Опубликовано: 1800

Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда

Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда Фото - massaget.kz

Шежире казахов было больше чем обычным генеалогическим древом, оно во многом определяло всю жизнь наших предков, от выбора супруга до рассадки гостей на тое. Считается, что в шежире было принято указывать только мужчин, однако это не совсем так.

Редакция Caravan.kz рассказывает, в каких случаях женские имена вносились в шежире.

Какие женщины попадали в шежире

В официальных шежире женщины упоминались нечасто, но если встречались – обычно в качестве жен и матерей, но никогда - дочерей.

Имена таких женщин можно обнаружить уже в названиях ру. Как правило, это казашки, известные как легендарные матери, их почитали за то, что они дали жизнь прославленным мужчинам, которые стали основателями целых родов, а также за личные качества – мудрость, доброту, великодушие, скромность, остроумие, различные таланты, вплоть до умения обращаться с чайным грибом, как в случае с Дарабоз-ана. Поэтому обычно к их имени добавляют слово «ана», что означает «мать». Домалак-ана также прославилась своими точными предсказаниями, а также считается аулие, святой. Умением видеть будущее и исцелять больных прославилась Актолыс-ана.

В честь женщин названы, например, роды абак керей, кызай найман, нурбике шаншар, алтын жаппас.

Иногда именами праматерей называют не отдельные роды, а их объединения, так как они начались с сыновей одной матери. Например, потомки Алтыншаш-ана составили пять подродов, Жанат-ана  - восемь подродов, Алеуке-ана – целых двенадцать.

Кроме того, память об этих женщинах увековечена в уранах – боевых кличах, особенных для каждого ру. Например, воины рода каракесек шли в бой с именем Каркабат-ана на устах.

Впрочем, упоминали их не только во время битвы. Многим матерям принято молиться. К мавзолею Домалак-ана, прародительнице албанов, суанов и дулатов, в Южно-Казахстанской области до сих пор приезжают люди, которые не могут завести ребенка. Считается, что меж камней, установленных на входе, может пройти только действительно благочестивый человек.

Но со временем традиция упоминать в шежире выдающихся женщин стала меняться.

«Надо еще иметь в виду, что в XVIII в. в казахских родах и племенах произошла массовая замена уранов в честь героев казахско-джунгарских войн. Баланс сместился в сторону батыров-мужчин. Позже, в XIX-XX вв., происходила, так сказать, корректировка шежире. Это явление наблюдается и сейчас. Многие составители родословных считают зазорными старинные легенды, возводящие происхождение того или иного рода к женщине, и откровенно придумывают новые, более патриархальные версии», - пишет по этому поводу историк Радик Темиргалиев.

Женщины в шежире сейчас

В последние годы интерес казахов к шежире, как и ко всему историческому наследию предков, увеличился. Причин специалисты называют несколько, и одна из них – постепенное избавление от советского влияния, когда власти боролись с соблюдением древних традиций, так как они считались трайбализмом, варварством и т.д.

При этом в случае с шежире есть определенные проблемы, так как в результате джутов, голода, массовой эмиграции в Китай и Турцию, репрессий, гибели во время Великой Отечественной войны многие родовые линии оказались разорваны, и восстановить их спустя столько лет очень сложно.

Энтузиасты занимаются этим на добровольных началах, издают многотомные книги с родословными, открывают сайты и группы в социальных сетях, где можно найти имена своих предков, а иногда – и новых родственников.

Взгляд на шежире при этом остается по-прежнему патриархальным. Об этом можно судить по тому, что имена женщин очень редко добавляют в онлайн-шежире, и по реакции пользователей на такие случаи. Большинство из них требуют тщательно соблюдать обычаи и удалять все женские имена. Некоторые согласны, что в шежире можно добавлять дочерей, но уточняют, что на их детей это не распространяется, а также, что род стоит считать все равно по сыновьям.

- Девочек добавлять не надо, так издавно повелось!
- Заметил, что в некоторые ветви пользователи также включают своих дочерей. Что это за новый обычай? Не то чтобы я унижал женщин вообще, но разве шежире с самого начала не продолжалась только мужскими именами? Потому что девочка в будущем выйдет замуж и продолжит линию другой семьи. В связи с этим возникает вопрос к тем, кто написал здесь имена своих дочерей: вы собираетесь записывать детей своих дочерей в свой род? Что будет делать семья ваших зятьев? Вы бы сначала немного подумали, а не творили, что в голову взбредет!
- Не стоит добавлять девочек в шежире, будет путаница.
- Правильно говорите, ни дочерей, ни их детей в шежире добавлять не надо, путаница начнется. Если родители знают, они научат своих детей
.
- Казахи всегда помнили своих предков и сроду не вносили девушек в шежире, даже если не было потомков мужского пола. Если спрашивали, сколько у тебя детей, отвечали, например: "У меня 2 сына и 3 дочери". Сейчас хорошо, что снова стали писать шежире, но писать его тоже нужно правильно. Что бы сказали старики? Если рядом с вами есть аксакалы, спросите их, правильно ли вносить в шежире девочку. Предлагаю писать шежире только по именам мужчин, как было в самом начале, а имена девушек удалим. Женских имен быть не должно.  если не было сыновей - ветвь обрывалась. Не будем начинать новую моду под предлогом того, что сейчас XXI век! Не будем забывать, что казахи - это казахи.

Таким образом, имена матерей, жен, дочерей, сестер по-прежнему сохраняются в любых источниках, кроме официального шежире.