Далекая близкая война - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Далекая близкая война

Далекая близкая война

Шестого февраля в Астане пройдет встреча, на которой будет обсуждаться механизм мониторинга режима перемирия в Сирии. Об этом заявил спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, при посреднической роли которого в столице нашей страны состоялись переговоры с участием сирийских представителей власти и вооруженной оппозиции.

  • 4 Февраля 2017
  • 1543
Фото - Caravan.kz

Эти переговоры, как подчеркнуто в заявлении Совета Безопасности ООН, стали “важным шагом на пути к возобновлению межсирийских переговоров под эгидой ООН”.
На вопросы о том, как проходила встреча и что это дает Казахстану, сегодня отвечает заместитель министра иностранных дел РК Роман ВАСИЛЕНКО.

– Роман Юрьевич, как вы в целом оцениваете итоги переговоров по Сирии в Астане?

– Очень положительно, с осторожным оптимизмом. В Астане получилось сделать шаг вперед в процессе урегулирования этого кровопролития. Здесь, впервые за все время конфликта, в одной комнате встретились представители и правительства, и вооруженной (что важно подчеркнуть), нежели политической оппозиции. Между ними состоялись пусть и не прямые, но переговоры, через посредников – Стаффана де Мистуру (заместителя министра иностранных дел Италии – А.О.).

Итоги переговоров известны: было принято трехстороннее совместное заявление России. Ирана и Турции, как стран – гарантов процесса урегулирования. Был закреплен режим перемирия, точнее, режим прекращения боевых действий. Достигнута договоренность об учреждении механизма контроля “над” и обеспечения этого самого режима.

Ситуация в Сирии, конечно же, остается очень сложной: боевые действия продолжаются между различными вооруженными группировками. Бои ведут и силы коалиции, куда входят и российские войска, которые взаимодействуют теперь с турецкими военными, как мы видим, против террористов, против тех организаций, которые признаны международным сообществом террористами, прежде всего, так называемого Исламского государства.

Я хотел бы отметить также, что переговоры показали авторитет и Казахстана, и лично Президента Нурсултана Назарбаева, который и смог собрать вместе представителей и власти, и вооруженной оппозиции. Казахстан в очередной раз показал себя очень гостеприимной страной, создающей максимально комфортные условия для конструктивной работы, для диалога по сложнейшим вопросам. Конечно же, вспоминается схожий опыт встреч по иранской ядерной программе в Алматы в феврале и апреле 2013 года, которые тогда способствовали разблокированию этих переговоров, выходу из тупиковой ситуации и своевременно привели к достижению урегулирования этой проблемы в 2015 году. Хочется надеяться, что и итоги астанинских переговоров по Сирии будут такими же благоприятными.

– Для большинства казахстанцев, да и для граждан других стран, остается неизвестным, почему именно Астана предоставила площадку для проведения таких переговоров. Почему именно наша страна была выбрана? Почему не где-то в Турции или России?

– Казахстан воспринимается как объективный и непредвзятый партнер, как честный брокер не только противниками, но и крупными державами и между крупнейшими игроками на сирийском поле – это и Россия, и Турция, и Иран. Это и Соединенные Штаты, это и Европейский союз, которые были здесь представлены на уровне наблюдателей (на уровне переговоров имеется в виду) со стороны Запада. То есть посол США был официально приглашен как наблюдатель. Европейские страны, тем не менее, направили своих представителей в Астану на этот период, чтобы быть в курсе событий. Еще раз подчеркну, что это – знак особого доверия к Казахстану, лично к Президенту Нурсултану Назарбаеву (без всякого преувеличения), который воспринимается как авторитетнейший международный руководитель, международный политик, способный соединять, сводить воедино, казалось бы, “несводимое” – совершенно противоречивые позиции сторон, пытаться найти для них решение и предоставить площадку для диалога. Но в части, касающейся именно проведения переговоров по Сирии, достаточно вспомнить, что именно Президент Казахстана сыграл решающую роль в прошлом году в оказании содействия России и Турции.

– Вот это я и хотела как раз услышать.

– Казахстан сыграл роль в преодолении серьезного замораживания отношений, которое произошло после того, как российский самолет был сбит в районе турецко-сирийской границы еще в ноябре 2015 года. Этот вклад Президента Казахстана известен. Ему высказывали слова благодарности и Президент России Владимир Путин, и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. И я думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что если бы не та посредническая роль главы нашего государства в прошлом году, то трудно предположить, каким образом выстраивалось бы понимание между Россией и Турцией. То есть без того вклада Президента Казахстана в прошлом году не было бы астанинского раунда переговоров по Сирии. При этом надо отметить, что мы не воспринимаем переговоры, которые принимала Астана, как какую-либо альтернативу Женевскому процессу, где собственно и должно обсуждаться политическое урегулирование.

– Можно ли говорить, что такие встречи способствуют укреплению авторитета Казахстана на международной арене как миротворца и регионального лидера?

– Ну, вы знаете, я хотел бы отметить, что все эти усилия Президента Казахстана и казахстанской дипломатии нацелены, прежде всего, на содействие установлению мира, безопасности. И это – главнейший приоритет и движущая сила в наших усилиях. А все эти сопутствующие вещи, как укрепление авторитета страны, укрепление реноме Казахстана как миротворца, – это не есть самоцель. Если так воспринимается Казахстан, то, естественно, нам это приятно. Но это не самоцель, и для нас важнее оказать содействие в решении сложнейших проблем, с которыми сталкивается человечество. Война в Сирии, безусловно, является одной из самых важнейших и серьезнейших проблем, которые стоят на сегодня. Она уже влияет на безопасность не только региона Ближнего Востока, но и на безопасность в Европе. Достаточно вспомнить миграционный кризис, который представляет собой серьезный вызов для европейского единства и безопасности. Мы уже видим также и теракты, происходящие и во Франции, и в Германии, и в ряде других стран Европы, которые связаны с деятельностью и ростом не популярности, а признанности экстремистских идей и усилением в прошлом году так называемого движения Исламского государства. Сирия – это кровоточащая рана. Сирия, к сожалению, стала благоприятной средой для появления экстремистских организаций и их укрепления. Поэтому разрешение этой проблемы будет способствовать решению многих других проблем, которые стоят перед человечеством. Именно поэтому Казахстан идет на такие шаги, принимает переговоры по Сирии, осуществляет другие посреднические усилия, исходя из понимания того, что мы должны помочь укрепить безопасность: прекратить войну в Сирии и укрепить мир во всем мире, как бы это, может быть, громко ни звучало.

– Но это касается и нас?

– Мигранты в основном стремятся, естественно, в страны Европы. Другой вопрос: небезызвестно, что в зоне сирийского конфликта находятся, к сожалению, несколько сотен граждан из Казахстана, которые принимают участие в боевых действиях в той стране, индоктринируются и радикализируются. То есть это – самый прямой вызов нашей безопасности, особенно в случаях, когда эти люди пытаются вернуться в Казахстан и здесь распространять свою идеологию. Но у нас, естественно, специальные службы работают над этим, как одним из важнейших приоритетов в обеспечении безопасности страны. Поэтому Казахстан искренне заинтересован, кровно заинтересован в том, чтобы прекратилась эта война и установился мир в Сирии. Вот поэтому мы и проявляем такую активность.

– Роман Юрьевич, большое спасибо. Но можно ли ожидать продолжения вот этих астанинских переговоров?

– Мы сказали следующее, что если такая потребность возникнет, то мы будем готовы рассмотреть ее.