Опубликовано: 8100

Что надо знать о государственной программе развития агропромышленного комплекса 2017-2021

Что надо знать о государственной программе развития агропромышленного комплекса 2017-2021

14 февраля 2017 года Президент Казахстана подписал Указ "Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ".

Медиа-портал Caravan.kz объясняет, как это госпрограмма положительно отразится на развитии АПК страны.

Отметим, что данная госпрограмма разработана в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства РК от 9 сентября 2016 года, в соответствии со стратегическими целями развития РК, обозначенными в Плане нации «100 конкретных шагов» и Стратегии «Казахстан-2050».

Главная цель госпрограммы амбициозна: обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса, а также:

  1. вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию;
  2. насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции;
  3. эффективное использование финансовых мер государственной поддержки;
  4. эффективное использование водных ресурсов;
  5. создание условий для эффективного использования земельных ресурсов;
  6. повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизации;
  7. развитие торгово-логистической инфраструктуры;
  8. научное-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение АПК

Согласно целевым индикаторам, в 2021 году в секторе АПК наша страна должна добиться следующих показателей:

Достижение в 2021 году следующих показателей:

1) рост производительности труда в сельском хозяйстве на 38% в реальном выражении к уровню 2015 года;

2) рост валовой продукции (услуг) сельского хозяйства на 30% в реальном выражении к уровню 2015 года;

3) рост объема экспорта продовольственных товаров на 600 млн долларов США;

4) снижение объема импорта продовольственных товаров на 400 млн долларов США;

5) рост оптовой торговли продовольственными товарами на 29% к уровню 2015 года;

6) снижение расхода поливной воды на 1 га орошаемой площади на 20% к уровню 2015 года (снижение с 9180 м3 в 2015 году до 7348 м3);

7) увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 1,9 км3 к уровню 2015 года;

8)  объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности:

   повторное с 0,69 км3 в 2015 году до 0,77 км3;

   оборотное с 7,3 км3 в 2015 году до 7,62 км3

Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местных бюджетах на реализацию Программы в 2017-2021 годах, составят всего 2 374,2 млрд тенге (РБ – 1 216 млрд тенге, МБ – 904 млрд тенге, другие источники –
306,2 млрд тенге), в т.ч.:

2017 год:

всего – 359,7 млрд тенге;

РБ – 198,2 млрд тенге;

МБ – 144,5 млрд тенге;

другие источники – 17,0 млрд тенге;

2018 год:

всего – 397,9 млрд тенге;

РБ – 202,0 млрд тенге;

МБ – 151,0 млрд тенге;

другие источники – 44,9 млрд тенге;

2019 год:

всего – 429,4 млрд тенге;

РБ – 207,9 млрд тенге;

МБ – 158,4 млрд тенге;

другие источники – 63,1 млрд тенге;

2020 год:

всего – 558,8 млрд тенге;

РБ – 281,6 млрд тенге;

МБ – 193,6 млрд тенге;

другие источники – 83,6 млрд тенге;

2021 год:

всего – 628,4 млрд тенге;

РБ – 326,3 млрд тенге;

МБ – 204,5 млрд тенге;

другие источники – 97,6 млн тенге

Отметим, что суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год.

Как заявляют в Министерстве сельского хозяйства (а именно это ведомство отвечало за разработку госпрограммы) АПК Республики Казахстан имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития: усиливаются экспортные позиции масличного, мясного секторов, а по зерну и муке Казахстан в кратчайшие сроки вошел в число крупнейших стран-экспортеров в мире. Членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе и Всемирной торговой организации создает возможности и одновременно предъявляет высокие требования к конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешних рынках. В этой связи роль государственного регулирования АПК крайне важна.

За период независимости были разработаны девять программных документов, на основе которых реализовывалась государственная политика в сфере АПК: Программа социально-экономического развития «Аул» на 1991-1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития АПК на 1993-1995 годы и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы, Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы, Концепция устойчивого развития АПК на 2006-2010 годы, Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 годы,  Программа развития АПК на 2010-2014 годы и Программа по развитию АПК в РК «Агробизнес – 2017».

Как отметили в Минсельхозе, согласно анализу текущей ситуации, в сельском хозяйстве создается около 5% валового внутреннего продукта страны. В 2015 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил 3,3 трлн. тенге, что в реальном выражении ниже уровня 2011 года на 4,1%.

В структуре валовой продукции отрасли наблюдается высокая доля продукции личных подсобных хозяйств. Около 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства реализуется в виде сырья, без переработки, а готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность.

В госпрограмме особо отмечен тот факт, что на основании анализа географического расположения Казахстана, емкостей рынка сельскохозяйственной продукции, транспортной доступности можно сделать вывод о том, что потенциальными рынками сбыта остаются страны ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, Афганистан и ОАЭ.

Лидирующими по объему экспортируемыми продуктами по являются:

растениеводческая продукция – пшеница, ячмень, кукуруза, маслосемена;

животноводческая продукция – говядина, свинина, баранина, мясо птицы.

В целом, в структуре импорта таких стран, как Россия, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, по отдельным видам продуктов растениеводства продукция из Казахстана занимает более 86%. Так за 2015 год от всего объема импортированной пщеницы России доля пшеницы из Казахстана составила 86,6%. В импорте Узбекистана по пшенице, муке и маслосеменам доля продукции из Казахстана составляет 100%, 99,2% и 98,7% соответственно.

По животноводческой продукции, учитывая внутреннюю обеспеченность отечественным производством, экспортный потенциал имеют говядина, свинина и баранина. Наибольшие объемы импорта данных продуктов наблюдаются в таких странах как Китай, Россия, Иран и ОАЭ.

Не обошли вниманием в госпрограмме разработчики и финансовые меры государственной поддержки.

Как отмечается в программе, «инструмент инвестиционного субсидирования направлен на частичную компенсацию (от 20% до 80%) инвестиционных затрат на строительно-монтажные работы, технику и оборудование по 19 направлениям                      (48 паспортов). Всего с начала реализации (2014 – 2015 годы) данной меры государственной поддержки были просубсидированы 2 729 субъектов АПК на общую сумму субсидий – 19,1 млрд тенге, сумма привлеченных инвестиций составила 67,8 млрд тенге.»

Интересно, что основная доля привлеченных инвестиций за счет инвестиционных субсидий приходится на отрасль животноводства 55% (37,6 млрд тенге), на растениеводство – 35% (23,2 млрд тенге), на переработку животноводческой и растениеводческой продукции 10% (7 млрд тенге).

По итогам двух лет реализации данной меры государственной поддержки недофинансирование составило 35,4 млрд тенге.

По инструменту субсидирования ставок вознаграждения по кредитам субъектов АПК, лизингу сельскохозяйственной техники и животных, технологического оборудования удешевляется процентная ставка по кредитным/лизинговым договорам: для пополнения оборотных средств, приобретения основных средств и др. в национальной валюте – на 7%, в иностранной валюте – на 5%; для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования в отрасли животноводства и кормопроизводства, снижение ставки вознаграждения в национальной валюте – на 10% годовых и в иностранной валюте – на 7%.

За 2014 – 2015 годы субсидирование процентной ставки осуществляется по обязательствам 4 601 субъекта АПК на общую сумму основного долга             243,2 млрд тенге, в том числе по приобретенным субъектами АПК
12 254 единицам сельскохозяйственной техники.

По видам деятельности основная доля участников приходится на растениеводческую отрасль 48,8%, переработку животноводческой и растениеводческой продукции 29,8%, животноводство 7,8% и прочие виды деятельности 13,4%.

В целях снижения кредитной нагрузки субъектов АПК и рисков их банкротства с 2013 года реализуются меры финансового оздоровления обязательств субъектов АПК. Условиями финансового оздоровления предусматриваются продление сроков кредитования до 9 лет, снижение ставки вознаграждения до 14%, из которых 7% субсидируется из государственного бюджета, а также списание финансовыми институтами штрафов и пени.

За 2013 – 2015 годы при реализации финансового оздоровления субъектов АПК одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 млрд тенге. С 2016 года прием новых заявок для участия в программе финансового оздоровления не осуществляется.

На субсидирование процентной ставки в рамках финансового оздоровления субъектов АПК в 2013 – 2014 годы было выделено 7,2 млрд тенге. В 2015 году – 18,9 млрд тенге, в т.ч. 5,8 млрд тенге средства Национального фонда РК, которые были полностью освоены. На 2016 год в РБ предусмотрены средства в размере 24,7 млрд тенге. Ежегодно для субсидирования ставок вознаграждения требуется порядка 20 млрд тенге, что составит 164,3 млрд тенге до 2024 года.

Важнейшим направлением на сегодня в РК является развитие системы производства, сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции, материально-технического снабжения, кредитного, сервисного и информационно-маркетингового обслуживания сельхозтоваропроизводителей.

Производственные кооперативы будут заниматься производством сельскохозяйственной продукции путем совместной обработки земли, использования единой системы севооборотов, прогрессивных технологий выращивания растениеводческой продукции и разведения животных, совместного использования сельскохозяйственной техники и др.

Сбытовые кооперативы будут заниматься реализацией продукции, производимой членами кооператива, а также сбором, хранением, сортировкой, сушкой, продажей сырья в свежем или переработанном виде оптом или в розницу и транспортировкой продукции членов кооператива.

Перерабатывающие кооперативы будут создаваться с целью организации первичной переработки сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на крупные перерабатывающие предприятия и в оптово-розничные сети.

Кооперативы по материально-техническому снабжению будут обеспечивать СХТП необходимыми в производственном процессе ресурсами и материалами: горюче-смазочными материалами, семенами, удобрениями, ядохимикатами, кормами, запасными частями, строительными и другими сопутствующими для сельскохозяйственного производства материалами.

Кредитные кооперативы будут заниматься кредитованием своих членов как на производственные цели сельскохозяйственного назначения, несельскохозяйственные виды бизнеса, так и на потребительские цели.

Сервисные кооперативы будут представлять своим членам услуги, связанные с процессом производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворением общих потребностей в других областях (агрохимическом, ветеринарном, техническом обслуживании, водообеспечении, электроснабжении, ремонте и обслуживании техники, телефонизации, племенной и селекционной деятельности, проведении исследований в животноводстве и растениеводстве и другое).

Информационно-маркетинговые кооперативы создаются с целью обеспечения своих членов информацией о новых технологиях, сортах, породах, ситуации на рынках.

К преимуществам объединения в сельскохозяйственный кооператив относятся:

сохранение членами кооператива своей юридической и экономической самостоятельности при создании сбытового, перерабатывающего, снабженческого и других видов обслуживающих кооперативов, т.е. они остаются собственниками земли, сельскохозяйственных животных, произведенной продукции, имеющейся сельскохозяйственной техники;

эффективное использование земельных, производственных, трудовых ресурсов, возможность совместного использования прогрессивных технологий производства продукции, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования при создании производственного кооператива;

стабильный сбыт произведенной СХТП продукции без посредников напрямую на переработку, в торговую сеть;

осуществление взаиморасчетов путем перечисления на счета членов кооператива (личных подсобных, крестьянских хозяйств и др.);

сокращение затрат членов кооператива на транспортировку, доставку сырья до переработки и реализации за счет формирования более крупных партий продукции;

защита интересов членов кооператива и наличие права голоса на общем собрании кооператива при обсуждении и принятии решений производственного, организационного и экономического характера;

возможность получения государственных субсидий, льготного кредитования, налогообложения для кооператива путем централизованной подготовки документов аппаратом управления кооператива;

возможность безвозмездного получения информационно-консультационной помощи от специалистов кооператива;

обеспеченность поливной и питьевой водой;

производственное и потребительское кредитование своих членов;

оказание услуг по благоустройству сельских населенных пунктов;

снижение затрат на агрохимическое, ветеринарное, техническое обеспечение, ремонт и обслуживание техники, селекционно-племенную работу;

обеспечение стабильной занятостью (постоянной и дополнительной работой в сезон).

Важным фактором эффективного функционирования кооператива является механизм внутрихозяйственных экономических взаимоотношений между его членами и кооперативом, включающий проведение общего собрания, выбор органов управления, распределение прибыли кооператива и др.

Организация кооперативов будет проводиться поэтапно.

На первом этапе определяется инициативная группа СХТП, которые готовы объединиться в сельскохозяйственный кооператив, обосновываются необходимость организации кооператива, виды деятельности, основные ее функции, состав учредителей.

На втором – проводится учредительное собрание кооператива, выбираются члены правления, ревизионной комиссии, председатель, утверждаются правила вступления и выхода из кооператива, учредительные документы (устав, учредительный договор и др.).

На третьем – проводится государственная регистрация кооператива в районном органе юстиции, утверждаются источники формирования имущества кооператива, размеры паевых взносов, создание фондов и другие внутрихозяйственные вопросы деятельности кооператива.

На четвертом этапе – на основе предварительного расчета выявляются потенциальные объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определяются рынки сбыта, потребители, их экономическое положение, размеры и источники финансирования, т.е. разрабатывается бизнес-план кооператива с технико-экономическим обоснованием его производственной деятельности, определяются основные подразделения кооператива, их состав и функции.

Сельскохозяйственные кооперативы будут созданы в различных отраслях АПК РК (молочной, мясной, плодоовощной, хлопководческой, масложировой и др.) в процессе продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя. При формировании кооперативов необходимо учитывать специфические особенности отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и их рынков.

Создание кооперативов на рынке мяса и молока находится под влиянием таких факторов, как скоропортящийся характер продукции, высокая доля поголовья и производства продукции в личных подсобных и крестьянских хозяйствах, низкая концентрация поголовья, высокая зависимость от кормовой базы.

На рынке картофеля и плодоовощной продукции системы сбыта строятся под влиянием таких факторов, как локальное производство отдельных ее видов по территории страны (теплолюбивых овощей и фруктов, ранней продукции), основных объемов – в хозяйствах населения при наличии специализированных крупных коллективных предприятий и тепличного хозяйства в пригородной зоне, скоропортящийся объемный характер продукции, сезонность и стабильное по времени потребление, наличие альтернативных видов продукции – сушеных, замороженных, консервированных, в том числе соков. Эти факторы определяют необходимость организации срочного сбыта отдельных ее видов.

При организации сельскохозяйственной кооперации будут максимально задействованы уже имеющиеся производственные мощности по переработке продукции. На территории районов, где нет перерабатывающих предприятий, при строительстве новых мощностей будут учитываться особенности перерабатываемой сельскохозяйственной продукции: транспортные затраты на единицу массы, капиталоемкость, возможные объемы и сезонность поступления сырья.

Одним из главных препятствий на пути создания сельскохозяйственных кооперативов являются недостаток у потенциальных членов кооператива стартового капитала для покупки техники и оборудования при низком уровне доступности кредитных ресурсов коммерческих банков и отсутствие значимой государственной поддержки. Поэтому одной из основных задач рекомендуемого механизма повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в РК является формирование адекватной рынку многоканальной системы финансовой поддержки кооперативных структур за счет государственных средств, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, средств донорских отечественных и зарубежных организаций.

С учетом наличия специфических особенностей каждого региона будут разработаны региональные программы развития сельскохозяйственной кооперации, которые будут включать разъяснительную работу, финансовую, организационную, пропагандистскую, консультационную, информационную помощь созданным кооперативам. При их разработке будет учтен комплекс взаимосвязанных задач, адресных мероприятий социального, экономического, организационного, производственного характера с указанием используемых ресурсов, источников их получения, достигаемых результатов и механизм распространения и развития сельскохозяйственной кооперации.

Региональные программы будут направлены на распространение положительного опыта, облегчение доступа кооперативов к рынкам сбыта, снабжению материально-техническими ресурсами, агросервисным услугам.

С целью получения достоверной информации о деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их эффективности будет введена система статистического наблюдения за развитием сельскохозяйственных кооперативов, создан регистр «Сельскохозяйственные кооперативы» по видам и формам деятельности, проведение периодичных выборочных обследований сельскохозяйственных кооперативов.

Консультационная и организаторская работа будет направлена на:

создание новых кооперативов там, где это необходимо;

расширение числа членов в уже существующих кооперативах;

оказание помощи членам кооперативов в активном участии в процессе принятия решений и управления делами кооперативов;

оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе.

Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных кооперативов на селе является создание единой системы сельскохозяйственных кооперативов, которая представляет собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях, объединенных на государственном, региональном и районном уровнях. Механизм повышения эффективности развития сельскохозяйственных кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными (местными) органами, путем формирования Координационного совета и рабочих групп консультантов по вопросам организации форм сельскохозяйственной кооперации на районном уровне, а также взаимодействие их с финансовыми, общественными и другими организациями.

С целью повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в республике будут созданы координационные советы на уровне каждого района. Основной задачей координационного совета является обеспечение мероприятий по развитию системы сельскохозяйственных кооперативов на уровне района.

Со стороны местных исполнительных органов будет оказано содействие в обеспечении необходимой инфраструктуры для СХК (земельные участки, в т.ч. для заготовки кормов, торговые места на рынках, убойные пункты, необходимые коммуникации).

Кроме того, будет оказана помощь в виде заключения договоров поставки с перерабатывающими предприятиями, составления бизнес планов и обеспечение сбора документов на получение кредита.

Также будет оказана поддержка со стороны ветеринарных служб по обеспечению безопасной эпизоотической ситуации в кооперативах.

В рамках государственной поддержки кооперативов по заготовке и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию сервисных и кредитных услуг будут оказаны меры поддержки финансового и нефинансового характера.

Финансовые меры поддержки – лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования, инвестиционное субсидирование затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования, субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании субъектов АПК, лизинге сельскохозяйственной техники и животных, технологического оборудования, субсидирование затрат ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов на проведение внутреннего аудита кооперативов, а также упрощение процедур предоставления кредитов и лизинга по условиям дочерних компаний АО «НУХ «КазАгро» с погашением первоначального платежа (софинансирования) по кредиту за счет инвестиционных субсидий и предоставления кредитов для последующего кредитования своих членов…

В ноябре прошлого года министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов во время представления концепции госпрограммы отметил:

«Агропромышленный комплекс имеет большое значение, как для экономического, так и социального развития страны. В связи с чем, для повышения его эффективности улучшается политика регулирования развития агропромышленного комплекса».

Реализация новой роли АПК сбалансирует устойчивое развитие страны, увеличит производительность труда и обеспечит повышение уровня жизни основной части населения. Сельские жители, ведущие подсобные хозяйства, получат новые возможности для вовлечения в товарное производство через масштабную кооперацию и целевую государственную поддержку.

В Госпрограмме будут пересмотрены механизмы субсидирования и кредитования «КазАгро». Реализация программы позволит расширить охват получателей субсидий в 7 раз, заемщиков по льготному кредитованию «КазАгро» и участников кредитных товариществ — в 1,4 раза с приоритетом поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес.

Установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». Например, со следующего года, кредит на ВПР для конечного потребителя будет снижен до 3% годовых (взамен 7,4% в 2016 году).

«Государственная поддержка животноводства осуществляется по 34 направлениям субсидирования. В рамках Госпрограммы предусматривается совершенствование программ субсидирования отрасли. Исключается 4 направления в животноводческой отрасли», — отметил А. Мырзахметов.

Это импорт племенного КРС мясного направления; содержание племенных быков молочных пород в общественных стадах; реализация бычков на крупные откорм площадки; удешевление грубых и сочных кормов.

Также планируется увеличить нормативы субсидий по 7 направлениям; снижение порогов и пересмотр критериев по 8 направлениям; включение 6 новых направлений субсидирования, в том числе 4 региональных направлений; передача в МИО 5 направлений; остается без изменений 10 направлений.

«Для повышения эффективности субсидирования в растениеводстве предусматривается переход от гектарного субсидирования к субсидированию конечной продукции и кредитованию весенне-полевых работ приоритетных культур», — сказал вице-премьер-министр.

По словам Аскара Мырзахметова причины отказа от гектарной субсидии являются недостаточные темпы диверсификации, низкая загруженность комбикормовых маслоперерабатывающих заводов, высокая доля импорта растительного масла, сахара.

«Высокой остается доля пшеницы в структуре посевов (57% при рекомендуемых наукой 45%), что влияет на уровень цены реализации, в связи с высоким объемом производства. Загруженность маслоперерабатывающих заводов составляет 550 тыс. тонн или 45%, а комбикормовых заводов 1,2 млн. тонн или 42% соответственно. Высокая доля импорта: растительного масла составляет 160 тыс. тонн или 40%, сахара 432 тыс. тонн или 97%», — проинформировал Глава Минсельхоза.

В целях решения названных проблем и обеспечения отрасли животноводства сбалансированными кормами, и как следствие обеспечения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт назрела необходимость стимулирования производства конкретного перечня культур.

Предполагается использовать потенциал АО «НК «Продкорпорация» как оператора для финансирования производства конкретного перечня культур путем кредитования весенне-полевых работ; по закупу продукции с последующей реализацией комбикормовым заводам (ячмень, кукуруза), либо на переработку перерабатывающим заводам (масличные и кукуруза).

Реализация программы создаст условия для становления ЛПХ в качестве крупного участника системы производства сельхозпродукции через кооперацию, расширения их производственных возможностей и повышения качества продукции.

Увеличение платежеспособного спроса и улучшение качества жизни на селе станет основой стабилизации процессов урбанизации и повышения социальной защищенности сельских жителей.

Полностью с госпрограммой можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи