Опубликовано: 56100

"Геноцид казахского народа": кого в этом обвиняют и кому это выгодно?

"Геноцид казахского народа": кого в этом обвиняют и кому это выгодно? Фото - Из открытых источников

Джунгары, атаманы и вождь советского народа - Сталин: на чьих руках "больше крови" казахского народа?

В последнее время в соцсетях, СМИ и других источниках периодически всплывают публикации, авторы которых заявляют, что некоторые из исторических личностей в тот или иной период совершали "геноцид казахского народа".

И если же приверженцами столь громких изречений зачастую выступают квазиспециалисты, то компетентные историки считают подобные мнения недостоверными, смехотворными и даже несущими в себе некие политические побуждения. 

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz приводит комментарии трех экспертов по разным версиям о страшном "истреблении казахского народа". 

"Бессмысленная жестокость джунгар"

Одной из излюбленных для казахских историков, поэтов, писателей, режиссеров и сценаристов тем являются казахско-джунгарские войны. А  эпоху "актабан-шубырынды" ставят в один ряд с коллективизацией 30-х годов ХХ века. 

Одна из исторических версий гласит, что западные монголы (ойраты, джунгары, калмыки) на протяжении то ли ста, то ли двухсотпятидесяти лет пытались завоевать казахские степи. Мол, джунгары целенаправленно занимались геноцидом казахского народа, а противостоять этому мешала феодальная междоусобица. Что именно борьба с этим нашествием препятствовала развитию казахского государства и явилась главной причиной присоединения к России. Другим распространенным мифом является бессмысленная жестокость джунгар, из-за которой, по некоторым данным, погибло около половины тогдашнего населения. 

Известный казахстанский историк Ирина ЕРОФЕЕВА в подробном интервью Caravan.kz в июле этого года следующим образом опровергла эту информацию:

- Во-первых, никто перепись населения не вел, поэтому знать реальные потери и казахского, и джунгарского населения никто не может. А данные, которые приводятся в поэмах, написанных сотни лет назад, – это несерьезно. Потери не были столь большими, как это описывается в поэмах. Особой жестокости тоже не было. Все время велся обмен пленными, и, более того, пленников вылечивали. А известный Маласары Батыр и вовсе получил от Галдан-Цэрэна звание тархана и грамоту. Это были вполне рыцарские отношения с обеих сторон. Будто два джигита борются за сердце девушки, так и два народа борются за кочевья и транзитные караванные пути. Другое дело, что у казахов был более ощутимый урон в силу военной развитости джунгар, - сказала ЕРОФЕЕВА.

 

Ирина ЕРОФЕЕВА
Ирина ЕРОФЕЕВА. Фото - Экспресс К

 

- Не нужно забывать, что в Казахстане и других регионах, где существовали кочевые народы, сильно развит дар слова, когда поэтичный рассказ имеет очень большое значение. И люди зачастую доверяют красивой форме в ущерб ее содержанию, - сказала тогда Ирина Викторовна в заключение нашей беседы.

 

Атаманы Анненков и Дутов в период Гражданской войны

Несколько месяцев назад в Казнете прошла волна обсуждений о якобы геноциде казахского народа, который учинил атаман Борис Анненков в Гражданскую войну. Вот лишь некоторые из высказываний пользователей соцсетей в отношении этого персонажа, тиражирующиеся в различных группах:

Отечественный историк Болат АСАНОВ в интервью нашему порталу высказал свое скептическое отношение к вышеописанным суждениям:

 - Имя Анненкова связано с Черкасской обороной (1918-1919) . Он возглавлял тамошних казаков в Жаркенте, на границе с Китаем. Почти год крестьяне оборонялись от атамана и его сил, в числе которых были казаки и казахи. Его подчиненные отличались безумными зверствами, но это было в отношении всех: и русских крестьян, и казахов. Вместе с тем известны случаи, когда уничтожались русские деревни и казахские аулы, и наверняка это не было связано с военными целями, а скорее из каких-то бандитских убеждений. Что касается того, было ли это геноцидом, то для вынесения вердикта необходимы серьезные научные исследования, в том числе архивных материалов. На мой, субъективный взгляд, поскольку я не занимался этой темой вплотную, этими зверствами атаман пытался утвердить свою власть на подконтрольной на тот момент территории, - сказал АСАНОВ. 

 

Болат АСАНОВ
Болат АСАНОВ. Фото - Из открытых источников

 

Другого атамана, Александра Дутова, многие считают бандитом и ярым противником советской власти. Некоторые источники уверяют, что от его рук погибло немало местного населения Тургайского края (ныне Костанайская и Акмолинская области). В другом интервью АСАНОВ высказался и о нем:

- Дутов общался с алашордынцами, и вообще был в плотном контакте с казахскими политическими деятелями – это общеизвестный факт. Он проявлял достаточно большой интерес к делам казахов. А в декабре 1917 года в Коканде под руководством «Шуро-и-Исламия» был созван IV Всетуркестанский курултай мусульман, в ходе которого обсуждался вопрос, предложенный Дутовым, о вхождении Туркестанской автономии в Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Мои знания касательно Дутова ограничиваются скорее его политической деятельностью, а не военной. Но что такое Гражданская война? Это множество командиров, которые зачастую руководствуются партизанскими методами. Поэтому я не берусь говорить о том, что они действовали строго по приказу Дутова. Судя по его жизни, по его биографии, на него это не похоже. По моим ощущениям, Дутов – не та фигура, которая бы занималась бандитизмом, - отметил наш собеседник.

 

Роли Сталина и Голощекина в Малом Октябре и голоде в Казахстане 1932-1933 годов

В июне нынешнего года казахстанский политолог Айдос САРЫМ рассказал корреспонденту Caravan.kz, почему важно признать голодомор 1932-1933 годов геноцидом казахского народа, а также объяснил, как избежать негатива со стороны России после таких действий.

Наверняка рассуждения о "геноциде" во время "голодомора" несут в себе более масштабный характер и значимость для казахстанской общественности, чем джунгарское нашествие и деятельность двух атаманов в разных регионах страны. Поэтому этот вопрос мы разобрали более подробно, и помог нам в этом независимый эксперт и писатель Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

- Можно ли считать и говорить о том, что геноцид казахского народа в эти периоды действительно был?

- Разговоры о "геноциде казахов" строятся на вольном толковании известной Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, - подчеркнул ВЕРХОТУРОВ. - И в ней есть пункт о том, что геноцидом также считается создание условий, рассчитанных на ее полное или частичное уничтожение.

Дальше ход рассуждений строится, таким образом, в обратном порядке: голод - создание условий для голода - решение о геноциде. И вот тут отдельные личности с истерикой и нажимом в голосе обычно заявляют что-то в духе: "Разве вы не понимаете, что раз был голод, то, значит, это и был геноцид?!".

Между тем второй пункт этой конвенции четко определяет, что геноцид - это действия, совершаемые с намерением уничтожить. То есть необходимым признаком геноцида является намерение, притом достаточно четко сформулированное: в виде призывов, лозунгов, программ, каких-то документов. В Руанде, к примеру, намерения были, оформленные лозунгами и призывами. Но вот в Казахстане...

Мне не встретилось ни одного документа, ни одного заявления или выступления, в котором можно было бы усмотреть хотя бы тень намерения сталинского руководства уничтожить казахов. Все известные нам документы, речи и публикации того времени прямо противоположны по содержанию и говорят об экономическом развитии и культурном подъеме Казахской АССР. Именно тогда было учреждено книгоиздание и периодическая печать на казахском языке, разработан латинский алфавит, даже была попытка обучить руководящих работников говорить по-казахски, правда, не особо успешная.

Исторические факты говорят о полном отсутствии намерений уничтожить казахов как нацию. Именно по этой причине понятие "геноцид" не приложимо к голоду 1932-1933 годов. Что же это такое? Я называю это хозяйственной катастрофой, продуктом торопливого и неудачного реформирования хозяйственной структуры республики, ее аграрного производства.

 

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ. Фото - Из открытых источников

 

- Как вы считаете, насколько важна достоверность в подобного рода вопросах?

- Вопрос очень интересен. Признаюсь, мне его задают впервые, потому я хочу на него ответить прямо.

Разумеется, можно построить свою жизнь и жизнь целой республики на основе вымышленной картины мира, вымышленной, полностью или отчасти, истории и так далее. Более того, такое встречается довольно часто, в том числе и в Казахстане.

К чему же это приведет? Несомненно, к катастрофе. История голода это доказывает самым наглядным образом. В сущности, в основе голода в 1932-1933 годах лежали такие же недостоверные сведения и превратные представления. Например, считалось, что казахское кочевое скотоводство отсталое и непродуктивное, и считалось, что есть широкие возможности для запашки и выращивания пшеницы в степях. И то и другое было неверно. Кочевое хозяйство действительно отставало по валовой продуктивности от европейского стойлового животноводства, но тем не менее стабильно давало ряд ценных продуктов и кормило население. Насчет выращивания пшеницы, так еще до этой эпопеи многие агрономы предупреждали, что условия на грани допустимого и степи слишком сухие для пшеницы; зерновые районы нужно выбирать осторожно, смотря по условиям. Но Казкрайком выбрал недостоверные, но весьма удобные ему сведения, построил на них свои планы полного сокрушения казахского скотоводства и широкой зерновой распашки, получив впечатляющий провал с грандиозной хозяйственной катастрофой и гибелью почти полутора миллионов человек.

Нужны ли еще разъяснения насчет важности достоверности?

Именно для предостережения от увлечения недостоверными, но приятными для глаз картинами я и написал свою книгу о голоде: "Ашаршылык: история великого голода".

- В заключение: для чего распространяется подобная информация? И чем руководствуются приверженцы этих версий?

- Эту тему часто поднимают и в политических целях. Насколько я могу судить, главным образом для того, чтобы решительно порвать с Россией (и выставить ей какие-нибудь претензии, вроде того, как это делают Литва, Латвия и другие страны Восточной Европы), полностью перейти на проевропейскую политику. Без этой смены политической ориентации вообще поднимать эту тему, не говоря уже о придании ей политизированной окраски, бессмысленно.

Некоторые лица хотят в Европу, а нынешняя объединенная Европа возникла на основе откровенно антикоммунистических идей, и вот им приходится тщательно открещиваться от всего коммунистического наследства. А его много. И то, что современный Казахстан создал фактически Сталин, и то, что вся его аграрная экономика имеет структуру, которую хотел создать Голощекин (его планы были реализованы позднее), и то, что, к примеру, Азимбай Гали (он же - Галиев) еще при Андропове работал преподавателем в АИНХ и, можно не сомневаться, обучал студентов в духе марксизма-ленинизма. Вот они и стараются, и, в частности, пытаются изобрести такую универсальную черную краску, чтобы можно было одним махом замазать весь советский период Казахстана и заодно некоторые страницы их собственных биографий. Замазать, конечно, так, чтобы себя представить при этом пострадавшими от коммунистов.

Когда все это видишь, становится очень смешно, просто гомерический хохот. Смешно оттого, что очевидно, что вся их риторика – не более чем попытка пристроиться при европейских структурах.

Если бы "нацпаты" были людьми, ответственными перед своей нацией, то их отношение было бы другим. Тогда они самым тщательным образом изучили бы историю голода, выяснили его причины, чтобы такое больше никогда не повторилось – ни случайно, ни намеренно. Это отношение любого разумного человека к столь трагической странице истории, - резюмировал эксперт.

1 октября отмечается международный День пожилых людей. С какого возраста в Казахстане человека можно считать пожилым?

  • 1. По достижении пенсионного возраста

    288
  • 2. По самочувствию души и тела

    248
  • 3. Как принято во всем мире

    138
  • 4. У нас нет пожилых людей!

    67
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 741

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть