Опубликовано: 50

«Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда» - эксперт

«Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда» - эксперт Фото - pexels.com

Детское творчество необходимо развивать и как это сделать знают психологи, а также они знают, чем может обернуться неверно сказанная фраза в детстве.

Как этого избежать и как вырастить успешного, психологически здорового ребенка рассказала в своем интервью журналисту редакции Caravan.kz, специалист по детской психологии.

Уверенный в себе ребенок может многого достичь, но обычно получается так, что родители ненамеренно сами губят в своих детях способности, не умея их правильно развить, возможности к достойному будущему и творческий потенциал, благодаря которому в будущем ребенок не знает никаких радостей, и знает лишь работу. Наша молодежь вернется к своим истокам, когда книга была ценностью - эксперт

Нынешние дети и подростки, составляющие 31,4% от общей численности населения Казахстана, будут теми, кто больше всех ощутит положительные изменения и поэтому также должны стать активными участниками в реализации поставленной цели.

В Казахстане сложилась достаточно благоприятная среда для реализации прав детей. Однако все равно, существует статистика, которая доказывает, что нужно по-другому подходить к воспитанию собственных детей и подогревать у молодого поколения интерес к развитию. Тем более, что творческие дети могут больше привнести в развитие не только себя, своей нынешней и будущей семьи, но и в развитие страны.

Внимание этому стоит уделять не только в год ребенка, который был объявлен в Казахстане в 2022 году, но и все остальное время тоже.

По статистике, человек трудоспособного возраста в Казахстане более образован, чем во многих государствах постсоветского пространства, имея за плечами совокупный 15-летний багаж образования. Уровень грамотности молодежи в возрасте 15–24 лет в стране составляет 99,9%.

Необходимо создавать такие учреждения, проводить мастер-классы, открывать кружки и тренинги, чтобы дети могли себе позволить ходить, в развивающие творческий потенциал заведения, по интересам и развиваться.

Дипломированный психолог в области детского развития, педагог-психолог Зульфия Губайдуллина рассказала как правильно подойти к обучению ребенка.

- Какие качества нужно с детства закладывать в ребёнка?

- Ребенку необходимо предоставлять выбор, прививать умение выбирать. Это начинается с маленького возраста. В три года у ребенка случается «кризис трех лет» и это как раз подходящий момент, чтобы привить ребенку умение выбирать. Это должно касаться от того, что надеть и съесть, до того, чем он хочет заниматься. Также, в маленьком возрасте необходимо привить навык коммуникации, который проявляется и в умении делать выбор. Третий самый необходимый, базовый навык – научить ребенка говорить нет. Для того чтобы он мог сказать «нет», нужно быть сформированной личностью. Но в первую очередь, ребенок, конечно, смотрит на родителя, как и в остальных вещах, поэтому родитель сам должен уметь говорить нет. Однако в период подростковый ребенок может на все давать отрицательный ответ, тогда взрослый не должен воспринимать в штыки и отвечать криком, манипуляцией или тем более применять физическую силу, - рассказала эксперт.

- Как правильно подойти к воспитанию детей, чтобы обойтись без детских травм?

- Для того чтобы у взрослого человека было как можно меньше травм, которые тянутся из детства, необходимо в детстве к ребенку относиться как ко взрослому. Я говорю как можно меньше потому что человек не может сформироваться «в абсолюте», даже если его воспитывают очень образованные в сфере психологии люди, или же психологи. В первую очередь, нужно показывать ребенку уважение к его личности, то есть предоставлять право выбора, как мы и говорили. Во вторую очередь, исключить гиперопеку, потому как выросший из этого ребенка взрослый не научится самостоятельно справляться со своими проблемами. Также, важно учитывать потребности, но не забывать про его обязанности.

С трех лет ребенок может выполнять какие-то свои обязанности. В три года убрать свои игрушки, в 7 заправить постель и убрать грязные тарелки в раковину, в 9 помыть за собой посуду, вытирать пыль и т.д. Так дети с детства понимают, что у них есть не только права, но и обязанности. Родители не должны нарушать личных границ, но с учетом возраста ребенка, потому как некоторые вещи все равно не ведомы ребенку, например, такие как медицина, режим дня. Поэтому, если Вы не хотите, чтобы ребенок ходил с 18 лет к психологу, не прибегайте к критике, унижениям и оскорблениям, - поделилась профессиональным мнением Зульфия Губайдуллина, - Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда, не будет стремиться находиться вне дома. Но с подросткового возраста у ребенка меняется приоритет, и важное место занимают референтные группы. Если Вы родитель и замечаете, что ребенок попал в дурную компанию – это последствия, с которыми уже может справиться лишь специалист. Основные понятия и поведение закладываются до 5 лет, это самый важный период.

- Как формируется в ребёнке способность творчески мыслить?

- На мой взгляд, Божий дар – на первом месте. У всех разные способности, но это можно заложить с детства. Главное, это предлагать доделать и переделать что-то, интересоваться мнением ребенка, в первую очередь. Предложение о продолжении деятельности - это основная возможность развить в ребенке творческий потенциал. Наблюдение и поддержка, вот, что важно. «Не бейте ребенка по рукам», дайте ему сделать то, куда он лезет, даже если за ним придется убирать, - поделилась мнением психолог.

- Как развить в ребёнке умение видеть прекрасное в такое неспокойное время?

- Единственное, что я скажу, ребенок видит то, на что обращают внимание родители. Будьте сами внимательны к окружающему, дети будут копировать Вас.

- Что нужно делать и как правильно общаться с детьми, чтобы из них выросли вторые Эйнштейны?

- Гениальность редко встречается. Гениальных людей специально для этого не воспитывали, также, как и Эйнштейна. Однако, может помочь благоприятная психологическая атмосфера и образовательная. Но в целом, это загадка природы.

- Если у ребёнка формируется неуверенность в себе в детства и родитель это заметил, как он может помочь от неё избавиться?

- Срочно к детскому психологу. Это первое. Второе, отрефлексировать свое поведение. Сам родитель не справится, потому как это могут быть психические нарушения. Самостоятельно это не определить.

Как сделать так, чтобы ребенок выработал эффект обратного, глядя на не очень удачные отношения в семье?

- Если в семье скандалы, ребенок воспринимает как норму до определенного возраста. Но где-то в подростковом возрасте, если он понял, что все плохо, нужно обращаться ко взрослым, к которым есть доверие. Это должно доноситься в школе и там же решаться. Взрослые должны слышать ребёнка и помогать, если видят в этом необходимость, - считает Зульфия.

Не все дети рождаются с творческими способностями, как им помочь развить их в себе?

- Выше я уже говорила, что в этом помогают только родители и с самого детства. Самые первые шаги ребенок делает дома. Предоставление выбора - это самый верный путь. Через ошибки и собственный выбор ребенок учится и развивается, - рассуждала эксперт.

- Бывает, что родители ломают ребёнку будущее какими-то неосторожными фразами. Каких фраз не стоит произносить?

- "Ты еще маленький!", "Ты же уже большой!". Никогда!, - сказала психолог Зульфия.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи