встал на четыре колеса

На заре нашей независимости лозунги вроде «Даешь отечественный автомобиль» вызывали у людей легкую улыбку.

С еще большим скептицизмом сталкивались отечественные кулибины, которые пытались в своих гаражах организовать сборку иностранных машин. Но большая часть людей не учла производственного потенциала и бурных темпов развития автомобилестроения в стране, которые наблюдались в 2000-х годах.

История казахстанского автомобилестроения постсоветского периода началась в 1992 году. Тогда в первых месяцах года в конкурсе по освоению казахстанского рынка, объявленном правительством республики, приняли участие три крупных автопроизводителя – Audi, Volvo и Fiat. Немецкий и шведский концерны предложили только легковые автомобили, а Fiat представил еще и малый грузовик и микроавтобус. В то время планировался выпуск 300–400 тысяч автомобилей в год. Легковые решили собирать на Павлодарском тракторном заводе, а грузовые, по иронии судьбы, – на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Однако дальше разговоров дело не пошло.

Вторая волна автопришествия началась спустя три года и тянулась вплоть до 2002 года. В Казахстане желали собирать автомобили популярных мировых марок, такие как Chevrolet, Kia, Honda. Несмотря на приемлемую стоимость конечного продукта, а именно готового автомобиля, иномарки столкнулись с рядом бюрократических проволочек и по той или иной причине вынуждены были ретироваться с казахстанского рынка. Кульминацией автоистории Казахстана многие автомобильные эксперты считают начало сборки в 2002 году на Усть-Каменогорском заводе автомобилей ВАЗ-21213 «Нива».

Помня предыдущий горький опыт, не все верили, что российский «проходимец» приживется в казахстанских степях. Но детище «Автоваза» без труда справилось с бездорожьем и бюрократизмом, лишний раз подтвердив свой стойкий характер и непреходящую любовь советского человека к отечественной «тачанке». Стоит отметить, что на отечественном рынке продукция под маркой Lada уже не первый год и прочно обосновалась в позициях лидера продаж среди новых автомашин. Как говорится, что немцу хорошо, бывшему советскому гражданину не понять.

В этом ключе относительная простота сборки вкупе с дешевизной комплектующих материалов дала нашему покупателю авто с выгодным соотношением цена – качество – проходимость. Впрочем, бурные 2000-е годы в отечественной экономике, сопровождавшиеся стремительным ростом ВВП и широким ассортиментом кредитных предложений от банков, внесли свои коррективы в автомобилестроение. Вслед за «Нивой» с конвейера завода в Усть-Каменогорске стали сходить роскошные и представительные машины под брендом Chevrolet, Skoda, KIA, Cadillac. Так что за ваши деньги – любой каприз. Примечательно, что сегодня компанией выпущено более 25 тысяч автомобилей. Каждый пятый новый легковой автомобиль, который продается в Казахстане, выпущен на заводе «Азия авто».

В прошлом году в Казахстан было ввезено почти 170 тысяч легковых автомобилей физическими лицами, хотя потребности нашего рынка меньше. По состоянию на 1 сентября этого года в Казахстане зарегистрировано 3 млн 405 единиц легкового автотранспорта. Большая их часть – это иномарки со сроком давности свыше 10 лет (22728 единиц, по данным на август. – Ред.), далее идут автомобили, выпущенные 3–7 лет назад (5432 единицы), и 7–10 лет (4410 единиц).
По данным Агентства по статистике, производство легковых автомобилей в Казахстане с января по сентябрь текущего года выросло в 3,6 раза. Из цехов на широкие дороги выехало 5 тысяч 38 легковушек и 605 грузовых машин, что в 3 раза больше, чем за аналогичный периода 2010 года.
Стало очевидно, что внутренний спрос на машины, в том числе со стороны органов власти, делает процесс автомобилестроения в Казахстане необратимым. Вслед за Усть-Каменогорском в стране была запущена еще и сборка южнокорейских внедорожников SsangYong в Костанае, в цехах АО «Агромашхолдинг Казахстан». В прошлом месяце в рамках рабочей поездки в Костанайскую область глава государства Нурсултан Назарбаев произвел тест-драйв нового отечественного внедорожника SsangYong Kyron.

«Предприятие (АО «Агромашхолдинг Казахстан». – Ред.) шагнуло вперед, и мне радостно созерцать, что сегодня здесь собираются действительно конкурентоспособные автомобили, это прорыв в машиностроительном направлении страны», – сказал казахстанский лидер.

Стало расширяться и предложение. Автомобилестроители развернули производство грузового и общественного транспорта. В Алматинской области появились конвейеры по сборке грузовиков и автобусов Hyundai. Проект по крупноузловой сборке автомобилей и автобусов, введенный в строй в январе 2011 г., позволит выпускать до 500 единиц автотранспорта в год.

Кроме того, в Кокшетау действует линия по сборке российских автомашин «КамАЗ». Совместное казахстанско-российское предприятие «КамАЗ-Инжиниринг» хочет порадовать выпуском пятитысячного автомобиля отечественной сборки. По данным компании, за 5 лет работы более 4900 грузовых автомобилей уже сошло с конвейера. А продано за прошлый год 1050 единиц техники, что составило 59 процентов всех продаж в классе тяжелых грузовиков. Сегодня «КамАЗ-Инжиниринг» является единственным полноценным сборочным производством грузовых автомобилей «КамАЗ» в Казахстане.

Но, самое главное, автопром – это реальный вклад в индустриализацию страны и усиление потенциала казахстанской экономики. Поэтому в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) предусмотрены специальные льготные кредитные программы для покупателей отечественных автомобилей, по которым будут существенно снижены процентные ставки. Этими мерами решили побуждать казахстанцев приобретать новые экологичные автомобили. Тем более что с вводом новых производств линейка выпускаемых у нас в стране автомобилей увеличится.
О качестве казахстанской сборки ходят разные легенды. Кто-то заявляет, что «мы только на сбор чайников способны». Другие, напротив, хвалят золотые руки наших мастеров, сравнивая отечественную сборку с российской или украинской, они отмечают положительные качества продукции с лейблом «Made in Kazakhstan». Профессионалы автобизнеса также не скупятся на похвалы.

«Что касается автомобилей казахстанской сборки, могу констатировать, что они очень востребованы. Ведь производство машин на территории Казахстана дает возможность почти на треть снизить их стоимость для потребителей», – говорит Андрей Лаврентьев, гендиректор компании «Allur Auto», которая среди прочего реализует конкурирующую продукцию под логотипом «Uz-Daewoo».

Качество сборки выступает условием и гарантией развития казахстанского автопрома в условиях жесткой конкуренции. Ведь соседи не дремлют. В прессе то и дело проходит информация, что в России запущена новая линия от очередного мирового производителя машин. Возникают вопросы, как быть, как конкурировать, ведь рынок может «перегреться» от обилия однообразной продукции. За ответом далеко ходить не стоит, автопроизводители стран Таможенного союза прекрасно дают отчет своим действиям и во избежание перенасыщения «ботинками на одну ногу» разобрались с проблемой «по-нашему» – апорт везем из Алматы, самовар – из Тулы. Иными словами, определенная модель одной марки собирается в одной стране, другая – во второй.

Разумеется, автобизнесмены учли нюансы популярности того или иного вида кузовов в каждой из стран. К слову, Нурсултан Назарбаев всегда старается непосредственно участвовать в запуске новых индустриальных объектов страны, и тем самым расставляет акценты государственной политики. Не стал исключением и завод по сборке SsangYong в Казахстане.

«Это большое и радостное событие для всех казахстанцев. Доступные цены в условиях Таможенного союза позволят продавать продукцию для 180 млн человек и для казахстанцев. Весь мир начинал с таких сборок. Мы воспитываем специалистов и готовимся к выпуску действительно наших автомобилей в будущем», – такими словами глава государства поддержал идею создания нового центра отечественного автопрома в Костанае. В свою очередь правление АО «Агромашхолдинг Казахстан» планирует выпустить 25 тысяч автомобилей к 2017 году.

Сегодня ведутся переговоры по экспорту наших автомобилей в Иран и Пакистан, где внедорожники пользуются хорошим спросом. «Мы будем делать для них спецкомплектацию здесь, в Казахстане», – пообщеал Андрей Лаврентьев. Также стало известно, что к 2012 году SsangYong на мощностях в Казахстане планирует собрать «чистокровный» казахстанский кроссовер с именем Nomad.

Казахстанский автопром сегодня прочно встал на ноги. Хотя был период, когда скептики говорили о том, что казахстанский автомобиль – это из области научной фантастики, которой не суждено стать реальностью. Аргументы были разные, в том числе и емкий рынок республики. Однако вопреки всему отечественный автопром состоялся и сегодня существует за счет внутреннего потребителя, который предпочитает свое новое иностранному старому. Единственное, что хотели бы увидеть казахстанцы – это народный автомобиль хорошего качества и по доступной цене.

Источник: Литер.

[X]