Опубликовано: 31100

Как решаются проблемы бытового насилия в Казахстане

Как решаются проблемы бытового насилия в Казахстане Фото - из открытых источников

Какие законы помогают защищать жертв бытового насилия, а также информация о том, куда обращаться в первую очередь, если вы попали в столь непростую жизненную ситуацию.

Борьба с бытовым насилием в нашем обществе — вопрос такой же важный, как и борьба с преступностью. К сожалению, многие факты совершения насилия над членами семьи, независимо от пола или возраста жертвы, замалчиваются. Пострадавшие никому об этом не рассказывают, а даже если и пытаются, то дело редко доходит до суда. К тому же, жертв домашнего насилия «клеймят» ярлыком под названием «сам(а) виноват(а)» так же часто, как и жертв насилия сексуального.

Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал, что Казахстан должен войти в новую эру без каких-либо намёков на угнетение по гендерным, возрастным или каким-либо другим признакам.

- В народе особо подчеркивают: «Қыздың жолы жіңішке». Путь девушки, путь дочери - тонок, нельзя оборвать его. Девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а мать - его самым почитаемым лицом.

Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине - матери, супруге, дочери.

Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко.

Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару.

У нас в стране много неполных семей. Государство должно помогать матерям, которые одни воспиты­вают ребенка. Мы должны предоставлять женщинам гибкие формы занятости, создавать условия для работы на дому. Закон, государство и я будем на стороне наших женщин, - заявил в своем послании президент страны.

Медиа-портал Caravan.kz собрал самую важную информацию о том, как защитить себя от бытового насилия, а также выяснил, куда обращаться, если вы стали жертвой.

Какие законы регулируют профилактику бытового насилия?

Правовую основу деятельности подразделений по защите от бытового насилия составляют Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Республики Казахстан, Уголовный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия, Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», иные нормативные правовые акты.

Главный Закон нашего государства — Конституция — гарантирует нам защиту наших законных прав и интересов. Этой теме посвящен целый раздел под названием «Человек и гражданин». Более остальных хотелось бы обратить внимание на ст.ст. 13 и 17 Конституции Республики Казахстан, где регламентировано: «каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону; каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод; каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи». В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. А статья 17 прямо говорит о неприкосновенности достоинства чело­века и о том, что никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижаю­щему человеческое достоинство обращению или наказанию.

К какому типу ответственности относится совершение бытового насилия

Здесь всё зависит от причиненного вреда здоровью.

Причинение легкого вреда здоровья сейчас квалифицируется статьей 73-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях — «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». То есть, при умышленном причинении легкого вреда здоровью, повлекшем кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности наказывается штрафом в размере 15 МРП или административным арестом до 15 суток. При повторном совершении в течение года — административным арестом до 20 суток.

Если же деяние квалифицируется статьей 73-2 КоАП РК «Побои» — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, — то оно наказывается штрафом в 10 МРП или административным арестом до 10 суток.

При умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (статья 107, но уже Уголовного кодекса РК) обвиняемый будет наказан штрафом до 1000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Размер наказания увеличивается до 2000 МРП, исправительными работами в том же размере, ограничением или лишением свободы до трех лет, если преступление совершили неоднократно, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего.

При нанесении тяжкого вреда здоровью размер наказания увеличивается — это статья 106 УК РК. За таким деянием следует ограничение свободы на срок от трех до семи лет, либо лишение свободы на тот же срок. При неоднократном совершении преступления, либо совершенного в отношении заведомо несовершеннолетнего — лишение свободы от 5 до 10 лет.

Также была введена такая мера, как «судебное предписание». Это официальное распоряжение, которое выписывают семейному скандалисту. Устроил, например, муж дома скандал. Соседи позвонили в полицию. Приехавшие на место происшествия сотрудники задержали дебошира, но заявление на супруга его жена писать не хочет и явных синяков у нее не видно. В таком случае скандалисту выдают защитное предписание, в котором говорится, что отныне ему запрещается устраивать дома скандалы, поднимать руку на домочадцев. После чего участковый инспектор несколько раз в неделю навещает его по месту жительства с проверкой. Ранее срок защитного предписания составлял 10 дней, теперь 30.

За нарушение защитного предписания правонарушитель может быть предупрежден, либо привлечен к ответственности – административный арест сроком до 5 суток.

Сегодня в Казахстане проводится взвешенная гендерная политика, благодаря которой уже достигнуто некоторое улучшение профилактики бытового насилия в отношении женщин.

В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050» Президент страны обозначил одну из главных задач казахстанского общества – защиту материнства и детства от насилия. Сегодня мы видим множество примеров нетерпимости общества к этому явлению. В частности ужесточен закон по профилактике бытового насилия.

О профилактике бытового насилия

Органы внутренних дел на постоянной основе проводят работу по совершенствованию форм и методов профилактики насилия в отношении женщин во взаимодействии с заинтересованными госорганами и неправительственными организациями.

Кроме того, в Казахстане действует закон «О профилактике бытового насилия», в котором подробно расписаны основные понятия, субъекты закона, принципы профилактики. Кроме того, он определяет виды бытового насилия.

Физическое насилие — умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли.

Психологическое насилие — умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития.

Сексуальное насилие — умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним.

Экономическое насилие — умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право.

В закон в последующие годы неоднократно вносили изменения. Так, срок действия защитного предписания увеличили до 30 суток. Защитное предписание выносят сотрудники полиции — это значит, что правоохранительные органы вправе устанавливать определенные запреты в отношении семейных дебоширов. Таким образом, его контакт с жертвой можно ограничить на срок до одного месяца.

Помимо этого, правом выносить защитные предписания обладают теперь не только руководители полиции, но и участковые инспектора — в целях оперативного реагирования на насилие в быту.

Также дебошира можно выселить на срок до 30 суток с жилища при наличии у него другого жилья, и запретить ему контактировать с несовершеннолетними или недееспособными членами семьи.

С начала принятия закона (2010 год) сотрудники полиции установили свыше 576 тысяч защитных предписаний, а также более 51,9 тысяч особых требований к поведению нарушителя.

Только по итогам девяти месяцев 2017 года было вынесено более 49,2 тысяч защитных предписаний, установлено более 4,8 тысяч особых требований к поведению. По сравнению с 2016 годом за этот же срок по первому показателю пошел спад на 4%, по второму показателю наоборот — увеличение сразу на 33,9%.

Что до помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия, то здесь, как отмечают в МВД, «профилактика бытовой преступности малоэффективна без использования потенциала неправительственных организаций». Так, акиматы наделены полномочиями создавать специальные организации по оказанию помощи жертвам бытового насилия. Кроме того, акиматы по госзаказу могут финансировать неправительственные организации. Например, кризисные центры.

Открытие кризисных центров было заложено в Плане мероприятий Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы, а сейчас эта работа продолжается и отражена в Концепции гендерной и семейной политики РК. Кроме того, кризисные центры для лиц, пострадавших от бытового насилия, теперь будут принимать и жертв сексуального насилия.

По данным МВД РК, в кризисных центрах имеется около 30 телефонов доверия. За девять месяцев 2017 года на них поступило более девяти тысяч звонков, обратились 5524 женщины. С начала этого года сотрудники органов внутренних дел направили в данные центры 2606женщин. Помощь жертвам в данных центрах оказывают более 200специалистов — психологи, юристы и социальные работники.

Меры по профилактике бытового насилия

В целях защиты потерпевших от бытового насилия, органы внутренних дел наделены правом применять меры индивидуальной профилактики бытового насилия такие как:

  1. Профилактическая беседа — проводится субъектом профилактики бытового насилия с лицом, совершившим бытовое насилие. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
  2. Защитное предписание — выносится начальником местной полицейской службы органов внутренних дел либо его заместителем, участковым инспектором полиции либо участковым инспектором полиции по делам несовершеннолетних в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вынесения шестнадцатилетнего возраста. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль. Срок действия защитного предписания составляет тридцать суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в семь календарных дней.
  3. Административное задержание — заключается во временном лишении свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении лица, совершившего бытовое насилие.
  4. Принудительные меры медицинского характера — назначаются судом в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Казахстан в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением.
  5. Установление особых требований к поведению правонарушителя — мера административно-правового воздействия устанавливается судом и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, согласно ст.22 Закона «О профилактики бытового насилия».
  6. Административное взыскание — установлено ст. 73 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в виде предупреждения либо административного ареста на срок от трех суток до десяти суток, при повторном совершении в течение года после наложения административного взыскания, влечёт административный арест на срок до десяти суток либо штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
  7. Лишение либо ограничение родительских прав — в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», родители лишаются родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с ребенком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушаются на его половую неприкосновенность, злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами (статья 75). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам, не зависящим от родителей, вследствие поведения родителей, но при этом не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав (статья 79).
  8. Меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе — применяются в целях пресечения бытового насилия, содержащего состав уголовного правонарушения, и обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников органами, осуществляющими уголовное преследование и ведущими уголовный процесс.

Организации, помогающие жертвам бытового насилия

Нацио­нальная комиссия по делам семьи и гендерной политике

В целях предотвращения практики насилия в Республике Казахстан государство в лице Нацио­нальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан (да­лее — Комиссия) занимается регулированием вопросов гендерного равенства посредством заслу­шивания на своих заседаниях руководителей государственных органов, непосредственно подчинен­ных и подотчетных Главе государства, центральных и местных исполнительных органов; запрашива­ния и получения от государственных органов, организаций и должностных лиц необходимых доку­ментов, материалов и информации; требования от руководителей соответствующих государственных органов проведения проверок и служебных расследований по фактам нарушения законов, касающих­ся вопросов семьи и гендерного равенства; внесения предложений по проектам актов Президента Республики Казахстан, представляемых на рассмотрение Главе государства, проектам актов Прави­тельства Республики Казахстан, затрагивающих вопросы семьи и гендерного равенства; привлечения к рассмотрению вопросов, отнесенных к ведению Комиссии, работников государственных органов, а также в качестве внештатных экспертов авторитетных и профессионально подготовленных предста­вителей общественности для участия в подготовке заседаний Комиссии, разработке программ и про­ведении проверок; координирования и контролирования деятельности комиссий при акимах облас­тей, городов Астаны, Алматы, заслушивания отчетов об их деятельности; содействия выдвижению и утверждению кандидатур женщин на руководящие должности. А также Комиссия вправе отправить дело (поступившее обращение граждан) на рассмотрение по существу.

Члены Комиссии по приглашению могут присутствовать на заседаниях Парламента Республики Казахстан и его палат, Правительства Республики Казахстан, коллегий государственных органов по вопросам семьи и гендерного равенства.

Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.

Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция и законы Республики Казах­стан, акты Президента Республики Казахстан, иные нормативные правовые акты РК, а также Поло­жение о Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан.

Основными задачами Комиссии являются:

  • выработка рекомендаций по определению приоритетов, формированию и реализации ком­плексной государственной политики в отношении семьи, равенства женщин и мужчин с учетом ре­гиональных особенностей в контексте Стратегии развития Казахстана до 2030 г., Стратегии гендер-ного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. и международных договоров по вопросам семьи и гендерного равенства, участником которых является Казахстан;
  • взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества по во­просам защиты интересов семьи, реализации Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг.;
  • анализ вопросов состояния гендерного равенства и выработка предложений и рекомендаций государственным органам по основным направлениям гендерной политики в Республике Казахстан;
  • содействие:
  • достижению гендерного равенства в экономической сфере, дальнейшему развитию предпри­нимательства среди женщин, повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда;
  • созданию условий для членов семьи по совмещению трудовой деятельности с домашними обя­занностями и воспитанием детей;
  • укреплению института семьи, достижению гендерного равенства в семейных отношениях;
  • разработке комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе репродуктивно­го, мужчин, женщин и детей, повышению качества жизни;
  • искоренению насилия в семье и на рабочем месте и внедрению международного опыта борьбы с насилием в отношении мужчин, женщин и детей;
  • гендерному образованию и просвещению населения;
  • проведению научных исследований, формированию информационной базы в целях анализа ре­ального положения семьи, гендерного равенства в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества;
  • рассмотрение предложений государственных органов, международных организаций и обще­ственных объединений по проблемам, входящим в компетенцию Комиссии, подготовка соответст­вующих рекомендаций Президенту Республики Казахстан;
  • выработка для Главы государства рекомендаций и предложений по обеспечению соблюдения должностными лицами государственных органов требований законодательства Республики Казах­стан по вопросам семьи и гендерного равенства;
  • взаимодействие со средствами массовой информации с целью более полного отражения ас­пектов положения семьи и гендерного равенства в Казахстане;
  • рассмотрение обращений граждан, сообщений средств массовой информации, касающихся вопросов семьи, несоблюдения гендерного равенства;
  • участие в разработке концепций, государственных и отраслевых (секторальных) программ по вопросам семьи и гендерного равенства;
  • участие в подготовке и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных пра­вовых актов, направленных на улучшение положения семьи и гендерного равенства;
  • инициирование и проведение гендерно-правовой экспертизы;
  • сотрудничество с государственными органами и международными организациями, выработ­ка предложений по реализации международных инициатив, участие в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам положения семьи и гендерного равенства.

Союз кризисных центров Казахстана

Союз кризисных центров Казахстана - добровольное объединение юридических лиц, зарегистрированое в Алматинском городском управлении юстиции 26 марта 2000 года.

Специализированные кризисные центры - это организации по оказанию помощи лицам, пострадавшим от бытового насилия, которые безвозмездно оказывают консультативно-психологическую и юридическую помощь, при необходимости направляют пострадавших в медицинские учреждения, для оказания им медицинской помощи и дальнейшей реабилитации, предоставляют временное проживание, проводят психокоррекционные программы с лицами, совершившими бытовое насилие, осуществляют информационно-просветительскую и воспитательную деятельность по вопросам профилактики и предупреждения бытового насилия, обеспечивает полную безопасность и анонимность для своих обитателей.

Для размещения в «Кризисном центре-приюте для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия», нужно обратиться в органы внутренних дел либо к участковому инспектору полиции с заявлением, что в отношении Вас было совершено бытовое насилие, либо обратиться по круглосуточным телефонам доверия. Женщины с детьми могут находиться в кризисном центре от месяца до полугода.

ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» профессиональная сеть, объединяющая 13 организаций из 11 регионов Казахстана. Работа направлена на предотвращение гендерного насилия и всех форм дискриминации, формирование культуры ненасильственых отношений в обществе и создание эффективного механизма влияния общественности, в частности, членов Союза, на содержание политики и решений, принимаемых государственными органами власти и органами самоуправления на местах на национальном и местном уровнях по проблеме профилактики бытового насилия в Казахстане, в соответствии основным международным стандартам по правам человека и, в том числе, принципам и положениям из Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Одним из стратегических направлений деятельности Союза является мониторинг Национального законодательства в сфере защите прав человека от бытового насилия на национальном и региональном уровнях и подготовка альтернативных докладов.

Деятельность Союза поддерживают на основе сотрудничества Министерства Внутренних дел Республики Казахстан, информации и культуры РК, транспорта и коммуникации РК, здравоохранения РК, юстиции РК, Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки РК, Национальная комиссия по делам женщин и семейно- демографической политике при Президенте РК. А так же международные и республиканские фонды, СМИ и НПО.

Союз кризисных центров Казахстана является членом: Центрально - Азиатского форума женских организаций, Центрально- Азиатской Сети «Против домашнего насилия», «Казахской Коалиции Независимых Женских Организаций», международной сети детских телефонных линий “Child Helpline International».

Направление деятельности союза кризисных центров:

  • Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи с номером 150 (НТЛДДиМ)
  • Телефон по противодействию торговле людьми 11616
  • Телефон доверия для женщин,подвергшихся бытовому насилию 1415

Практика борьбы с бытовым насилием в мире

Казахстан сегодня на шаг впереди. Если у нас Закон «О профилактике бытового насилия» был принят в 2009 году, то в соседней Российской Федерации такого Закона еще нет. Однако российские депутаты предлагают к таким бытовым насильникам принимать жесткие меры и лишать свободы как минимум на 3 года.

К примеру, в Канаде к этой теме относятся с большим вниманием, 6 декабря в этой стране отмечается Национальный день памяти и действий против насилия над женщинами. В этот день в Канаде проходят ночные дежурства, политические дебаты и другие мероприятия. В Грузии закон о бытовом насилии был принят в мае 2006 года. Как и в других странах во всем мире, тысячи грузинских женщин систематически подвергаются насилию в семье. К сожалению, истинный масштаб проблемы в Грузии неизвестен.

В прошлом году в Китае впервые в истории разработан проект закона о борьбе с домашним насилием. Согласно законопроекту частные лица, либо соцработники смогут сообщать о случаях насилия в семьях, будь то физическим или психологическим. Семейные конфликты в этой стране традиционно считаются частным делом каждой семьи.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи