Опубликовано: 300

Держи марку

Держи марку

Россияне с 1 июля расширили список товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Теперь на их рынок лекарства, сигареты и обувь попадут только при наличии штрих-кода. По этому поводу некоторые казахстанские бизнесмены вновь заговорили о скачке цен на эти товары. Так ли это?

Вообще идея с маркировкой товаров в повестке Евразийской экономической комиссии существует давно. По мнению россиян, наклеить штрих-коды надо фактически на все, что продается и покупается. Но далеко не все страны ЕАЭС могли позволить себе такую цифровизацию, поэтому, по настоянию казахстанской стороны, маркировку товаров в ЕАЭС решено внедрять поэтапно до 2024 года.

В самом Казахстане тоже выбран поэтапный план внедрения обязательной маркировки товаров. С 2017 года внедрена обязательная маркировка меховых изделий. С 2018 года стартовал "пилот" по маркировке табачных изделий.

Затем «пилот» должен был затронуть алкогольную продукцию, а также обувные изделия. Однако в январе прошлого года вице-министр финансов Руслан Енсебаев заявил, что электронную маркировку будут внедрять только для той продукции, которая «способна нанести вред здоровью покупателя либо имеет высокую долю в теневой экономике». В 2020 году стартовал "пилот" по маркировке лекарственных средств.

Но с учетом пандемии коронавируса и ухудшающейся экономической ситуации Россия перешла к активной защите собственного рынка. И недалек тот день, когда маркироваться будут все товары. Так что Казахстан уже не располагает временным лагом.

И сейчас вопрос, внедрять маркировку или не внедрять, не стоит. Ведь, как объяснил министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов: «Если продукция стран - членов ЕАЭС не будет попадать в маркировку, она будет просто запрещена для ввоза в РФ».

Тогда в чем проблема? В первую очередь бизнесмены опасаются, что из-за внедрения обязательной маркировки повысятся их затраты. Надо купить сами штрих-коды, сканеры для считывания. Все это, как уверяют бизнесмены, в итоге ляжет на плечи потребителя. Насколько это обоснованно? В мае эксперты АО «Казахтелеком», которое определено единым оператором систем маркировки, посчитали, что пачка сигарет в результате внедрения нового обязательства подорожает на 2,67 тенге.

Но за эти деньги на рынке не останется контрафактной продукции: мы же помним, что товаром без маркировки в магазине торговать будет нельзя? Внедряемая АО «Казахтелеком» система Data Matrix - это ответ на вызов и путь к защите интересов рядовых казахстанцев, ведь ее невозможно подделать.

Как отметил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Евгений Больгерт, этот эффект в полной мере подтвержден рынком меховых изделий: электронная маркировка шуб позволила добиться резкого снижения контрабанды.

И если шубы – товар не для всех, то в качестве парацетамола и аспирина, согласитесь, хочется быть уверенным. Вопрос лишь в том, как историю товара по маркировке смогут отследить простые граждане? Как сообщили нам в АО «Казахтелеком», они уже разработали приложение для считывания этих спецкодов на телефон, и скоро оно будет доступно для скачивания. Благодаря этому приложению потребители смогут получить исчерпывающую информацию о производстве товара.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи