Опубликовано: 3200

EGov – электронные слуги народа

EGov – электронные слуги народа

«Государство — это я!» самоуверенно утверждал французский король Людовик XIV. Еще бы, в его эпоху из высоких информационных технологий были доступны только быстрые слухи и низкие стукачи.

Современное государство – это, прежде всего, электронное правительство или eGov.

Сегодня никто не рискнет сказать: «eGov – это я!» Даже глава КНДР. Потому что сама природа электронного правительства предполагает собой две главные вещи – открытость и прозрачность процедур, следовательно, минимизацию человеческого, точнее, бюрократического фактора. Но прежде всего, это другой, значительно более эффективный уровень управления. А для граждан это быстрота и легкость доступа к государственным услугам.

От суммы технологий не зарекайся

Цифровизация, то есть, информатизация высокого уровня – это не просто сумма технологий, а смена парадигмы управления. В идеале общество принимает правила игры (законы) и нанимает государство для реализации своих потребностей. Более того, цифровизация – один из мощных инструментов достижения конечной цели, когда собака (общество) виляет хвостом (государством ), а не хвост собакой.

Что касается Казахстана, то он движется вслед за ведущими странами, критически воспринимая передовой опыт. Наша республика с позиций нынешнего уровня цифровизации является догоняющей страной в рейтинге «E-Intensity» международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group.

Немного об истории вопроса – еще в 2004 году в стране была утверждена Программа формирования электронного правительства, определяющая его основные этапы. В 2006 впервые запущен портал электронного правительства РК.

За минувшие годы уже сформированы нормативно-правовая база, архитектура и инфраструктура электронного правительства. Созданы все необходимые фундаментальные компоненты, базы данных, государственные и межгосударственные шлюзы. И самое главное - за счет интеграции информационных систем обеспечена доступность eGov для каждого гражданина.

Объективней всего об уровне цифровизации РК говорят мировые рейтинги. Индекс развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index) ООН — это комплексный показатель, оценивающий готовность использовать информационно-коммуникационные технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. Он выпускается раз в два года. Ранжирование производится на основе взвешенного индекса оценок по трём главным составляющим:

Степень охвата и качество интернет-услуг.

Уровень развития ИКТ-инфраструктуры.

Человеческий капитал.

Прогресс в этой сфере очевиден: с 81 места в 2008 году в рейтинге ООН РК поднялся к 2014 году на 28 место, или плюс 53 позиции.

Театр начинается с вешалки, а eGov с технических возможностей, в частности, доступного и быстрого интернета. Как же обстоят дела здесь? Согласно «Индикаторам отрасли связи в отчете ГИК ВЭФ 2017-2018», по уровню технологической готовности Казахстан за последние три года поднялся на 9 позиций. В частности, наша страна занимает 17 место в мире по критерию «абоненты сотовой связи», «пользователи Интернета» – 36-ое, «пропускная способность Интернета» - 49. На момент отчета (2016) 76.8% населения РК имеет доступ к интернету тем или иным способом и на 100 казахстанцев приходилось 150 действующих мобильных устройств.

Е-сервис

Каков же объем предлагаемых госуслуг? По данным веб-сайта министерства информации коммуникаций http://mic.gov.kz, в настоящий момент через инфраструктуру электронного правительства оказывается более 900 услуг и сервисов. Его пользователями являются более 50% экономически активного населения страны ( свыше 5,3 миллиона человек), за все годы оказано более 200 миллионов электронных услуг.

К примеру, только в 2017 году, по данным http://profit.kz, через инфраструктуру eGov гражданам оказано более 34 млн госуслуг.

Как сообщает издание, в 2017 году наиболее популярными были следующие e-услуги. В разделе «Семья» это выдача адресных справок — 22 431 707 услуг, постановка ребенка в очередь в детский сад — 92 945. Даже дела сердечные можно решить е-способом -

все более популярной становится подача электронного заявления на регистрацию брака — 79 396 за год. Подача электронного заявления на регистрацию рождения — 18 484 услуг.

В разделе услуг «Недвижимость» лидирует выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества — 5,2 млн услуг.

Получение справок о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках — 5,5 млн.

В разделе «Бизнес» самое востребованная услуга - получение справки о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве — почти 762 тысячи. Государственная регистрация юридических лиц на втором месте - 33 421. Мы помним, что еще совсем недавно, эти услуги были одними из наиболее коррупциогенных.

Как отметили в АО «Национальные информационные технологии» (НИТ), казахстанцы ценят удобство онлайн оплаты налогов, штрафов и т. д. на eGov. В 2017 году через платежный шлюз электронного правительства прошло более 17 млрд тенге. За последние три года вдвое выросло число произведенных гражданами транзакций - с почти 640 тыс в 2014 году до более чем 1, 9 млн в 2017 году. Общая сумма всех платежей за период работы сервиса на портале превысила 46 млрд тенге.

Ежегодно увеличивается количество выданных электронно-цифровых подписей (ЭЦП), без которых многие важные е-услуги недоступны. Так, в 2017 году в Казахстане было выдано почти 6, 5 млн ЭЦП, из них более 1,5 миллиона получены на удостоверения личности.

К концу 2017 года в республике число зарегистрированных пользователей портала eGov достигло семи миллионов. При этом в прошлом году добавилось более одного миллиона пользователей. На сегодняшний день на портале eGov гражданам доступно 237 услуг и сервисов, на портале электронного лицензирования eLicense.kz — 215 услуг.

Стоит отметить, что происходит постоянное совершенствование процессов. К примеру, значительно упрощена процедура регистрация бизнеса: раньше он занимал более 30 дней, а сейчас за счет интеграции систем – не более 4 часов.

Еще важный момент - eGov стремится создавать комплексные услуги. Скажем, раньше при рождении ребенка требовалось трижды обращаться за получением госуслуг: для регистрации рождения, оформления социального пособия, и постановки его в очередь в детский сад. Сейчас все они объединены в одну композитную услугу - «Рождение ребенка».

Проактивное правительство

Главный тренд следующего этапа развития eGov в РК - «умное» или «проактивное» правительство, которое будет само отслеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы вместо гражданина. А е-клиенту только нужно будет подтверждать эти действия.

Новым важным этапом развития инфраструктуры является создание Мобильного правительства РК. Сегодня мобильное приложение доступно для платформ iOS и Android на смартфонах и планшетах, с помощью которых можно получить более 80 е-услуг.

Среди внедренных новшеств - это ЭЦП на SIM-карте телефона. И хотя это не является суперновой технологией, зато она доступна практически в любом населенном пункте страны. Благодаря ей можно с мобильника получить услугу, отправив SMS-сообщение на короткий номер и подписать ее мобильной подписью.

Кстати, из-за того, что казахстанцы стали чаще получать услуги посредством портала eGov без посещения ЦОНов, их численность будет сокращаться. По данным на апрель 2018 года в Казахстане 341 фронт-офис (ЦОН) Госкорпорации «Правительство для граждан» предоставляло населению 621 услугу, а 452 услуги были доступны через портал eGov.

Наглядным примером успеха eGov может служить Дания, где эта система управления позволяет ежегодно экономить 10-20% госбюджета! А причина проста - с 2015 года страна обязала законодательно всех граждан и бизнес общаться с госорганами только через интернет. В Дании 95% домохозяйств имеют доступ в интернет, а каждый гражданин получил цифровой паспорт (Digital ID). Все граждане и каждый бизнес имеют личный кабинет, с помощью которого происходит общение с госорганами в режиме реального времени. При этом госорганы и муниципалитеты интегрированы в единую сеть.

Резюмируя можно сказать, что электронное правительств сегодня является важной частью цифровизации страны, которая призвана в ближайшем будущем ускорить темпы роста экономики и качества жизни. А в долгосрочной перспективе – это создание цифровой экономики .

Все мировые державы – «делающие новости» - стремятся к лидерству в сфере IT. И тут необходимы не только большие финансовые средства, но и высокий научно-технологический уровень развития страны.

Но как заметил Черчилль, лучше делать новости, чем рассказывать о них.

Марк Северянин

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи