... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Экономическая интеграция в Центральной Азии: путь и перспективы ОТГ

13.12.2023

В текущих условиях сложной геополитической напряженности на фоне украинского кризиса и других региональных конфликтов, а также с учетом усиления глобальных вызовов как изменение климата, ограниченность водных ресурсов, стремительное развитие цифровых технологий придали новый импульс укреплению региональных торгово-экономических связей для центральноазиатских и прикаспийских стран.

В частности, одним из таких площадок регионального сотрудничества выступает Организация тюркских государств (далее – ОТГ), значительный потенциал которой государствам-членам данной организации еще предстоит реализовать.

ОТГ представляет собой формирование тюркоязычных государств, основанное в 2009 г. Турцией, Азербайджаном, Казахстаном и Кыргызстаном. Позднее в 2019 г. к ОТГ присоединился и Узбекистан, а с 2021 г. членами-наблюдателями организации стали Туркменистан, Венгрия и Турецкая Республика Северного Кипра.    

Страны-участники ОТГ имеют население в 173 млн человек, территорию равную 3,5 млн кв. км и экономику объемом в 4 трлн долларов (чуть больше 3% мировой экономики), что говорит о значительном потенциале и выгод для стран-участниц ОТГ от укрепления взаимных экономических связей.  В качестве важных шагов в развитии ОТГ в течение 14 лет ее существования можно выделить: создание Совета президентов, Совета глав МИД, Совета аксакалов, Комитета старших должностных лиц; проведение десяти саммитов организации.   

Кроме того, ОТГ служит головной организацией для существующих механизмов сотрудничества, таких как Парламентская ассамблея тюркских государств (ТЮРКПА), Международная тюркская академия и Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Турецкий инвестиционный фонд и Турецкая культура и Фонд наследия.

Особо ощущается отсутствие политизированности у данной организации и сфокусированности ее деятельности в первую очередь на экономическом развитии, инвестиций и инноваций. Также, активно обсуждаются предложения о необходимости консолидации научно-исследовательских усилий для развития торгово-экономического, транспортно-логистического и инфраструктурного потенциалов. В частности, странами ОТГ запланировано создание исследовательских центров и центров по подготовке кадров.  Создание исследовательских центров и центров подготовки кадров в рамках Организации тюркских государств (ОТГ) будет способствовать развитию научного и технологического потенциала региона. Это позволит улучшить образовательные стандарты, обеспечивая качественное обучение и профессиональную подготовку кадров. Также это способствует развитию научных исследований и инноваций, что укрепит технологические и экономические возможности стран ОТГ. В целом, это укрепит сотрудничество между государствами в ключевых областях, таких как образование, наука и технологии.

Что касается экономических отношений, то Турция, безусловно, ведущий игрок стран ОТГ. Причем, экономическое взаимодействие часто осуществляется не только в сфере государственных проектов, но и на уровне среднего и малого бизнеса. Жители стран Центральной Азии хорошо знакомы с турецкими товарами повседневного спроса, включая продукты питания и медикаменты. К примеру, по количеству иностранных компаний в Казахстане Турция занимает второе место (по состоянию на 1 марта 2023г. с иностранной формой собственности- зарегистрированные: 5 127, действующие 3 787; с совместной формой собственности зарегистрированные: 783, действующие: 493), а в Узбекистане Турция уступает лишь России и Китаю.

Турецкие инвестиции в экономику стран региона также показывают видимый рост. В частности, основными сферами турецких инвестиций в Кыргызстане являются строительство инфраструктурных объектов, торговля, транспорт и энергетика. В 2022 г. товарооборот между двумя странами составил порядка 1 млрд долл. США и в перспективе стороны намерены довести эту цифру до 2 млрд долларов.

В Узбекистане также полны схожих ожиданий по увеличению товарооборота, однако там прогноз на порядок больше. Стороны заявляют о намерении выйти к цифре в 10 млрд долл. США в ближайшие годы, причем в 2022 г. товарооборот составлял 3,2 млрд долл. США.

Наиболее значимый партнер для Турции в регионе, конечно, Казахстан. Турция занимает пятое место среди ведущих торговых партнеров Казахстана. В 2022 г. страны достигли рекордного за всю историю объема взаимной торговли — 6,3 млрд долл. США, причем во время визита К. Токаева в Турцию также было заявлено о намерении прийти к 10 млрд долл. США.

Турция является для Казахстана одним из главных инвесторов. За последние 30 лет в экономику страны было привлечено порядка 5 млрд долл. США турецких инвестиций. В свою очередь, казахстанские бизнесмены инвестировали в турецкую экономику более 1,1 млрд долл. США. На сегодня инвестиционный портфель между нашими странами составляет порядка 5,5 млрд дол. США и насчитывает 150 проектов.

В целом с 2010 по 2022 г. торговля Казахстана со странами ОТГ выросла практически в 3 раза с 4,5 до 12,9 млрд долл. США Планируется увеличение взаимного товарооборота до 23 млрд долл. США в среднесрочной перспективе. Это можно достигнуть через реализацию совместных экономических проектов, которые позволят существенно расширить торговый и производственный потенциал двустороннего сотрудничества. При этом Транскаспийский международный транспортный маршрут в скором времени может стать локомотивом транспортно-логистической отрасли для ОТГ. Уже достигнуто сокращение времени транзита грузов из Китая в Европу, как минимум, в 3 раза, с 53 дней до 19-23 дней. В то же время транзит через территорию Казахстана сократился вдвое - с 12 до 6 дней.

Вместе с тем, в Казахстане для поддержки взаимных инвестиций, развития совместных производств и усиления кооперации создается Специальная экономическая зона «TURAN», где резиденты стран-членов ОТГ смогут воспользоваться значительными льготами и преференциями при реализации своих проектов.

Помимо этого, реализуется ряд стратегических двухсторонних проектов между членами ОТГ, которые окажут положительный мультипликативный эффект для многостороннего развития.

К примеру, на границе Казахстана и Узбекистана планируется создание Международного центра промышленной кооперации (МЦПК). Данный центр расположится вблизи пунктов пропуска Атамекен (Казахстан) и Гулистан (Узбекистан) и будет включать производственные площадки, склады для хранения товаров и оборудования, а также транспортную инфраструктуру. К тому же, обсуждается реализация аналогичного проекта и на границе Казахстана и Кыргызстана.

Деятельность МЦПК будет направлена на ускорение доставки грузов и уменьшение затрат на логистику. Кроме того, МЦПК будет способствовать созданию новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также развитию логистических услуг для дальнейшей транспортировки товаров. В свою очередь это приведет к повышению эффективности перевозки товаров и обеспечению ускорения процесса их таможенного оформления.

Запуск МЦПК станет катализатором для дальнейшего развития международной торговли и интеграции экономических систем двух стран и будет способствовать увеличению товарооборота между нашими странами до 10 млрд долл. США. В рамках данного стратегического проекта уже начато строительство современного мультимодального транспортно-логистического центра в Узбекистане (казахстанские «РТС Holding» и Halyk банк) с общим объемом инвестиций к 2030 г. в 300 млн долл. США, включая первый этап – 70 млн. долл. США.

Анализируя деятельность и стратегические планы развития ОТГ, можно выделить некоторые перспективные направления для государственных организаций, финансовых институтов и бизнес-сообщества, по которым представляется целесообразным расширение и углубление взаимодействия.

Во-первых, интенсификация торгово-экономических связей.

В целях дальнейшей активизации экономического взаимодействия: 1) широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов в рамках ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд; 2) открытие «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнерства для предоставления бизнес-сообществам возможности продвижения национальной продукции и поддержки их выхода на новые рынки.

Во-вторых, формирование межрегиональной разветвленной транспортно-коммуникационной системы. В данном направлении необходима разработка специальной программы по улучшению транспортного сообщения между тюркскими государствами для: а) гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками; б) выявления факторов, замедляющих трансграничный поток товаров; в) формулирования основ взаимовыгодной тарифной политики на перевозки грузов; г) развитии транспортной инфраструктуры, в т.ч. за счет реализации межгосударственных инфраструктурных проектов.

В-третьих, укрепление взаимодействия в энергетической сфере, посредством: 1) обмена опытом в области повышения энергоэффективности и передовых энерготехнологий; 2) продвижения вопросов энергетической безопасности; 3) диверсификации энергетических маршрутов и совершенствования внутрирегиональных энергетических связей.  

В-четвертых, консолидация усилий в области цифровизации и высоких технологий. Для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ нужно создание различных перспективных механизмов сотрудничества.

В-пятых, координация мер в области обеспечения продовольственной безопасности. В свете наблюдаемых продовольственных кризисов и стремительного роста цен на продукты питания в мире особую значимость приобретает: а) наращивание сотрудничества в сельскохозяйственной, животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, б) создание «зеленых коридоров» продвижения продовольственных товаров, в) расширение обмена опытом и знаниями посредством проведения семинаров, агрофорумов и совместных научных исследований.

Резюмируя, можно утверждать, что сегодня тюркское сообщество утверждается в роли одного из локомотивов интеграционных процессов во всей Евразии. В последние годы страны ОТГ, расположенные географически на достаточно широком и стратегически важном пространстве, создали качественно новую модель регионального взаимодействия.

Подтверждением этому служит принятие лидерами стран ОТГ стратегических документов «Видение Тюркского мира - 2040», стратегии Организации на 2022-2026 гг. и целого ряда решений по дальнейшему реформированию деятельности структуры с серьезной интеграционной повесткой.

Учитывая сравнительно высокий экономический, ресурсный и человеческий потенциал, Казахстану следует продвигать проактивную политику в регионе, выступая лидером развития интеграционных процессов стран ОТГ.   

 

Эксперт в сфере инвестиций и государственного управления

Мырзалиев Меиржан