Перевозки зерна через Казахстан в страны Средней Азии и Китай фактически блокированы, потому что из-за высоких казахстанских транзитных тарифов стали экономически нецелесообразны. Такое мнение озвучил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Казахстан оказался в новой реальности, где значение имеют не договоры, а сила
«Транзитные тарифы по перевозке через территорию Казахстана существенно выше внутренних тарифов, — рассказал Корбут aif.ru. — Это дает казахам существенные конкурентные преимущества при поставках в Китай и в страны Средней Азии. Поставки через Казахстан автотранспортом — это совсем дорого и долго. Есть вариант перегрузки в приграничных городах зерна на автотранспорт и ввоза в Казахстан, а там погрузка на составы и вывоз. Либо продажа российского зерна с последующим экспортом казахстанской муки. Но всё это потери для экспортеров».
По данным «Российских железных дорог» (РЖД), стоимость перевозки 1 тонны зерна по территории Казахстана на расстояние около 2 000 км составляет порядка 2 500 руб. против примерно 1 300 руб. внутри России.
Сейчас руководство РЖД ведет переговоры с «Казахстанскими железными дорогами» (КТЖ) совместно с руководством Омской, Оренбургской и Новосибирской областей России. РЖД предлагают Казахстану снизить транзитный тариф на перевозку продукции агропрома, включая зерно, по территории республики: выравнивание тарифов позволило бы поддержать экспорт российских производителей сельхозпродукции в условиях санкций.
«Есть варианты соглашения, когда тарифы снижают при условии обеспечения другой стороной определенного объема перевозок, — говорит Корбут. — Однако с Казахстаном будет здесь сложно достичь договоренности, потому что он считает страны Средней Азии своим рынком и заинтересован в поставках туда собственной сельхозпродукции. Вероятно, придется обсуждать эти вопросы на более высоком уровне. Да, они наживаются на наших проблемах — но о чем мы думали, когда подписывали соответствующие документы? А сейчас мы Казахстану не нужны».
Вопрос, вероятно, удастся решить в рамках договоренностей о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (Европа-Россия-Казахстан-Туркмения-Иран-Индия), полагает эксперт: «Договор об отдельных тарифах для этого коридора помог бы исправить ситуацию даже при условии некоторого усложнения маршрута».
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Корректировка Генплана Алматы предусматривает развитие агломерации и городов-спутников
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Бокс не стал спортом номер один в Казахстане: как это исправят
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В столице выявили более 69 тысяч нарушений благоустройства
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане