... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

День из жизни тенгрианца – казахстанцы не замечают, что живут, как предки

24 января

Есть ли будущее в Казахстане у тенгрианства, как философии и мировоззрения? 

За последние 30 лет в Казахстане выросло совершенно новое поколение граждан, многие из которых активно интересуются своей историей. Такое мнение выразил эксперт по тюркской рунике, истории и культуре древних тюрков и тенгрианству Ерлан Еспенбетов, сообщает Caravan.kz.

По словам спикера, тенгрианство преподносят как некую архаичную веру тюркских народов или даже неоязыческий культ, при это забывая о том, что практически все казахские традиции имеют явно тенгрианские истоки.

"Часто это делается из-за недостаточного понимания самого тенгрианства и просто тюркской истории в целом, однако есть специалисты, которые делают это нарочно ввиду своих религиозных убеждений. Многие граждане активно утверждают и пропагандируют, что Казахстан – это исламская страна, хотя, согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Лично я с уважением отношусь к мировым религиям, каждый человек имеет право выбора", – сказал он.

Спикер выразил мнение, что в последнее время не только в Казахстане, но и в других странах тюркского мира идет "популяризация ислама и законов шариата среди населения, и на это выделяются большие средства, строятся мечети и медресе, где учат арабский язык, считая его священным".

"Конечно, у людей, которые являются приверженцами исконно казахских традиций, имеющих более древние тюркские корни, это явление вызывает беспокойство. Я вырос в Алматы в традиционной казахской семье, и, к примеру, для нас главными праздниками являются Наурыз (тюрк. Көктем) и Каратун, которые с точки зрения исламских богословов имеют очевидно "языческие" корни. К примеру, для людей, именующих себя тенгрианцами, священными являются именно родной язык, тюркское руническое письмо и родные земли, кочевья предков, а также вера в аруахов (духов-покровителей рода), ношение тумаров для защиты от сглаза, они живут по 12-циклическому календарю мушел", – отметил он.

Еспенбетов подчеркнул, что в Алматы большое количество тенгрианских обществ, в которых состоят в основном деятели науки и культуры. Три года назад он вместе с коллегами открыл общественный фонд "Turk Tengri". Они исследуют все вопросы, связанные с историческим и культурным наследием не только казахского, но и родственных тюркоязычных народов.

"Как специалист по тюркской истории, могу сказать, что когда тюрки верили в Тенгри и соблюдали свои законы (Юсун/ Йосн/ Яса), они действительно держали под контролем большую часть Евразии (к примеру, тенгрианцами были Бумын каган, Культегин, Аспарух, Чингисхан и Бату). Кстати, многие ученые часто утверждают, что тенгрианство и шаманизм - это одно и тоже, но и это заблуждение", – рассказал он.

Стать тенгрианцем на день

Спикер также ответил на вопрос: что было бы, если бы казахстанцы на один день стали тенгрианцами. 

По словам Еспенбетова, все казахские традиции, такие как жетi шелпек, беташар, обряд 40 дней новорожденному, обряд разрезания пут ребенку (тұсаукесер) и посещение могил предков своего рода имеют тенгрианские истоки. Кроме этого, в тенгрианстве были и знакомые современным казахстанцам запреты – нельзя вступать в брак в рамках 7 поколений или совершать действия, наносящие вред природе.

"Человек должен уважительно относиться ко всему окружающему миру. Тюрки верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая после смерти в материальном мире в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее являются молитвы потомков, родных и близких людей. Считается, что все деяния человека, отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов-Аруахов и Тенгри. По убеждению тюрколога Мурада Аджи, тенгрианство – это первая религиозная система монотеизма, естественно рожденная в сознании кочевников как итог и отражение их бытия", – подчеркнул Еспенбетов.

Поэтому в некоторой степени все современные казахстанцы каждый день так или иначе уже живут "по-тенгриански". 

Кроме этого, Ерлан Еспенбетов заявил, что не все казахстанцы знают о тенгрианских истоках в главных символах Казахстана:

  • Флаг (представляет образ беркута на фоне голубого неба и солнца). Голубый цвет символизирует Вечное Синее Небо – Тенгри.
  • Герб (представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней (тулпаров), между которыми находится пятиконечная звезда.
  • "Байтерек" своим расположением и композиционным строением выражает космогонические тенгрианские представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек (каз. Бәйтерек — "тополь", также "опора, защитник"), корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — в земном, а крона — в небесном.

Тенгрианство – вчерашний день эволюции

Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков заявил, что никакой популяризации тенгрианства в Казахстане нет, а чтобы убедиться в этом – достаточно зайти в пятницу в любую мечеть. 

"Исламизация населения приобретает стремительные темпы. В крупных мегаполисах мечети не вмещают всех желающих. Надо быть слепым, чтобы не видеть этот процесс и предаваться рассуждениям о популярности тенгрианства. В Казахстане нет антагонизма между исламом и тенгрианством по той лишь причине, что язычество, проявлением которого является тенгрианство, давно ушло в прошлое. Впервые слышу о местах, где якобы массово собираются единомышленники тенгрианства и, затаив дыхание, слушают притчи о тюркской мифологии и тенгрианстве. Знаю места, где собираются сексуальные меньшинства, наркоманы и проститутки. Однако места, где локализуются тенгрианцы, мне неизвестны. Буду благодарен, если мне покажут хотя бы один тенгрианский молельный дом или конспиративную квартиру. С удовольствием наведаюсь и полюбопытствую, что из себя представляют эти люди. Или подобные сходки присутсвуют лишь в воображении отдельных персон?" – сказал он.

Телибеков заявил, что многое из области религиозной политики – формализм и профанация. Спикер утверждает, что многие госучреждения "занимаются надуманными проблемами, актуализируют вещи, которые ломаного гроша не стоят, и в первую очередь это относится к проблеме тенгрианства".

"Тенгрианство – это вчерашний день эволюции. Все религии мира адаптируются к национальной культуре народа. Происходит своеобразный симбиоз. Вы упомянули казахский народный обычай «тусау кесер». Есть такая прекрасная традиция. Следует обратить внимание на то, как осуществляется этот обряд. Кто бы его ни проводил, непременно произносится сакральное выражение: «Бисмиллахи рахмани рахим!», то есть «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!». Это и есть прекрасная иллюстрация синтеза ислама и тенгрианства! Таких примеров великое множество. Здесь нет противоречий. Отголоски языческих традиций присутствуют в культуре всех народов, принявших ислам, христианство или иное вероисповедание", – отметил Телибеков.

В пример он привел традиции православных христиан.

"На пасху они красят яйца, пекут куличи, хотя в Библии не сказано об этом ни слова. При этом никому в голову не придет мысль дискутировать на темы "Дилемма между язычеством и христианством в России", "Иисус родился в Иудее, а значит, христианство – религия евреев". Попробуйте озвучить этот тезис в России, и вас сочтут за сумасшедшего", – заявил он.

В Казахстане же, продолжил Телибеков, дело обстоит с точностью до наоборот. В стране, по его мнению, изо всех сил пытаются реанимировать тенгрианство и придать ему статус истинной национальной религии.

Ранее доцент кафедры философии Национального университета имени аль Фараби, доктор философских наук Берік Аташ рассказал о проблемах во взаимопонимании между тенгрианцами и мусульманами.