Вместо яхт-клуба – вымощенная брусчаткой мостовая. Вместе с ним исчезнут и морские виды спорта и развлечений, о развитии которых чиновники громко говорят на всех совещаниях по развитию туризма в Актау.
В этом году яхт-клубу “Бриз” в Актау исполнится 55 лет, однако юбилей он может не отпраздновать. С каждым годом территория клуба уменьшается, а за последние 30 лет площадь участка сократилась вдвое. Еще в 90-х годах яхтсмены собственными силами отвоевали у моря несколько участков – их отсыпали. Но так как в генеральном плане города их не было (по плану это было море), то участки отобрали. На них позже разместили депо спасателей, а спустя 10 лет на другом участке расположился ресторан.
– Эта земля была изъята на добровольно-принудительных началах. Занимавший на тот момент должность акима города Серик Оспанов убедил членов яхт-клуба, что в случае добровольного отказа от части территории строения и оставшийся земельный участок узаконят, а все вопросы будут окончательно урегулированы. Кстати, наши ходатайства о том, чтобы оформить в собственность участок под яхт-клубом, акимат регулярно отклонял, а вот ресторану почему-то разрешили выкупить отсыпанный нами участок, – говорит заместитель командора ОО “Яхт-клуб “Бриз” Олег МОРОЗОВ.
В 2018 году на совещании по благоустройству прибрежной зоны аким области отметил, что необходимо снести яхт-клуб и все постройки на побережье до морского порта для продолжения проекта “Скальная тропа” и продления пешеходной зоны вдоль берега.
Был даже подготовлен проект, на котором вместо яхт-клуба “красовались” лишь шезлонги от солнца. Его-то и выставили на всеобщее одобрение в социальных сетях. Но акимат прогадал – горожане проект не поддержали, а выступили в защиту яхт-клуба. Тогда силами общественности его удалось отстоять. В тот год закончилась 10-летняя аренда участка. С тех пор акимат продлевал аренду всего на год.
– Нам начали ставить палки в колеса, каждый год акимат выдвигает какие-то новые требования. Первое – открыть проход через территорию яхт-клуба для всех желающих. Хотя он и так днем открыт, но акимату нужно было, чтобы территория была открыта и ночью. Здесь хранятся яхты, катера, подвесные моторы, навигационное оборудование – как можно оставлять его в ночное время открытым? Более того, регулярно в 6 утра появляются спортсмены и требуют их пропустить. И, если сторожа отказывают, а они у нас инвалиды (не всегда удается с ними договориться, один из них глухонемой), то сразу звонят и жалуются в акимат. И с утра командора уже отчитывают. Скорее всего, это засланные казачки, – отмечает Олег Морозов.
Второе требование акимат выдвинул в прошлом году. Оно касается ограждения. Его яхт-клубу приказали убрать.
– Но это требование противоречит законодательству нашей страны. Согласно ст. 47 Закона “О государственной границе Республики Казахстан”, пристани, причалы и пункты базирования маломерных самоходных и несамоходных судов должны иметь ограждение, исключающее возможность доступа на территорию посторонних лиц. А яхт-клуб – это пункт базирования. И это режимный объект, такой же, как и морпорт или резиденция Президента. Конечно, режим у всех этих организаций разный, но с точки зрения законодательства все они режимные объекты. И почему-то акимат Актау не настаивает на свободном проходе граждан через них. То есть акимат нам выставил противозаконное требование, – добавляет Олег Морозов.
Условие акимата и на этот раз было выполнено, большая часть ограждения была снесена, а здание было модернизировано по проекту, который был утвержден городскими властями. В январе яхт-клуб подал ходатайство о продлении аренды земельного участка, но ему отказали. Договор аренды истек 11 марта.
– Когда был договор на 10 лет, мы что-то планировали, а как можно планировать на год? Как можно приглашать гостей, проводить мероприятия? Вот договор, в котором прописана дата – 11 марта, то есть уже сейчас мы незаконно находимся здесь! Нам говорят: вы не вписываетесь в проект! В чем проблема – ну впишите! Каждый год мы висим на волоске, и каждый год нас подпирают к стенке, – говорит командор ОО “Яхт-клуб “Бриз” Сергей КУЛЬКИН.
Причина непродления договора на аренду проста – местные власти решили продолжить Скальную тропу, а вот яхт-клуб в проект не вписывается.
Более того, этой зимой по приказу акимата были разрушены причалы местной ДЮСШ по парусному спорту. Отсюда отходили морские трамваи.
– Теперь и нас пытаются уничтожить. Мы – единственный яхт-клуб в Казахстане, который имеет действующий причал на Каспии. Других нет. Акимат в прошлые годы пытался сделать причалы, но ничего не вышло. А у нашего акимата хорошо получается только пластиковые тюльпаны высаживать и закладывать всё брусчаткой, – добавляет Олег Морозов.
У командора яхт-клуба есть предположение, что на эту землю кто-то уже положил глаз.
– Создается впечатление, что кто-то лоббирует чьи-то интересы. В 2018 году из столицы приехал человек, представился, что он из земельного комитета, и зондировал почву – всем говорил, что здесь дом будет построен. Я его послушал и выгнал. И начались с тех пор проблемы. Мы не знаем, откуда ноги растут. То ли здесь задумали жилой массив построить, то ли земля эта приглянулась, а возможно, и сам бизнес. А ведь никто не задумывался, что мы не ТОО и не имеем права распределять доходы среди наших членов клуба. Всё, что мы зарабатываем, мы вкладываем в строительство причала, провели водопровод, канализацию, – говорит Сергей Кулькин.
Другого места, удобного под стоянку яхт и катеров, нет в пределах 100 морских миль. Место, где расположен яхт-клуб – это природная бухта, защищающая от ветров со всех сторон. Конечно, в любом месте моря можно построить серьезные гидросооружения, но цена вопроса – миллионы долларов.
– Я понимаю, почему акимат не спешит продлевать аренду – если земля будет за нами, то допуск на территорию будет незаконным, а значит, чтобы что-то здесь делать, акимат должен изъять участок из нашего землепользования. Мы предлагали сделать дорожку в обход, ведь люди будут здесь гулять, а значит, им не нужно будет срочно срезать дорогу и идти напрямик. Но акимат уперся, что нужно сделать дорожку именно через яхт-клуб, – говорит Олег Морозов.
Не будет яхт-клуба – значит, не будет морского туризма и развлечений.
Сейчас на этой территории базируются секция сапсерфинга, вейкбординга, работает международный центр дайвинга, также услугами лебедок и причалов яхт-клуба пользуются аквабайкеры.
Кроме того, владельцы яхт и те, кто занимается их прокатом, платят налоги и дают работу нескольким сотням человек. А еще – это история города. Отсюда стартовали 3 кругосветных экспедиции. Один из путешественников – Александр ЛАВРИНОВ. В 2007 году на яхте “Чокан Валиханов” он вышел в первую казахстанскую кругосветку.
– Я пришел сюда 12-летним мальчишкой, и в этом году будет уже 50 лет, как я являюсь членом этого клуба. Душа болит от всего, что здесь происходит. Мне очень хочется, чтобы яхт-клуб продолжал существовать, чтобы здесь занимались яхтсмены, развивались различные водные виды спорта, ведь яхт-клуб неразрывно связан с историей города. Всё, что здесь есть, сделано исключительно силами энтузиастов. Я видел много аналогичных мест по всему миру, и они часто закрыты от всех, так как туда вложено много средств. Наш же клуб открыт для всех желающих, но и делать из него проходной двор – это неправильно, – считает Александр Лавринов.
В акимате так и не удалось добиться конкретного ответа на вопрос: что будет с яхт-клубом? Чиновники показывали проект по благоустройству прибрежной зоны, куда входит и яхт-клуб. Сейчас он на стадии рассмотрения ПСД, а затем его отправят на экспертизу. После этого начнется строительство продолжения Скальной тропы.
– По факту мы имеем право им отказать в продлении аренды, пока проект не защитился. Яхт-клубу было отказано в связи с тем, что в настоящее время разрабатывается проект по благоустройству прибрежной полосы. Возможно, им не продлят аренду на основании и этого проекта. Им нужно будет сократить территорию. Насколько, пока неизвестно, кроме того, яхт-клуб должен обеспечить проход. А они там себе кафе сделали, спокойно шашлыки жарят, а народ должен обходить. Мы сейчас дожидаемся результатов экспертизы, которая расставит все точки. Никто им не говорит: верните этот земельный участок. Мы уже давно направили бы в земельную инспекцию письмо на арендатора, который на сегодняшний день без соответствующих прав использует этот участок, – рассказали в городском акимате.
Теперь яхтсмены просят у общественности Казахстана содействия в сохранении единственного в стране морского яхт-клуба.
АКТАУ
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

