... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Как решившая помочь своему ребенку девушка помогла тысячам казахстанских детей

21.04.2021

Три года назад представители общественного объединения «Центр социальных инициатив «Белсен» создали логопедические наборы «Kishkentai», помогающие развивать речевое дыхание, мелкую моторику, навыки звукоподражания и даже зрительное восприятие детей.

С этим проектом общественники победили на ярмарке социальных идей и проектов-2019, организованной Фондом Нурсултана Назарбаева.

Основатель и инициатор идеи Гульмира Пармышева рассказала корреспонденту медиа-портала Caravan.kz о том, как любительский проект мамы, создаваемый для личного пользования путем проб и ошибок, стал профессиональным набором, который помог тысячам родителей в Казахстане в запуске и развитии речи детей.

- Гульмира, расскажите, как зарождалась идея вашего проекта?

- Три года назад в домашних условиях я создала для своего ребенка наборы, благодаря которым мы "запускали" ему речь. Так появились первые наборы для развития речи детей, - отметила Пармышева в начале беседы. - Потом появилось желание помочь не только себе, но и другим родителям. В центре, где занимался мой ребенок, родители других детей стали интересоваться наборами, и мы в домашних условиях начали создавать продукцию. И идея, которая зародилась на кухне квартиры, имела свое продолжение в виде цеха в городе Алматы, инклюзивной мастерской, куда привлечены большие профессионалы, а также люди с особыми потребностями.


Продукция, которая изначально была создана для родителей, сейчас активно применяется лучшими специалистами страны. И теперь наша целевая аудитория – это не только родители, но и специалисты и центры, которые занимаются с данными тренажерами.

- В чем заключаются особенности и социальная значимость вашего проекта?

- Особенностями проекта являются его комплексность, комплексный подход, экспертность и доступность. Каждый тренажер тестировался от 4 до 6 месяцев в коррекционных кабинетах лучших центров страны. Мы налаживали обратную связь, меняли функционал, работали над качеством. Мы подготовили к нему пошаговую инструкцию: как ребенок должен себя чувствовать, что мама должна говорить, чтобы было понятно девятилетнему ребенку на двух языках. В разработке наборов принимали участие практикующие логопеды и дефектологи, в течение нескольких месяцев пособия тестировали в абилитационных центрах и коррекционных кабинетах Алматы и Нур-Султана.

 

Мы – за домашнюю терапию. Зачастую родители не могут отдать ребенка в самые сильные центры в силу того, что это очень дорого. Цены на хороших специалистов логопедов-дефектологов у нас достаточно высокие.  Плюс к этому – большие очереди, нехватка мест, отсутствие необходимого комплексного пособия. Так создались первые наборы для развития речи детей, для сенсорного развития и дыхательной гимнастики.

По цене трех занятий со специалистом (15 тысяч) любой родитель может купить набор, где все подробно и понятно расписано, и заниматься по нему в течение года. Также 10 процентов прибыли от продажи наборов мы направляем на поддержку детей с особыми потребностями.

Социальной значимостью проекта является также привлечение к трудоустройству молодых людей с особыми потребностями.

В 2019 году появилось желание создать из любительского проекта профессиональный, производственный.

- Как участие и победа в ярмарке сказались на вашем проекте? Насколько ощутимой была поддержка Фонда Нурсултана Назарбаева?

- Ярмарка социальных идей и проектов стала первым официальным и серьезным конкурсом, где мы приняли участие. По итогам ярмарки мы прошли в ТОП-50 и выиграли грант в размере 2 миллионов 800 тысяч тенге.

Благодаря поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева мы получили возможность приобрести оборудование, закупить сырье и протестировать это на деле. В рамках реализации проекта мы обеспечились сотней наборов и безвозмездно подарили их центрам. Также организовали первый республиканский воркшоп по сенсорной интеграции. Иными словами, заручившись поддержкой фонда, мы получили возможность перейти, так скажем, от социального проекта к социальному бизнесу.

Такие конкурсы, как ярмарка социальных идей и проектов, помогают обычным людям, таким же мамам, как я, и разным специалистам воплотить свои идеи, получить первую поддержку или же помочь имеющимся организациям запустить новые направления. Для меня Фонд Нурсултана Назарбаева – это организация, которая первой нас поддержала, за что я очень признательна.


- Расскажите о вашей деятельности в рамках проекта на сегодняшний день...

- Если сказать коротко: проект «Kishkentai» - это игрушки, которые лечат. В данный момент наша инклюзивная мастерская находится в городе Алматы, и в ближайшее время мы собираемся открыть филиал в городе Нур-Султане. Недавно мы запустили первый шоурум-тренажер: каждая мама может прийти к нам с ребенком, познакомиться с проектом и понаблюдать за производством. В это время ребенком будут заниматься специалисты, подбирать под его возможности, навыки и дефициты необходимую продукцию.


Пара слов о продукции: мы пользуемся сертифицированными гипоаллергенными материалами. Для меня, как для мамы, очень важно создавать качественную и безопасную продукцию. Если я могу предложить продукт своему ребенку, то я готова предложить его и рынку.

 

- Не могли бы вы пояснить, что такое сенсорное развитие?

- Сенсорное развитие - это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Оттого, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Это напоминает электрическую цепь – когда один из рецепторов работает плохо, ребенок не совсем гармонично развивается и вероятен риск задержки.

Например, для развития обонятельного рецептора мы создали набор "арома-лото", куда входят баночки с разными ароматами со знакомыми для ребенка вкусами – фрукты, ягоды, сладости, трава и т.д.  Ребенок это нюхает, определяет, говорит, познает мир через это.

В век гаджетов, когда слуховые и зрительные рецепторы перегружены, у ребенка начинается сенсорный голод других рецепторов. Тренажеры очень помогают в элементах запуска речи. Это мировая практика, которая действенно работает. К примеру, за последний год мы смогли помочь больше чем 10 тысячам детям, и большая часть из них сейчас уже посещает школы, - отметила в завершение беседы Гульмира Пармышева.


О чем хочется сказать в заключение? Пожалуй, подытоживая эту тему, лучше всего будет вспомнить одну очень верную цитату Елбасы:

«Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, - отмечал Елбасы в стратегии «Казахстан-2050». - Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем». И с этими словами трудно не согласиться.

Напомним, ярмарка социальных идей и проектов – это традиционный проект Фонда Нурсултана Назарбаева, цель которого заключается в выявлении и поддержке некоммерческих организаций (НКО) Казахстана для решения общественно значимых проблем через реализацию социальных, культурных и образовательных проектов на локальном уровне.

Целью конкурса является вовлечение и усиление роли НПО и институтов гражданского общества в процесс реализации Целей устойчивого развития, привлечение потенциала НПО к решению актуальных социальных и общественно значимых проблем, а также поддержка гражданских инициатив для дальнейшего start up финансирования.

14-15 апреля 2021 года ярмарка состоялась в Алматы, и проводилась она в преддверии Первого форума социальных проектов «Государство, бизнес и НКО: 30 лет единства и партнерства в интересах устойчивого развития».

Сам форум социальных проектов - это уникальная площадка, где казахстанские и международные эксперты обсудят наиболее острые социальные, экономические и экологические вопросы, а также представят конкретные практические решения. Пройдёт он в течение двух дней - 22 и 23 апреля - в столице. Там же и назовут победителей ярмарки социальных идей и проектов.