Саммит показал, несмотря на турбулентность в мире и меняющиеся контуры безопасности, государства–участники остаются привержены коллективным механизмам реагирования. Принятые документы, назначение нового Генерального секретаря и формирование информационно–аналитического блока подтвердили: организация входит в этап модернизации. Об этом в интервью рассказал политолог, председатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков, передает Caravan.kz.
– Игорь, какие, на ваш взгляд, главные итоги прошедшего саммита?
– Саммит, в общем-то, оправдал свои ожидания, прежде всего подписанными документами, и они направлены на развитие организации, которая отвечает за безопасность южных рубежей СНГ. На нынешнем этапе геополитического кризиса и резкого обострения международной ситуации организации сегодня действительно нужна стратегия с учётом тех вызовов, которые происходят. Фактически нужна новая дорожная карта её функционирования. История ОДКБ начинается с 90-х годов, но, как мы видим, характер угроз сильно изменился. Даже типы ведения войн изменились. Если раньше использовались традиционные вооружения, в том числе различными террористическими группами, то сегодня войны ведутся с применением новых летательных средств – например, беспилотников, а также в киберпространстве. Поэтому всё требует обновления, и те документы, которые подписали президенты, как раз будут реализовываться уже под председательством Российской Федерации в 2026 году.
– В рамках заседаний обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и миграцией. Какие из этих вызовов вы считаете наиболее актуальными для региона сегодня?
– Тут очень важно понимать, что эти угрозы тесно связаны между собой. Допустим, терроризм и незаконный оборот наркотиков – они между собой тесно связаны. Как мы знаем, то же ИГИЛ не только занималось продвижением своей радикальной повестки террористическими актами, но и активно использовало доходы от незаконной реализации афганских наркотиков для финансирования своей террористической деятельности на Ближнем Востоке, в Сирии и для совершения терактов по всему миру. Незаконная миграция тоже сюда относится – такие люди часто оказываются в рядах террористических формирований. Мы знаем, что за последние годы радикальные группировки уделяют пристальное внимание мигрантам. Не случайно трагические события в «Крокус Сити Холле» напрямую связаны с миграцией: этот теракт осуществляли те, кто официально считался трудовыми мигрантами, но на самом деле были террористами.
Поэтому учения, проводимые в рамках ОДКБ, и меры, которые принимаются, на мой взгляд, отвечают повестке региональной безопасности. Здесь сложно что-то разделить по отдельности – это один узел угроз, который нужно разрубать комплексно.
– Казахстан в последние годы стал одним из наиболее активных участников ОДКБ. Какие ключевые функции он сегодня выполняет, с точки зрения учений, миротворчества и аналитического уровня?
– По поводу Казахстана хотелось бы сказать особо, потому что, во-первых, действительно, Казахстан имеет опыт миротворческий и в плане поддержания мира в рамках подразделений давно уже участвует в миссиях Организации Объединённых Наций. Сейчас военнослужащие Казахстана несут миссию на Ближнем Востоке, в горячих точках, поэтому здесь опыт Казахстана очень важен.
Я думаю, что учения, в которых регулярно принимает участие ОДКБ и в которых участвует казахстанский контингент, позволяют Казахстану иметь наиболее современный международный опыт, который важен для организации. Это касается и коллективных сил, и совместной отработки сценариев реагирования на кризисы. Что касается аналитического уровня, то в этом году, когда Казахстан председательствовал в ОДКБ, очень большой блок был посвящён вызовам и угрозам в сфере кибербезопасности. Важность этого вопроса Касым-Жомарт Токаев подчёркивал не раз. Сегодня войны идут не только на земле, виртуальная реальность тоже активно используется деструктивными силами по максимуму для дестабилизации ситуации. А с учётом того, что Казахстан является одной из ведущих стран постсоветского пространства в плане использования наработок в области искусственного интеллекта, и в республике есть специальное министерство, которое занимается цифровым развитием и ИИ, опыт Казахстана в отражении киберугроз тоже очень ценен для ОДКБ.
– Как изменилось восприятие Казахстана в регионе после года его председательства в ОДКБ?
– Можно сказать, что год председательства укрепил репутацию Казахстана как государства, которое не только говорит о безопасности, но и предлагает конкретные решения. Именно в период председательства Казахстана была принята программа по обеспечению безопасности границ и по ситуации в Афганистане. Афганистан граничит с государствами ОДКБ, и инициативы Казахстана в этом направлении были крайне своевременными. Также были проведены учения, которые, на мой взгляд, очень актуальны на фоне нарастающих глобальных конфликтов. Важно, что Центральная Азия на фоне этих кризисов выглядит относительно стабильной, и в этом есть прямая заслуга координации в рамках ОДКБ, где Казахстан играет заметную роль.
– Учения «Взаимодействие» и «Нерушимое братство» были инициированы Казахстаном. Как эти инициативы изменили архитектуру коллективной безопасности?
– Я бы сказал, что они вписались в общую логику наращивания боеспособности коллективных сил и отработки совместных действий. Вообще без учений сложно представить себе эффективную деятельность организации. Это не разовые мероприятия, а системная работа по проверке готовности сил и штабов. Учения позволяют не только отработать совместимость подразделений, но и проверить, насколько быстро информация передаётся между штабами, как работают механизмы принятия решений. Инициативы Казахстана в этом направлении задают высокую планку и для других стран – это пример того, как национальные предложения становятся частью коллективной архитектуры безопасности.
– Как вы оцениваете личную роль Касым-Жомарта Токаева в вопросах коллективной безопасности? Можно ли говорить, что его дипломатический стиль укрепляет позиции Казахстана как одного из ключевых участников ОДКБ?
– Президент Касым-Жомарт Токаев занимает активную политическую и внешнеполитическую позицию, направленную на поддержание мира в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом. Казахстан не раз предлагал посредничество в урегулировании международных конфликтов, в том числе российского-украинского. В частности, предлагались Астана или Алматы как площадки для переговоров и это полностью соответствует внешнеполитическому курсу, который продвигает глава государства. Если вспомнить недавнюю историю, Казахстан был площадкой для урегулирования конфликта в Сирии, выступал международным арбитром. Казахстан оказывал содействие в урегулировании конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном в 2021 году в рамках ОДКБ, когда были пограничные столкновения. Тогда президент Казахстана очень быстро отреагировал и стал посредником в снятии обострения. Поэтому у республики есть огромный опыт по всем этим направлениям. И сам президент Казахстана, в прошлом один из видных дипломатов постсоветского пространства, обладает колоссальным опытом в миротворческой деятельности и продвижении повестки безопасности нашего региона. Его дипломатический стиль, ориентированный на диалог и снижение напряжённости, укрепляет позиции Казахстана как одного из ключевых и наиболее конструктивных участников ОДКБ.
– Назначение Таалатбека Масадыкова на пост Генерального секретаря ОДКБ. Что это значит для Кыргызстана и для организации в целом?
– Это важное и очень показательное назначение. Таалатбек Масадыков – опытный дипломат с серьёзным послужным списком, он работал в миссии ООН в Афганистане, хорошо знает ситуацию «на земле». В условиях, когда именно с афганского направления по-прежнему исходят серьёзные риски, такой опыт крайне востребован. По данным ряда экспертных центров, в том числе Центра экспертных инициатив ОРДО, примерно 20 тысяч боевиков из стран Центральной Азии находятся в террористических лагерях в Афганистане. Это представляет прямую угрозу дестабилизации всего региона. Параллельно активны структуры типа ИГИЛ, а значит требуется более тонкая, профессиональная работа. Кроме того, Масадыков известен и как аналитик. В этом контексте его участие будет важно на фоне инициативы Владимира Путина по созданию Ассоциации аналитических центров. Это может способствовать расширению повестки ОДКБ не только в военно-политическом направлении, но и через интеграцию с экспертным и общественным сообществом. Для Кыргызстана это, безусловно, повышение статуса – представитель республики возглавляет структуру, отвечающую за коллективную безопасность значительной части Евразии. Для ОДКБ это шанс усилить управленческое и аналитическое звено в сложной внешнеполитической обстановке.
– ОДКБ, как вы уже сказали, создаёт новое Информационно-аналитическое управление. Насколько это усилит способность организации прогнозировать угрозы и предотвращать кризисы?
– Без глубокой аналитики сложно представить себе эффективную деятельность организации. Аналитическое направление сегодня играет такую же стратегическую роль, как и военные формирования внутри ОДКБ, как цели и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
Создание Информационно-аналитического управления в структуре Секретариата ОДКБ логичный шаг. Это позволит системно заниматься мониторингом, прогнозированием ситуации, формированием сценариев реагирования. Хорошая аналитика даёт возможность не просто реагировать постфактум, а работать в превентивном режиме, предугадывать угрозы, которые могут возникнуть.
– В 2026 году Россия принимает председательство в ОДКБ. Как это может повлиять на приоритеты организации? Какие ожидания у стран Центральной Азии?
– Россия играет системообразующую и ключевую роль в ОДКБ. Она обеспечивает военно-техническую поддержку странам-участницам, в том числе Кыргызстану, поддерживает деятельность баз ОДКБ в Канте и в Таджикистане, которые отвечают за воздушную безопасность и охрану южных рубежей СНГ.
Для стран Центральной Азии это, с одной стороны, дополнительные гарантии того, что техническая, военная и аналитическая компоненты ОДКБ не будут ослаблены. С другой стороны, это стимул активнее формулировать свои региональные интересы, чтобы они были встроены в общую повестку. В идеале ОДКБ должна оставаться не только военным союзом, но и площадкой, где учитываются позиции всех участников, а консенсус по вопросам безопасности превращается в конкретные решения и совместные действия.
– Каковы, по вашему мнению, возможные сценарии развития ОДКБ в ближайшие 3–5 лет? Ожидается ли модернизация организации?
– Сегодня ОДКБ необходима модернизация, особенно в части позиционирования себя как гаранта безопасности Центральной Азии. Появляются конкурирующие структуры, например Организация тюркских государств, которая уже заявляет о планах по проведению военных учений. Это сигнал к тому, что ОДКБ необходимо подтверждать свою значимость и эффективность. Также стоит рассматривать расширение списка участников и в целом обновление форматов работы. Здесь ставка должна быть сделана не только на военную составляющую, но и на политико-дипломатическую, гуманитарную и аналитическую работу.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу