Опубликовано: 6200

Как казахи выживали в лютые морозы

Как казахи выживали в лютые морозы Фото - Total.kz

Проблем было много - от джута до невозможности похоронить усопшего как следует.

Но казахи прошлого вполне успешно справлялись с холодами. Редакция Сaravan.kz предлагает подробнее ознакомиться с тем, что помогало казахам выжить самим и сохранить скот до весны.

Традиция, которая сохранилась до сих пор - согым. Перед началом холодов издавно принято забивать скот на мясо. Богачи забивали десять и больше лошадей, а также баранов, бедняки за долю мяса помогали в забое и последующей разделке. Такие помощники также выделывали шкуры, снятые с забитых животных, очищали внутренности, засаливали мясо, готовили казы, шужык, керме.

Скот на согым выбирали еще весной - обычно это были мускулистые и упитанные животные. Чаще всего резали кобыл, которые не приносили приплода, или бычков 3-4 лет. Баранов резали при первых заморозках, когда уже удобно было хранить мясо снаружи. Так достигалась экономия: не нужно было тратить корм, а животные не успевали похудеть. Подготовленное к варке мясо барана и опаленную голову нередко складывали прямо в его шкуру и так хранили до приезда важного гостя, которого хотелось уважить особым угощением. Запасы продуктов обычно хранились в отдельном строении, которое называлась шошала. В нем также обычно находился очаг для готовки. Так выглядит внутри шошала в доме Абая Кунанбаева в урочище Жидебай.

Остальные обычаи в большинство своем ушли в прошлое, потому что связаны с кочевым образом жизни, который большинство казахов уже не ведет.

Например, больше не изготавливаются войлочные попоны для верблюдов на случай холодов, которых не могут выдержать даже эти выносливые животные.

Нет и откочевок на кыстау, когда с открытых всем ветрам равнин, летом дающих обильный корм, аулы отбывали на зимние пастбища, защищенные природным рельефом от ветра и снега. Под кыстау обычно отводились заросшие камышом берега озер и рек, горные ущелья и южные склоны сопок, лесные опушки и холмистые участки пустынь. Земли возле рек были лучшими угодьями, потому что не только защищали от непогоды, но давали топливо в виде камыша и корм для животных, к тому же так было легче добыть воду. Для скота на кыстау возводились укрытия - малкора. По необходимости копались колодцы - особенно актуально это было в засушливых районах, где трудно найти естественный водопой.

Вопреки сложившимся стереотипам у казахов были стационарные жилища. Хотя нередко было принято утеплять дополнительными слоями войлока и обкладывать снегом юрты, в которых жили на жайляу, нередко строились и небольшие дома - саманные, деревянные, каменные, даже из дерна, в зависимости от региона. Этот обычай начал особенно набирать силу в первой половине XIX века. Дома обогревались за счет печи, которую топили хвростом и кизяком. Рубить живые деревья на дрова у казахов было запрещено.

Рядом с такими поселениями обычно находились родовые кладбища. Если морозы были очень сильными и земля промерзала слишком глубоко, приходилось следовать грустной традиции: тела умерших в такое время заворачивали в кошму и хранили до потепления, когда можно было выкопать могилу и провести похоронный обряд как полагается.

Когда выпадал первый снег и на нем легко читались звериные следы, начинался охотничий сезон. Первая зимняя охота называлась кансонар, последующие - кусбегилик, саят, салбурын. Обычно эта был массовый выезд с большим количеством конных охотников, тазы и ловчих птиц.

Самым сложным временем был джут. Он случался и летом, но чаще всего происходил именно в зимнее время. Чаще всего причиной зимнего джута становилась толстая ледяная корка, которая после внезапной оттепели застывала поверх травы на пастбище и не давала животным добраться до корма. Особенно сильно страдали от этого явления овцы, потому что их слабыми ногами трудно разбивать лед. Реже джут случался, когда выпадало слишком много снега и скот не мог выкопать траву из-под слишком толстого его слоя.

Главным способом борьбы с джутом была откочевка в места с более благоприятными условиями. В таких случаях препятствием для откочевки не могла стать никакая погода. Для казахов было важно сохранить как можно больше скота, даже если для этого приходилось жертвовать его частью. Доходило до того, что в самые страшные бураны приходилось строить заборы из уже погибших животных, чтобы спасти живых.

Если же корка была не слишком толстой, то было принято выгонять на нее табун лошадей и гонять их, пока они не проламливали лед копытами. Также использовался совместный выпас - разных животных выпускали на пастбище в определенной последовательности, хотя обычно они паслись отдельно. Вот как описывает этот вариант А.И. Левшин:

«…пускают сначала лошадей, которые копытами разрывают снег и едят верхушки трав. За ними на то же место выгоняют рогатый скот и верблюдов, продолжающих есть начатую лошадьми траву и съедающих средину стеблей. Но низшей части оных, близ корня находящейся, верблюды глодать не могут…потом и овцы, выпускаемые на пастьбу после всего прочего скота, на одном и том же месте находят себе пищу»

Применялись и другие способы борьбы с джутом. Ручная расчистка пастбищ называлась "курек ашу" - в этом случае кочевники своими силами, с помощью лопат и других подручных приспособлений, убирали лед и снег. Иногда использовались и более крупные орудия - например, к лошадям привязывали бревна, чтобы проломить наст.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи