Опубликовано: 2848

Эх, дороги...

Эх, дороги... Фото - 1. Юлия Кузнецова. 2. nash-gorod.kz. 3. almaty-metro.narod.ru

Нынешняя зима в очередной раз запротоколировала то, что и без нее известно. Дороги Алматы не выдерживают никакой критики, их состояние ухудшается, и если ситуация не будет выправлена, то совсем скоро вместо автомобилей нужно будет приобретать бронетехнику. Лучше на гусеницах, ибо такой транспорт дорогу не выбирает.

У нас что ни весна, то открытие. Когда на улице поют птицы, а солнце долго находится в зените, мы, как правило, вспоминаем о дорогах. Засыпанные толстым слоем снега, зимой не особо видны неровности и ямы. Весной они выползают наружу, еще раз демонстрируя наше неуемное стремление жить и работать на «авось».

Меня не покидает смутное подозрение, что каждый новый аким города в глубине души мечтает лишь об одном – чтобы его, не дай бог, не сделали ответственным за состояние автомобильных дорог.

Почему ничего не получается

Понты, коррупция и полная безответственность – это как раз три кита, в результате которых у нас не получается почти все, за что мы беремся. Вероятно, нам придется переболеть всем вышеперечисленным, чтобы выздороветь. Понты, то есть стремление выглядеть лучше, чем мы того стоим, иногда бесят, иногда нервируют, а чаще заставляют от души похохотать. А так как понты направлены для всеобщего или корпоративного обозрения, они порой вызывают жалость, и даже презрение.

Ярким примером понтов в сфере дорожного строительства можно назвать проект метрополитена в Алматы. Он строится с 1988 года, и за 21 год метростроители не завершили первую линию. Сроки назывались разные, а про сроки окончания строительства первой линии разве что ленивый не говорил. Президент обозначил 2006-2007 годы сроками окончания строительства метро. Потом к процессу зомбирования подключились чиновники помельче, начиная от акима Алматы, и заканчивая дирекцией строительства.

С разной степенью успешности заявляли 2008, 2009, и в декабре прошлого года - 2010 годы. Но чем убедительнее звучали заявления, тем менее убедительными выглядели чиновники, когда очередной срок истекал.

Складывается впечатление, что чиновники конкурируют промеж собой: кто красивее, ярче и интереснее заявит о сроке окончания строительства метро.

О коррупции говорят громко и вслух, или тихо на кухне. Что же касается алматинского метро, то здесь давно пора брать в руки громкоговоритель и кричать в него что есть мочи. В 2007 году на метро из республиканского бюджета выделено 18, 2008 году – 36 миллиардов тенге. А совсем недавно метростроители затребовали еще 54 миллиарда тенге. Если мы правильно понимаем, речь идет о семи станциях первой очереди метро. И только.

В народе принято считать, что любые ничейные (то есть бюджетные) деньги, сначала разворовываются, а потом на остатки того, что уже попилено, строится сам объект. Порой масштаб разворованного достигает половины или трех четвертей всех денег. Если такие весьма приблизительные расчеты наложить на метро, получается, что уже разворовано от 25 до 32 миллиардов тенге. Судя по недавним нехилым заявкам в 54 миллиарда тенге, аппетит не на шутку разыгрался.

В свою очередь, Большая Алматинская кольцевая автодорога должна была принять на себя ежедневно 70-80 тысяч автомобилей, тем самым разгрузив дорожную сеть Алматы. В конце прошлого года строители заявили, что потратили более 3 миллиардов тенге на выкуп земель под БАКАД. Что будет с этими деньгами, какая сумма осела в карманах тех, кто этими деньгами распоряжался, сегодня тоже никого не интересует.

Отсюда и возникает ощущение полной безответственности. Все друг друга покрывают, деньги исчезают в неизвестном направлении, и никто никакой ответственности за них не несет. Только по прошествии времени, далеко за пределами родимого Отечества вдруг обнаруживаются милые казахстанские миллионеры, в числе которых и бывший аким Алматы Виктор Храпунов. Он миллионы, безусловно, заработал своим потом. В этом мало кто сомневается.

Полная безответственность, очевидно, порождает то, что мы видим вокруг себя: безобразно построенную автодорогу Алматы-Астана, и южную столицу, архитектуру которой сложно назвать продуманной.

Власти, несомненно, крайних найдут, они будут наказаны и отправятся по этапу. Но главные (те же акимы, и другие высокопоставленные чиновники) обязательно уедут за границу, а своим блеском и миллионами будут услаждать уже зарубежную публику.

А между тем

А между тем автолюбители и компании исправно платят налоги на автотранспорт. К примеру, за самый задрипанный «Жигуленок» автолюбитель платит ежегодно свыше 5 тысяч тенге, а компании – и того больше. Правда, есть большие сомнения, что компании будут в своем автопарке держать даже незадрипанный «Жигуль».

По разным подсчетам, ежедневно в Алматы курсирует около одного миллиона автомобилей. Умножаем это количество на 7 тысяч тенге, и получаем фантастическую сумму в 7 миллиардов тенге. Напомним, что данные расчеты весьма условны.

Но даже этих денег вполне достаточно, чтобы отремонтировать 130 километров дорог ежегодно. Это включает в себя график замены дорожного полотна, тротуаров и бордюров.

Вплоть до 2006 года отмечался рост темпа ремонта дорог. Если в 2004 году было отремонтировано 34 километров, то в 2005 году - более 170 километров дорожного полотна на сумму 4,6 миллиарда тенге, а в 2006 году уже около 240 километров на сумму 6,5 миллиарда тенге. В 2007 же году этот показатель достиг 376-километровой отметки.

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, опубликованным на сайте акимата, в 2008 году были отремонтированы автомобильные дороги протяженностью 88,8 километра на общую сумму 6 миллиардов 737 миллионов 760 тысяч 912 тенге. Из них осуществлен капитальный ремонт пр. Аль-Фараби от пр. Сейфуллина до ул. Дулати протяженностью 5,54 километра на сумму 2 миллиарда 176 миллионов 596 тысяч 392 тенге. Средний текущий ремонт дорог протяженностью 66,6 километра проведен на сумму 3 миллиарда 910 миллионов 618 тысяч 440 тенге.

В 2009 году проведен ремонт асфальтобетонного покрытия 300 городских улиц общей протяженностью 290 километров. В Алмалинском районе отремонтировано 24 улицы общей протяженностью 42 километра, 33 улицы в Жетысуском районе, общей протяженностью 63,5 километра, в том числе улицы в Малой станице и Рабочем поселке.

Из-за кризиса дорожное строительство в 2008 году упало на уровень середины 2000-х годов, а в прошлом году должен был выйти на максимально возможный уровень 2007 года.

По одним данным, все дороги Алматы составляют 1536 километров, по другим – чуть больше 1400 километров. Если в 2009 году отремонтировали заявленную протяженность, то буквально через 4-5 лет алмаатинцы будут разъезжать по классным дорогам, и добрым словом вспоминать алматинский акимат.

Но это при самом идеальном раскладе. В жизни все выглядит иначе. Например, мы до сих пор не можем точно назвать общий километраж алматинских дорог. И потому трудно верится в то, что мы, как немцы, будем менять дорожное полотно каждые 10-11 лет, вести строгий учет состояния дорог, и жестко спрашивать с тех, кто за них отвечает.

У нас другие критерии учета. Заполнив ямы холодным асфальтом и накатав его катком, мы ставим галочку и начисто забываем о дороге. А вспоминаем лишь тогда, когда очередная иномарка, подскочив на бугре или угодив в яму, вылетит на встречную полосу, и попадет в аварию.

Так что заявленный властями километраж отремонтированных дорог – понятие весьма условное и, по большому счету, ничего не значащее. Во всем этом процессе ремонта дорог наиболее важным обстоятельством является сумма затраченных денег. О сумме денег, реально потраченных на ремонт дорог, а не загородных вилл, наполнения заграничных счетов, можно только догадываться.

Фотогалерея «Из записок автомобилиста»

Продолжение следует.

Загрузка...

[X]