... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

День Победы можно праздновать в Казахстане и без георгиевских лент - эксперты

11.05.2016

В канун Дня победы очередные споры разгорелись вокруг знаменитой георгиевской ленты.

Кто-то считает георгиевскую ленту неотъемлемой частью праздника 9 мая, а также символом самого Дня победы, некоторые же выступают яро против их ношения. Корреспондент Caravan.kz обратился к трем казахстанским экспертам, с целью узнать их личное отношение к этому популярному в обществе символу.

1. Считаете ли вы георгиевскую ленту символом победы в Великой Отечественной войне?
2. Чем вызвана актуальность этой темы?
3. Какой символ победы предложили бы вы?

Айдос САРЫМ, политолог

1. - Нет, абсолютно. Это навязанный после 2005 года ход, технология, на которую все почему-то ведутся.

2. - Политические, исторические и прочие мировоззренческие споры происходят на символическом пространстве. Хотелось бы говорить о таких вещах историческими фактами, большими явлениями, выводами и т.д., но, к сожалению, большинство людей цепляются за какие-то другие вещи и начинают вокруг них выстраивать все то, чем должны заниматься историки, политологи, обществоведы, правоведы и прочие. Раз уж это закрепилось в сознании людей, как символ новых российских и имперских влияний или, наоборот, антиимперских выражений эмоций в Казахстане, то понятно, что вокруг этого споры и ведутся.

3. - Я вообще бы отказался от Дня победы и сделал бы его днем памяти примирения. Десятки тысяч казахстанцев до сих пор не похоронены. Еще очень много не сделано для того, чтобы эту историю войны, быта, тыла элементарно отразить, как это было. И вообще уже надо говорить не о Великой Отечественной войне, для меня Советский Союз - это не отечество. Разве казахстанцев не было среди тех, кто в 39 году воевал против Польши? Казахи не воевали на финском фронте в 39 году? Разве они там не умирали? Умирали. Давайте тогда говорить о Второй мировой войне. А война ни в коей мере не является хорошим делом, это зло в концентрированном виде. И отмечать эту войну, показывать эти фильмы, втравливать в сознание людей 41 год – это все равно, что проводить другую войну, которая еще не закончилась. А погибшие в казахско-джунгарской войне, в наполеоновской войне, в Первой мировой войне? Разве они не заслуживают памяти? За 3 голодомора погибло гораздо больше наших сограждан, чем во всей Великой Отечественной войне. Они не заслуживают никакой памяти? Поэтому нужно определять какой-то день, и сделать его днем примирения, где мы будем говорить в целом о людях, о самоценности человеческой жизни. На войне нет героизма, это вынужденность. Люди просто шли на смерть. И отношение к этому надо менять. Мы должны найти все документы, тысячи людей, которые не награждены и не получили свои ордена. Тысячи неизвестных захоронений, хотя бы элементарно маленький камень поставить. Есть выражение: «Пока не похоронен последний солдат войны, война не заканчивается». 

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, глава Союза мусульман Казахстана

1. - В настоящее время подобным мелочам придается чрезвычайно гипертрофированное и не заслуженно большое внимание. И это становится предметом каких-то политических спекуляций. Необходимо прекратить эти споры, потому что искусственно на этой почве раздуваются конфликты, одно поколение настраивается против другого, одна национальность против другой. И СМИ должны прекратить публикацию дискуссий по этому поводу, потому что я считаю, что искусственно создаваемая проблема и более того, инициаторы подобных дискуссий должны привлекаться за разжигание постсоциальной и межнациональной розни. Я считаю, что за этим стоят какие-то нездоровые мотивы.

2. - Всегда, а особенно в трудные моменты находятся люди, которые пытаются отвлечь других от важных, существенных проблем. Издревле есть выражение: «Разделяй и властвуй» и спору по поводу георгиевской ленточки искусственно придают какую-то значимость, создают ажиотаж вокруг этой проблемы. Я считаю, что общество должны волновать куда более важные проблемы, нежели рассуждения об этой георгиевской ленточке.

3. - Нельзя ничего диктовать. Общество пришло к тому уровню демократии, когда каждый человек сам волен выбирать себе любой символ, который ему нравится. Кто-то хочет советскую ленточку, кто-то георгиевскую, но в обязательном порядке навязывать людям какую-то одну точку зрения, я считаю, неправильно.

Денис КРИВОШЕЕВ, экономист

1. - Я, честно сказать, вообще против символизма, потому что это больше становится похожим на религию. У победы нет символа, символ победы – это народ. А присваивать какой-то визуальный круг, ленту, квадрат, треугольник и делать это символом победы – неправильно. За этими символами мы теряем всю суть происходящего. Нам нужно отойти от эмоционального и понять, что же это была за война и почему практически 70 стран объединившись напали на Советский Союз. Нужно отдать это на откуп истории, а не на откуп эмоции.

2. - Пока это все превращается в некий политический инструмент и хуже всего, как говорят философы, что люди очень сильно гордятся прошлым именно тогда, когда им нечем гордиться в настоящем. При этом мы романтизируем, откидываем те факты, которые могут омрачить ощущения от победы и стараемся об этом забыть и молчать. Это становится такой милой сказкой, а не реальной исторической трагедией, которую пережил целый народ, похоронив почти 30 миллионов человек. Во времена Леонида Ильича было советское знамя, но не было какого-то символа. Как только мы переходим к символам, мы переходим к религиозности, и тогда уже мы перестаем быть объективными. События перестают быть реальными и становятся «библейскими». Кто-то верит, что был Иисус, а кто-то нет. Кто-то верит, что о войне между гугенотами и католиками нужно читать на латыни, а кто-то верит, что на французском. Вот и сейчас, кто-то верит, что была победа, а кто-то не верит.

3. - Я бы предложил остановиться, рассекретить архивы и переосмыслить историю. Вопросов гораздо больше, чем ответов. А символом победы я бы предложил сделать заботу о тех, кто остался жив. А то получается, что мы об этих людях вспоминаем раз в год, обвешиваем себя лентами, кричим о патриотизме, о цвете ленты, а ветеранов осталось мало и они обделены. Давайте сделаем для них бесплатные полеты на самолетах, дадим им бесплатную связь, дадим им возможно бесплатно получать продукты питания, сделаем им фантастическую человеческую пенсию, будем предоставлять им ежегодные путевки на курорты. Вот это будет символом победы. А ленточки – это не символ победы, это извращение подвига.