Это уже второй приезд известного нью-йоркского коллектива в нашу страну. Три года назад они блестяще выступили на джаз-фестивале в Алматы, а сейчас проехались по северным и западным городам Казахстана. В нашей беседе приняли участие лидер квартета, контрабасист Ари РОЛАНД и тромбонист Джон МОСКА.
– Вы давно выступаете вместе. Не устали друг от друга?
А.Р.: Я всегда говорю, что не бывает идеальных музыкантов. И мы не такие, хоть и стремимся к этому (смеется). Когда вы находитесь в процессе поиска, то играете со многими разными людьми и в конце концов находите таких, чьи интересы совпадают с вашими. Я нашел таких парней. Они – особенные! У них есть сильные чувства и профессионализм, а также масса новых идей. Эти парни не перестают меня удивлять. К тому же каждый из группы выступает сольно, так что у нас есть время немного передохнуть друг от друга.
– Вы всегда довольны качеством своих выступлений?
А.Р.: Полной удовлетворенности на самом деле никогда не возникает. Каждый раз, когда заканчивается очередной концерт, ты понимаешь, что мог бы сыграть эту композицию по-другому. Да, мы достигли в своей игре определенного уровня, ниже которого мы уже не сможем играть. Но перед выступлением я часто говорю себе, что именно сегодня сыграю эту песню именно так, как надо.
– Насколько, по вашему мнению, джаз – женское занятие?
А.Р.: О, мы часто играем с женщинами, в том числе и с вокалистками. В Нью-Йорке с нами работает девушка-ударница. Она – японка. Такая маленькая, но какой у нее удар!
– А есть ли различия между мужским и женским джазом?
А.Р.: Нет никакой разницы! Я могу назвать сотню женских имен – великих джазовых музыкантов. Взять хотя бы Мери Лу Уильямс – великолепная пианистка, замечательный педагог. Она учила очень многих мастеров современного джаза. Знаете, в молодости я работал с одним певцом, и барабанщицей у нас была женщина. Очень жесткая и сильная. Так вот она защищала меня от этого певца, у которого был тот еще характер. Так что, я думаю, женщины в джазе очень нужны (смеется).
Д.М.: Многие великие джазовые музыканты работали с женщинами. И они обращались с ними не только как с равноправными участниками коллектива, но как с бесценным приобретением. В джазе нет разделения по полу, да и вообще никаких различий между людьми.
– Глядя на вас, складывается такое ощущение, что все джазмены – большие оптимисты.
А.Р.: Ну, не такие мы и оптимисты. Особенно когда не получается заработать столько денег, сколько хотелось бы (смеется). В других направлениях музыки можно точно сказать – это песня веселая, а это – грустная. Чем хорош джаз: во время одного соло, одной импровизации бывают и веселые моменты, и печальные, и часто они чередуются, позволяя слушателю испытать различные эмоции.
– Когда говорят про людей искусства, часто можно услышать, что писателем, поэтом или художником нужно родиться. Джазу можно научиться или это тоже врожденное?
А.Р.: Да, есть люди, одаренные от Бога. А есть не очень талантливые, но трудолюбивые, которые по шесть часов репетируют, потом еще часа три слушают записи других исполнителей, а затем идут в клуб и смотрят выступления вживую. Я видел много людей, которые, возможно, не имели большого таланта, но так много работали, что становились поистине великими музыкантами.
– Что вы можете посоветовать молодым музыкантам, которые хотели бы играть джаз?
А.Р.: Есть одна очень хорошая формула. Во-первых, нужно хорошо изучить инструмент: на что он способен, какие звуки и каким образом можно из него извлечь. То есть вы должны знать его лучше, чем себя. Во-вторых, наработать репертуар из классических джазовых произведений. В-третьих, слушать, как эти композиции играют мастера, как они импровизируют. Вы должны выучить каждое их движение. В-четвертых, научиться играть их в точности, как они. В-пятых, вы должны как можно чаще выступать с другими музыкантами на публике. Конечно, вы можете практиковаться дома, но чувство ритма, свинг могут появиться только тогда, когда вы играете с другими людьми каждый день и так долго, насколько хватит сил. Как вы видите, формула простая, правда, работы много (смеется).
– Что должно произойти, чтобы квартет Ари Роланда перестал выступать и ушел на покой?
А.Р.: Только, если кто-то меня пристрелит (приставляет указательный палец к виску).
Д.М.: Недавно скончался один великий джазовый музыкант, он перестал выступать за неделю до своей смерти. Ему был 91 год. Что я этим хочу сказать: мы будем играть до тех пор, пока будет биться наше сердце.
Маша БИККИНИНА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу