В Минздраве подтвердили, что глава ведомства измерила давление и оказала первую медицинскую помощь девушке, самочувствие которой резко ухудшилось перед взлетом, передает Caravan.kz. То есть как минимум на борту оказался не только профессиональный медик, но и рабочий тонометр. Но, кажется, оба пункта можно считать редкой удачей.
«Она же не умирает»
Любопытно, что на днях произошел аналогичный случай, хотя и не получивший широкую огласку. О нем рассказала в соцсетях пассажирка другого рейса:
«Кошмар, никогда не думала, что получу такой стресс во время полета.
Вылетела вчера в 22:05 из Астаны в Шымкент авиакомпанией Fly Arystan.
Минут через 10 после взлёта вижу, что девушка на соседнем сиденье никак не может устроиться, пытается лечь, повернуться, найти удобную позу для сна. Я сказала ей, что можно откинуть столик и лечь на него (моя мама часто так делает в перелётах). Она так и сделала.
Мы вроде бы обе уснули, а минут через 15 она трогает меня за руку и показывает, что у неё кровь из носа. Я смотрю – на столике буквально лужа крови и сгустков. Сразу бегу к стюардессам и прошу помощи. Мне дают салфетки, потом приносят холодную банку газировки, чтобы приложить к переносице. Девушку трясёт, она бледная, говорит, что она медик, но сама ничего сделать не может. А рядом только я.
Я держу ей банку, меняю салфетки, собираю всё в пакет для мусора, просто делаю, что могу. Подходит врач – тоже пассажир. Просит аптечку, говорит, что нужно хотя бы измерить давление.
Я отсела на соседний ряд, чтобы не мешать, но честно, очень беспокоилась за девушку.
Аптечку приносят, но я так понимаю, она оказалась бесполезной. Врач сделал ей (пращевидную) повязку на нос и спрашивал стюардесс о перекиси водорода. Ни перекиси, ни чего-то подобного в аптечке не оказалось.
И самое странное, что врачу долго не давали помочь. Его посадили обратно на его место, и с девушкой оставили только стюардессу. Врач просил снова измерить девушке давление, стюардессы обсуждали, звонили куда-то, ждали инструкций. А девушка в это время лежит, её очень сильно трясло.
И в какой-то момент я слышу ответ стюардессы на просьбы врача: «Она же не умирает».
Когда мы приземлились, всех попросили оставаться на местах, пока не поднимется скорая. Девушке вернули её сумку, попросили надеть обувь, а потом медики увели её с повязкой на носу. Её всё ещё заметно трясло. Только когда они покинули борт, нам разрешили вставать и выходить.
Я не пытаюсь обвинить экипаж. Но… Почему в самолёте нет элементарных средств оказания помощи? Почему врачу нужно «разрешение», чтобы помочь человеку прямо здесь, прямо сейчас? Проходят ли стюардессы подготовку по первой помощи? И если проходят, то почему это выглядело так беспомощно.
Мы летели меньше двух часов. Но даже за это время может случиться всё, что угодно.
Правда ли, что врач на борту не может сразу помогать без разрешения, потому что рискует лицензией? Может, это и есть причина задержки? Или это пробел в регламентах авиакомпаний?
Мне кажется, стоит пересмотреть состав аптечек и алгоритм действий в ситуациях, когда на борту есть врач. Потому что вчера всё закончилось более-менее спокойно, но ведь может быть иначе».
Как бывает у других авиакомпаний
В комментариях другие путешественники рассказали о своем опыте.
«В октябре 2025 летели втроем из Астаны в Анталью рейсом Scat. Подруга потеряла сознание, по громкой связи нашелся доктор, вскрыли аптечку, но там ничего не было. Даже тонометра! У пассажира нашелся тонометр, померили давление, всю дорогу ее рвало, потом стюардессы не хотели давать мешочки, якобы и так много использовали, чтоб подруга в туалет бегала, а она стоять не могла. Короче кое-как долетели. Не понимаю, для чего им пустая аптечка».
«Летела из Алматы в Стамбул как-то давно «Эйр Астаной», рейс задержали, я в майке в аэропорту, жду 3 часа и начинаю мерзнуть, у меня озноб, поднимается температура, правая гланда начинает опухать, и глотать становится тяжело. Еще часа через 2 прилетел наш самолет с опозданием, я уже в бреду иду на посадку, тело ломит, села в самолет и спросила аптечку, аптечки, сказали, на борту нет. Весь полет я бредила, по прилету ждала скорая, и итог – абсцесс, говорить не могу , 10 дней в больнице».
«Летела авиакомпанией Emirates, поднялась температура, попросила у бортпроводника панадол. Мне выделили пустой ряд, чтобы я смогла нормально отдохнуть. Измерили температуру/давление/сахар. Напоили чаем. Также предупредили, что по прилету я могу обратиться в медпункт, обо мне уже доложили».
«Расскажу историю, которая случилась во время полета Turkish Airlines на рейсе Стамбул –Астана, девушке стало плохо, объявили по громкой связи, что нужен врач. Оказалось, что на борту были только я и мой коллега. Перед оказанием помощи попросили показать лицензию, после дали аптечку. Тонометр не рабочий, как и фонендоскоп, глюкометра не было, из рабочего был только пульсоксиметр, а из таблеток ничего из группы понижающих давление. Далее пациента рвало. Капитаны все время были на связи и спрашивали, нужно ли приземлиться. Через час пациент более-менее стабилизировался, нашли ей эналаприл, кислород и долго беседовали, чтобы снизить тревожность. Так и долетели. Так что скудные аптечки не только в наших авиакомпаниях. С коллегой шутили, что, получается, лечили словами».
«Прошлым летом летели из Алматы в Усть-Каменогорск, так же авиакомпанией FlyArystan. Я беременная, на 6 месяце. Жара стоит 40 градусов, нас посадили в автобус довезти до самолета, в это время происходит какая-то задержка, и нас держали в автобусе минут 40. В автобусе жара, нечем дышать, у меня уже перед глазами начало темнеть и тошнить. Еле как сели в самолет, попросили принести тонометр. А стюардесса говорит, у них нет тонометра, лекарств, и если вам плохо, то прошу высадиться».
«Я год назад летела на Scat, Астана – Шымкент. Сразу, как взлетел самолет, у меня сильно болела голова, словно вот-вот лопнут глаза. Нажали на кнопку вызова стюардессы, так они даже не пришли! Потом кое-как вызвали и спросили тонометр, так у них даже его нет, оказывается. Я чуть не умерла там, была в положении еще. Самый ужасный полет в моей жизни был!»
Как видим, то, что на борту, которым летела госпожа министр, оказался тонометр – это действительно весьма удачная ситуация.
Что говорят правила
Отметим, что содержимое авиационных аптечек регулируется очень строго. Размер, количество, наполнение, расположение бортовых аптечек подробно описано в Правилах оказания медицинской помощи пассажирам в гражданской авиации. Перевозчики не имеют права самостоятельно менять состав аптечки – это наказуемое деяние. Более того, все такие комплекты опломбированы, вскрывать их просто так нельзя.
На борту обязательно должен быть как минимум один комплект первой помощи. Чем больше пассажирских кресел – тем больше таких комплектов. Комплекты медицинских средств должны быть на бортах вместимостью свыше 101 кресла на рейсах длиной свыше 2 часов.
В состав комплекта первой помощи входят в основном различные виды перевязочного материала, дезинфицирующие салфетки для рук, пинцеты для удаления осколков и другие предметы, которые помогают преимущественно при травмах, но при подскочившем давлении будут бесполезны.
Что еще? Слабое болеутоляющее, противорвотное, средство против заложенности носа, антацидное (противокислотное), антигистаминное, антидиарейное – вот такие препараты должны быть в каждой аптечке. Если же в ней ничего такого нет – это можно посчитать нарушением Правил.
Тонометр обязательно должен входить в комплект медицинских средств. То есть на небольших самолетах или коротких рейсах (в том числе Астана – Алматы и Астана – Шымкент) на него можно не рассчитывать, и перевозчик будет в своем праве. А вот на почти шестичасовом перелете до Антальи прибор должен был находиться в аптечке.
Кроме того, хотя бортпроводники проходит курсы оказания первой помощи, это не делает их медицинским персоналом и не дает им право назначать какие-либо препараты. Так что стюардесса, которая предложила беременной женщине в предобморочном состоянии остаться на земле, а не лететь на самолете, на борту которого, скорее всего, не оказалось бы врача, была права. В конце концов, будущих мам по достижении определенного срока не зря просят предоставить медицинское разрешение на перелет.
Впрочем, в должностной инструкции в тех же правилах указано, что бортпроводник должен при необходимости оказать первую помощь пассажиру. Пассажиры таких случаев не описали.
Подытоживая, можно сказать, что Комитету гражданской авиации, возможно, стоит проверить состояние аптечек на отечественных бортах, а также уделить внимание подготовке бортпроводников к подобным ситуациям.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу