Опубликовано: 24500

«Изучение русской литературы в казахстанских школах необходимо заменить мировой»: обзор казахскоязычной прессы (14-21 июня)

«Изучение русской литературы в казахстанских школах необходимо заменить мировой»: обзор казахскоязычной прессы (14-21 июня) Фото - из открытых источников

А также материалы о том, почему стипендия казахстанских студентов уменьшается, а не увеличивается, и как нынешнее отношение к казахскому языку привело к безграмотности в северных регионах Казахстана.

Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

«С каждым годом стипендия казахстанских студентов становится все меньше и меньше» - Аlashainasy.kz

На портале Аlashainasy.kz опубликовано высказывание Асхата Касенгали о размерах стипендий, которые с каждым годом все больше идут на спад.

«Очень часто слышу новости о том, что "стипендия растет", и некоторые даже радуются, что у бакалавров она будет 31 500 тенге. Но на самом деле с каждым годом она становится меньше», ― заявил автор.

По его словам, когда он поступил в университет в 2011 году, стипендия составляла 15 тысяч тенге. Доллар тогда был по 148 тенге. То есть в месяц студенты получали 100 долларов. Этой осенью стипендиаты получат 31 500 тенге, а это всего 73 доллара.

«Так что ничего не растет. Те, кто получал тысячу долларов в 2011 году, то есть те, у кого месячная зарплата составляла 150 тысяч, сейчас зарабатывают 350 долларов. Зарплаты обвалились в три раза, господа», ― резюмировал автор.

«Изучение русской литературы в казахстанских школах необходимо заменить мировой» - Аbai.kz

На портале Аbai.kz опубликована статья директора столичной гимназии № 90 Аятжана Ахметжанулы о том, почему урок русской литературы следовало бы заменить на урок мировой литературы.

«В этом году исполняется 30 лет со дня обретения нашей независимости. Однако работали ли мы над обретением независимости сознания? Смогли ли мы сформировать свободное мышление свободных казахов?» ― задался вопросом автор.

По его словам, независимость - это не только присутствие государственной власти или наличие символов страны на крышах зданий, так как наступило время, когда независимость не измеряется границами стран. По его словам, подлинная независимость должна быть в каждой области и сфере.

«Когда мы в 1991 году подняли синий флаг в небо, мы должны были избавиться от остатков колониального прошлого во всех отраслях вместе с их красным флагом. Мы не смогли не только их выбросить, но и по сей день тащимся с этой старой шубой. Потому что у нас еще не хватило разума подумать о формировании по-настоящему независимых казахов, либо колониальное мышление навечно впиталось в нашу кровь», ― посетовал Ахметжанулы.

Автор подчеркнул, что для обретения независимости в сфере образования и избавления от колониального мышления казахских детей необходимо начать с освоения мировой литературы.

«А для того, чтобы заменить русскую литературу на мировую, необходимо принимать меры уже сейчас, иначе будет поздно», ― подытожил он.

«Нынешнее отношение к казахскому языку привело к безграмотности в северных регионах Казахстана» - Аbai.kz

На портале Аbai.kz опубликована статья Жайбергена Болатова о плачевном состоянии казахcкого языка в северных регионах Казахстана.

По словам автора, нынешнее отношение к государственному языку в конечном итоге привело к массовой неграмотности в таких городах, как Костанай.

«В этом областном центре вы не встретите ни одной улицы, название которой было бы написано правильно и без ошибок. Также некоторые улицы все еще именуют «Победа», «1 Мая», так, будто у них нет казахских названий», ― посетовал автор.

Помимо этого, его возмутила традиция писать казахские названия в соответствии с орфографией русского языка. Болатов перечислил названия некоторых улиц, как «Амангельды», «Аль-Фараби», «Баймагамбетова», «Байтурсынов».

«В этом городе как будто вовсе забыли о существовании полноценного казахского языка, в котором заложено свое правописание и правила. Если названия улиц останутся в таком же состоянии, то возникает вопрос: насколько необходимо удерживать за бюджетные деньги такие организации, как областные и городские управления по развитию языков и управления образования?» ― задался вопросом автор.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинала и не имеет ничего общего с позицией медиа-портала Caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи