Что может пошатнуть тенге под конец 2023 года – эксперт - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что может пошатнуть тенге под конец 2023 года – эксперт

Что может пошатнуть тенге под конец 2023 года – эксперт

На курс тенге до конца года будут влиять, как обычно, внешние и внутренние факторы.

  • 12 Октября 2023
  • 7237
Фото - Caravan.kz

Генеральный директор «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев поделился своим мнением о позициях тенге до конца 2023 года: какие факторы окажут влияние на стабильность национальной валюты, и какими мерами могут воспользоваться нацбанк и правительство? А также, какой сценарий для тенге можно назвать наиболее пессимистичным?

В с сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы рассмотрим взгляд эксперта на перспективы казахстанской нацвалюты в ближайшие пару месяцев.

«На курс тенге до конца года будут влиять, как обычно, внешние и внутренние факторы. Из внешних можно отметить геополитическую напряженность, в первую очередь — ситуацию в Израиле. В случае вмешательства в военные действия других стран, например, Ирана, Ливана или Сирии, на Ближнем Востоке может разразиться большая война. Это взвинтит мировые цены на нефть на десятки долларов. В первые месяцы Казахстан начнет извлекать из этого огромные сверхприбыли, однако потом дорогая нефть аукнется Казахстану в мировой инфляции и значительном удорожании импортных товаров, а следовательно, инфляцией внутри Казахстана и снижением уровня жизни населения», — поделился аналитик.

По мнению эксперта, другим критичным для Казахстана фактором является беспрепятственный экспорт нефти через трубопровод КТК. Любой перенос военных действий Украины в Черном море на порт Новороссийска может нарушить или остановить экспорт казахстанской нефти, что нанесет катастрофический урон для страны, т.к. до 90 % нашей нефти уходит на экспорт через КТК.

Из других внешних факторов традиционно Кастаев отметил политику ФРС США, если ставки будет повышены или хотя бы не будут снижаться – доллар будет оставаться сильным, а другие валюты слабеть против него. Напротив, если ФРС начнет цикл снижения ставок, то американская валюты начнет слабеть против других валют.

«Из внутренних факторов нужно отметить уровень инфляции, монетарную политику Нацбанка, фискальную политику правительства, состояние платежного и торгового балансов, внутриполитическую стабильность. В целом Казахстан проходит через полосу турбулентности, сначала смена президента, потом пандемия, потом сложное восстановление после пандемии и начало войны в Украине, сейчас критическая зависимость и угроза от России плюс высокая инфляция и риск вторичных санкций. Пока страна в целом хорошо проходит кризисные годы, однако будущее грозит быть еще более неопределенным и полным рисков», — подчеркнул Кастаев.

До конца года – это короткий промежуток, и Нацбанк с правительством вполне должны справиться с поддержкой экономики и валюты, отметил наш собеседник.

«Все будет зависеть от того, как будут развиваться внешние события. Казахстан – маленькая (в глобальных масштабах) и открытая рынку экономика, поэтому при неблагоприятной внешней обстановке, какими эффективными бы ни были действия властей страны, урона для экономики не избежать. И напротив – если внешняя среда будет крайне благоприятной, то экономика страны и благосостояние народа будет расти даже при неэффективных или даже бездарных действиях властей. Поэтому задачи у Нацбанка и правительства остаются традиционными вне зависимости от внешних факторов. Для Нацбанка это стабильность цен и денежно-кредитная политика, регулирование стоимости денег в экономике. Для правительства – ответственная и консервативная бюджетная политика, обеспечение эффективных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, стимулирование развития бизнеса и инфраструктуры, вопросы национальной и общественной безопасности. Если каждая ветвь власти, каждое министерство и ведомство, акимы на местах будут эффективно выполнять свою работу, то страна будет устойчиво развиваться. Для такого контроля над властью у народа должны быть инструменты, через выборность и подотчетность. Поэтому для экономического развития нашей страны критичным вопросом становятся политические реформы. А они движутся очень слабо и не отвечают необходимым темпам», — сказал спикер.

Что касается самого пессимистичного сценария для тенге – это, по словам Кастаева, или резкое обрушение цен на нефть, либо резкий спад добычи и экспорта нашей нефти (остановка КТК, невозможность экспорта через Каспий по тем или иным причинам, энергетический коллапс в западных регионах нашей страны и т.д.).

«Это из более-менее реалистичных; из маловероятных, но катастрофических можно отметить возможное вторжение со стороны РФ или массовые вторичные санкции со стороны США и Европы. Такие события могут в короткие сроки пошатнуть экономику страны до основания. Безусловно, наличие крупных резервов в виде Национального фонда и золотовалютных резервов Нацбанка позволит сдерживать полный коллапс экономики в течение полугода-года и даст время на перестройку и адаптацию. Также с учетом хороших отношений Казахстан может рассчитывать на экономическую помощь со стороны Китая, тюркских стран, арабского мира. В целом Казахстан, как страна, и тенге, как ее валюта, будут продолжать оставаться уязвимыми для внешних рисков, пока мы не построим сильную, диверсифицированную экономику, не нарастим численность и качество населения (через здравоохранение и образование) и не создадим сильные вооруженные силы вкупе с военной подготовкой для всего населения. Эти три стержня – качественное население, сильная экономика и сильная армия – и являются залогом благополучия и процветания Казахстана в долгосрочной перспективе», — резюмировал Мурат Кастаев.