Опубликовано: 1400

Казахстанские боссы оценивают будущих сотрудников по внешности

Казахстанские боссы оценивают будущих сотрудников по внешности

Специалист по HR перечислила качества идеального соискателя на рабочую должность в Казахстане.

Обладать хорошим профессиональным опытом и специальными знаниями не всегда достаточно, чтобы стопроцентно быть уверенным в будущем получении должности.

HR-менеджер Дина Абдушева рассказала корреспонденту Nur.kz о том, какие нюансы учитываются при приеме на работу в Казахстане.

«По личному опыту — у всех работодателей есть возрастные ограничения, большая часть из них не нанимает людей свыше 45 лет, даже не рассматривают таких кандидатов. Ну и то же касается молодых женщин. На моем примере – мне 27 лет, я замужем, у меня нет детей, и есть риск выхода в декретный отпуск. Когда есть выбор между человеком моложе, который нескоро пойдет в декрет, либо наоборот, уже с детьми, то отдадут предпочтение не тому, кто находится в «опасном возрасте». Декрет – это минимум на год человек выпадает из системы», — рассказывает Дина.

Также, если человек меняет место работы чаще чем раз в год три раза подряд – его «отсекают» сразу. Не рассматриваются бывшие сотрудники «органов», так как считается, что у них определенный склад ума и привычки, что обычно не подходит компаниям.

«Есть также разграничения по образованию. Если у тебя нет высшего образования, то, например, в банк ты устроиться не можешь. При этом неважно, какое образование у человека есть, главное – сам факт, что есть высшее. В колл-центре банка у нас работал химик-ядерщик, человек даже не понимал, что такое кредит, но его взяли. В ТОО с этим проще, ТОО – это компании, которые люди поднимали с самого низу, и в одном ТОО у меня руководителем был человек со средне-специальным образованием. Человек сам поднялся до таких высот, поэтому он никогда не смотрит на образование. Кроме того, если высшее образование не экономическое, то карьерного роста не будет в банке до тех пор, пока ты его не получишь», — рассказывает HR-менеджер.

Некая дискриминация существует и по религиозному признаку. Дина признается, что к хиджабу в офисах относятся с некоей опаской.

«В основном, руководители далеки от религии. Если дело касается таких должностей, как менеджер по работе с клиентами или офис-менеджер, то работодатели не хотят, чтобы клиентов встречали девушки в хиджабе. Одна моя знакомая верующая, носит хиджаб, и она работает удаленно из дома. Человек – хороший бухгалтер. Но ее не хотят брать на работу. Сначала она прошла удаленно собеседование, показала результат, и ей предложили работу опять же удаленно. Таким образом она уже пять лет работает на разные компании из дома. В основном, это маленькие фирмы».

Бывают и нелепые ситуации.

«У работодателя был такой бзик – просто не нравится внешне человек. Причем специфика была –нужно было знать все о внедорожниках, и найти человека, кто реально разбирается и может консультировать клиента, было очень тяжело. Когда я его нашла, то начальству просто не понравилась внешность… Долго обсуждали, долго доказывала. Получилось отстоять соискателя, и уже три года человек работает».

Дина рассказывает, что работодатели часто подмечают такие мелочи, как  немытая голова, плохо уложенные волосы, смотрят на одежду: пришиты ли пуговицы, опрятно ли он одет. Знание языков в реальности требуется не так часто, как о том пишут в объявлениях о вакансии, говорит Дина.

«Указывают постоянно, очень часто. При этом часто языки на этой должности вообще не нужны. Есть сотовый оператор, который постоянно указывает знание английского языка,набирая людей в отдел телепродаж, где английский язык вообще не применяется. Понятно, когда нужен язык на позиции офис-менеджера – когда человек общается с партнёрами. Недавно видела вакансию бухгалтера со знанием английского языка, причем компания занимается пошивом спецодежды, у них даже нет иностранных партнеров, с кем могла бы пересекаться бухгалтерия. Для некоторых работодателей — это галочка, что «у меня работают люди, говорящие на английском».

Нередки на собеседованиях стрессовые ситуации. В основном, это задания, например, совершить тестовый звонок реальному клиенту, если речь идет о позиции менеджера по продажам.

Дина рассказывает, что человек, который только что совершенно спокойно рассказывал о себе, начинает нервничать, говоря по телефону, до такой степени, что у него трясутся руки.

«Иногда можно ввести в ступор человека неожиданным вопросом. Так, есть категория людей, которые внешне будут казаться идеальными. Чтобы проверить, сколько продержится такая улыбка, всегда ли он такой позитивный, можно задать какой-нибудь вопрос. Например, когда последний раз вы постригали ногти. И знаете, кто-то может задуматься, и все, в общем-то, воспринимали это как шутку, но был один человек, кто вдруг стал серьезным, улыбка исчезла, у него поменялось лицо. «Ты что, решила шутки со мной шутить? Я серьезный человек, пришел на собеседование, а ты мне тут такие вопросы задаешь!» И по этой агрессии понимаешь, что эта улыбка была всего лишь показной. Это проверка фальшивости человека», — говорит Дина.

Многие компании проводят психологические тесты на собеседовании и часто отказывают соискателям, если считают, что он не прошел тест. HR-менеджер считает, что это неправильно, так как этот тест может являться лишь подспорьем в работе с сотрудником для руководства, но не показателем при приеме на работу.

Также Дина рассказала о том, что работодатели не имеют права штрафовать сотрудников, хотя это вовсю практикуется во многих компаниях.

«По закону мы денежно не имеем право никак штрафовать, кроме случаев, если человек что-то украл – товар или ноутбук, к примеру. А за нарушение дисциплины положено только дисциплинарное наказание. Премии могут лишить, но именно с зарплаты деньги удержать не имеют права. Знаю одну компанию, где хорошие большие зарплаты в долларах, но штрафы у них – опоздание 50 долларов, не поднял трубку более трех раз, если тебе позвонил начальник — сто долларов, причем они обязаны брать трубку, даже находясь в отпуске или командировке. Многие компании практикуют штрафы за опоздание. Но опять же здесь незнание HR. Мы можем посчитать,сколько человек часов отработал и  за это количество часов ему оплатить. Человек получит меньше, но по закону. Есть другая компания, где существуют штрафы за то, что не пришел на собрание, покричал на собрании, ушел с собрания. Все это наболевшее – штраф появился после того, как на собрании один начальник поругался, покричал, затем развернулся и ушел».

Однако есть и плюсы. Например, Дина привела в пример одну из алматинских компаний, где руководитель пообещала выплатить 30 тысяч тенге тем, кто бросит курить и не будет этого делать как минимум полгода. Свое слово он сдержал – выплатил всем обещанную сумму.

Говоря о денежном вопросе, стоит обратить внимание на то, какие минимальную и максимальную заработную плату сегодня предлагают в различных профессиональных областях.

Так, согласно статистике, приведенной сайтом Rabota.Nur.kz, наименее оплачиваемой является специальность курьера – 20 тысяч тенге. Затем идут тайный покупатель – 30 тысяч, диспетчер-оператор – 35 тысяч, уборщица – 40 тысяч, садовник – 50 тысяч.

Наиболее же оплачиваемыми являются профессии финансового консультанта – 260 000 тенге, менеджера по работе с клиентами – 275 000 тенге, повара – 300 тысяч, торгового представителя – 400 тысяч, а самая большая зарплата ждет соискателей на должность менеджера по продажам.

Однако такая высокая зарплата не всегда реальна – как правило, сумму включает в себя оклад – обычно это около ста тысяч тенге, а остальное добавляется бонусами, которые еще нужно заработать.

Чаще всего, согласно статистике, работодатели ищут официантов, бухгалтеров, менеджеров по работе с клиентами, офис-менеджеров, торговых представителей и продавцов-консультантов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи