Опубликовано: 1500

Чистая воля к 100-летию Казахской Республики, её борьбы с эпидемиями и роли деятелей «Алаша» в этой борьбе

Чистая воля к 100-летию Казахской Республики, её борьбы с эпидемиями и роли деятелей «Алаша» в этой борьбе Фото - Дина Ли (специально для Informburo.kz)

Вначале ошибочно названная «Киргизской», автономная советская республика вскоре вернула себе имя нашего народа и послужила платформой современного независимого Казахстана.

В текущем году исполняется 100 лет Казахской Республике, образованной на основе и по границам национальной автономии «Алаш». Вначале ошибочно названная «Киргизской», автономная советская республика вскоре вернула себе имя нашего народа и послужила платформой современного независимого Казахстана.

Век назад предвестниками казахской государственности стали деятели народного совета «Алаш Орда» и тысячи их соратников во всех уголках казахской степи от Алтая до Атырау, от Туркестана до Кызылжара. Их имена сегодня знает каждый, кто интересуется нашей историей: Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Мыржакып Дулатулы, Алимхан Ермекулы, Мухаметжан Тынышпайулы и многие другие.

Помимо политической борьбы и создания государственных институтов, в их неутомимом труде, особенно после победы Советской власти, ведущее место занимала просветительская работа. Будучи выпускниками лучших университетов царской России, именно они стали проводниками ликвидации безграмотности в аулах, авторами первых казахских учебников, организаторами первых вузов, техникумов и школ по всей стране.     

Ещё одной стороной их многогранной деятельности, которая была продиктована крайней необходимостью, было предупреждение настоящего бича того времени - массовых эпидемий, популяризация общественной и личной гигиены.

На фоне нынешней пандемии читателям будет небезынтересно узнать об этой стороне жизни лидеров «Алаш» и о том, какой путь к культуре здоровья проделало казахское общество благодаря этому импульсу. Их публикации ярко показывают, что проблема здоровья нации, непонимание базовых основ гигиены 100 лет назад были просто вопиющими.

Важно констатировать и тот исторический факт, что казахская элита начала бороться за строительство системы здравоохранения ещё с созыва І Государственной думы 1906 года, депутатами которой были избраны сразу двенадцать деятелей движения «Алаш». Создание системы здравоохранения они предлагали через внедрение местного самоуправления – земства - в казахских областях, чему противилась царская администрация.

Вот что писал об этом А. Бокейхан: «Земство нанимает врачей, строит больницы, лечит нуждающихся. Оно предупреждает эпидемию чесотки, слепоты, сыпного тифа, оспы. В цивилизованной Европе нет перечисленных инфекций... В земском здравоохранении наших русских (губерний. - Авт.) врачи и больницы принесли неисчислимую пользу народу».

Не добившись внедрения земства в Степном крае, деятели «Алаша» повели пропаганду гигиены и здравоохранения на страницах газеты «Қазақ» (1913-1918 гг.). В ней печатались материалы врачей Даулетшаха Күсепгалиулы, Аубакира Алдиярулы, Есенгали Касаболатулы и др. Ввиду остроты проблемы погрузился в эту тему и лидер «Алаша», опубликовавший в 1915-1916 годах цикл статей о способах защиты от таких болезней, как оспа, ветрянка, чахотка и т.д.

Аульный лекарь

Алихан Бокейхан: Залог чистоты – вода и мыло»

В ходе Первой мировой войны царское правительство приняло решение о призыве инородцев из Туркестанского края - казахов, киргизов, узбеков – на тыловые работы в прифронтовых районах. В этой связи Алихан Бокейхан добился создания Инородческого отдела Западного фронта в Минске для помощи призванной туркестанской молодёжи.

С декабря 1916 года, объезжая инженерно-строительные войска в прифронтовой полосе,  Алихан Букейхан выступал перед мобилизованными казахскими джигитами с разъяснениями: «Вас собирают тысячами в одном месте, по 100-200 человек живёте под одной крышей… Поэтому соблюдайте правила, часто меняйте бельё, купайтесь в бане, стирайте одежду, защищайтесь от вшей, которые носят заразу. Справляйте нужду только где положено. Конина и хлеб скоро закончатся, приучайтесь есть рыбу, кашу и капусту, чтобы защититься от цинги…

Вы молодые, берегите себя, не связывайтесь с распутными женщинами… Если же не удержались, знайте – заразившись известной болезнью, сначала будете страдать сами, а вернувшись домой, заразите всех родных. Подумайте об этом».

Ситуация в казахской степи также была трагичной, происходили массовые заражения тифом, холерой, чумой. По подсчётам «алашевца» Жумагали Тлеулулы в книге «Жұқпалы науқастар» («Инфекционные болезни»), вышедшей в 1926 году в Москве, в 1919-1921 годах смертность казахов от тифа в аулах доходила до 27 процентов. А. Бокейхан, профессионально занимавшийся обследованием хозяйств, оценивал потери казахов от эпидемии тифа в 1917-1924 годах в 970 тысяч человек. И это не считая последующих волн Великого голода (Ашаршылық), унесших две трети казахского народа…

Не случайно, работая в 1922-1927 годах в московском «Восточном издательстве», Алихан Бокейхан активно взялся за подготовку книг и статей, разъяснявших казахскому читателю основы гигиены и предотвращения инфекционных заболеваний. Только в 1926 году вышли его сборники «Жамандат – топалаң» («Сибирская язва»), «Денсаулық – сақтықта» («Охрана здоровья»), а всего два десятка работ. Часть материалов в этих книгах была переведена с других языков, другая – написана самим Алиханом.

Как недавно отмечал публицист Серикбол Хасан: «Наставления, изложенные в книге «Денсаулық – сақтықта», не утеряли актуальности и сегодня, например, такое: «Не пользуйтесь одним полотенцем на всю семью!». В другом эпизоде А. Бокейхан прямо критикует привычки своих соотечественников: «На праздниках женщины облепят ребёнка и смачно целуют всей толпой. И если среди них хоть один человек вдруг окажется болен – и все женщины, и сам ребёнок заразятся следом». Похоже, такие предостережения нелишни и в наши дни.

Далее А. Бокейхан призывает уделять должное внимание чистоте: «Если регулярно проветривать постель и одежду, выбивать и протряхивать их, оставлять под солнцем, зимой выносить на мороз – то заразные болезни сойдут на нет, в народе установится здоровье», так как «Чистый воздух, солнечные лучи ведут к здоровью и лежат в его основе». Он напоминает читателю о необходимости частого купания и мытья рук: «Залог чистоты – вода и мыло. Пока купание не войдёт у масс в привычку, не исчезнут вши. Пока вши будут, будет повторяться и сыпной тиф. Забирая у кого-то надежного супруга, у кого-то любимого сына, оставляя женщин вдовами, а детей – сиротами, эти две напасти косят казахов».

В другом месте лидер «Алаша» выдвигает необходимость искоренения невежества, распространение элементарных способов охраны здоровья как наиболее эффективную меру борьбы с заболеваниями. А. Бокейхан резюмирует: «Если общество станет просвещённым, оно уже сделает шаг к собственному здоровью. У невежественной, тёмной матери дети часто болеют и многие умирают».

Он критикует отсталость в вопросах гигиены и профилактики заболеваний: «Женщина, не заботящаяся о собственном здоровье, становится обузой для собственного мужа и несчастной жертвой неизлечимых болезней»; «Если общество не захочет заботиться о своём здоровье, то не помогут и врачи».

«Народу нужно прежде всего самому заботиться о собственном здоровье и сделать такое правило всеобщим» - призывал современников Алихан. 

Халел Досмухамедулы: Чистота – враг болезней!

Активно пропагандировал гигиену и один из основателей казахского здравоохранения и организатор воинских частей «Алаш Орды» Халел Досмухамедулы. В частности, он писал: «Чистота – враг болезней. Таким народам, как казахи и киргизы, среди которых не прекращаются болезни, нужно задуматься о причине. А причина болезней – грязь и неустроенность нашего быта».

Халел Досмухамедулы в 1909 году с золотой медалью окончил Императорскую военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге; затем служил батальонным военврачом. Уже тогда стал публиковать материалы по организации медицинского дела в казахской степи. В частности, в газете «Қазақ» были опубликованы его статьи «Тамыр дәрі хақында» («О лечении кровеносной системы»), «Сары кезік-сүзек» («Сыпной тиф»), «Жұқ­палы ауру хақында» («О заразных болезнях») и другие.

Халел Досмухамедулы

В 1912-1915 годах Халел Досмухамедулы участвовал в ликвидации эпидемии чумы, этот опыт был обобщён в книге «Как бороться с чумой среди киргизского народа» (Ташкент, 1916 г.). В 1925 году им было издано практическое пособие «Оқушының саулығын сақтау» («Охрана здоровья школьника») и т.д.

 Он описывает признаки чумы и её виды, причины заболевания, способы распространения. «Для профилактики чумы прежде всего нужно повсеместно соблюдать чистоту. Это касается и пищи, и хранения продуктов, содержания одежды, домашних вещей, местности вокруг дома – всё должно содержаться в чистоте. Не прикасайтесь к пище, не помыв руки с мылом. Посуда и столовые приборы должны содержаться особенно тщательно. Хотя и есть такой обычай, не употребляйте продуктов из другого дома (саркыт), не пользуйтесь чужой ложкой. У каждого члена семьи должна быть персональная посуда, чашка, ложка. Вопреки обычаям, не следует посещать дома, где есть тяжело заболевшие; в тех случаях, когда человек заболел и быстро скончался, есть основания предполагать, что это чума. Если в одном селе одновременно заболели и умерли два-три человека – это эпидемия. В таких случаях нужно немедленно сообщить властям и вызвать врачей. Здоровым людям не следует общаться с заболевшими, из такого аула нужно срочно уезжать и держаться подальше» – предписывает Х. Досмухамедулы первые меры по предупреждению эпидемий.  

После прекращения деятельности народного совета «Алаш Орда», как и многие другие казахские интеллектуалы, Халел посвятил жизнь просвещению. Он служил ординатором клиники медицинского факультета Среднеазиатского университета, членом коллегии наркомата здравоохранения Туркестанской АССР, заведующим санитарно-лечебным отделом этого комиссариата.

В сборнике Х. Досмухамедулы «Оқушының саулығын сақтау» приведен целый ряд рекомендаций по предупреждению инфекционных заболеваний. Приведём только некоторые: «Всё тело, а как минимум – шею, грудь, спину ежедневно мой холодной водой. Станешь выносливым. Содержи тело в чистоте, еженедельно мойся в горячей воде»; «После еды, а также каждое утро и вечер ополаскивай рот. Будешь содержать рот чистым – сохранишься от зубных болезней»; «Не используй чужую одежду, особенно полотенце для лица, рук, шапку, бельё. Не прикасайся к одежде больного или умершего»; «Прежде чем поесть, вымой руки с мылом. Не садись за стол с больным или подозрительно нездоровым человеком. Старайся есть из отдельной посуды. Не используй немытую посуду, которой пользовались другие», – предупреждает Халел Досмухамедулы. 

Ахмет Мамытулы: Чистота и осторожность доступны каждому

Профессиональный врач, отец казахской героини Маншук Маметовой Ахмет Мамытулы, до расстрела за участие в национальном движении «Алаш», также успел проявить себя как организатор здравоохранения. Из-под его пера вышло немало методических пособий по инфекционным заболеваниям. А. Мамытулы окончил медицинский факультет Саратовского университета. В 1928-1930 годах работал врачом-венерологом семипалатинского, затем - алматинского диспансера. С 1931 года стал первым директором вновь созданного Казахского венерологического института.

Вместе с супругой Аминой, также врачом, Ахмет Мамытулы выпустил в Кызылорде пособия для казахских врачей «Теңге қотыры мен соз» («Сифилис и гонорея», 1926), «Денсаулық жолында» («Дорогой здоровья», 1930), «Соқырлық себептері» («Причины слепоты», 1932), «Трахома» (1935).

Ахмет Мамытулы с супругой Аминой

В указанной книге «Денсаулық жолында» А. Мамытулы подробно описал ряд заразных болезней, включая распространённые в то время в степи сифилис, малярию, проказу, чесотку, чуму, брюшной тиф, корь, оспу. Приведённые рекомендации Ахмета Мамытулы по лечению этих опасных заболеваний были прогрессивными для своего времени. Но не менее важным автор считал правильное поведение. «Единственно, что доступно любому, – чистота и осторожность. – писал А. Мамытулы - Будь осторожен к месту, где встречалась любая зараза. Не ешь сырую еду. Если болезнь обнаружилась в твоём доме, нужно уберечь от неё соседей. Не ешь из одной посуды с человеком, носящим болезнь. Одежду, постель такого больного нельзя использовать, не прокипятив в кипятке, не постирав с мылом.

Остерегайся пользоваться одним полотенцем с другими. Сократи посещение заболевших (көніл сұрау), если есть подозрение на заразную болезнь. Можно ведь проведать, выразить сочувствие и не заходя в дом.

Не торопись хватать папиросу (самокрутку) у первого встречного и тащить себе в рот. Если не можешь терпеть, хотя бы оторви край, который был у другого во рту. Бывая в городе, воздерживайся от нечистых женщин... Такие дела - источник всех городских зараз. После гостей нужно вымыть в кипятке посуду, полотенца. Не ленись, многие могут из-за этого подхватить смертельную заразу.

Только так сможем остановить разные болезни. Тем, кто знает цену плохому и хорошему, нужно очень прислушаться к сказанному. Невежественному, пребывающему в темноте народу это нужно объяснять» - делает вывод Ахмет Мамытулы.

При этом, хотя деятели «Алаша» и делали акцент на личной ответственности каждого человека, они не полагались только на сознательность современников, но считали культуру гигиены и профилактики эпидемий государственной задачей. «В нынешнем Казахстане государство должно отказаться от медлительности и срочно взять в свои руки охрану здоровья и борьбу с инфекционными болезнями. Иначе всем нам придётся отвечать перед суровым судом истории и казахским народом за безвольное поражение из-за собственного невежества» - писал тот же А. Мамытулы.

Эти темы также пропагандировали в своих работах деятели «Алаша» Мыржакып Дулатулы, Турагул Абайулы, Жумагали Тлеулулы, Билял Малдыбайулы и многие другие, справедливо расценивая тогдашнее состояние здоровья нации как смертельную опасность. В 1926-1927 годах только московским «Восточным издательством» было выпущено и распространено более десятка книг этих авторов на казахском языке по проблемам инфекционных болезней, тиражом по 3-5 тысяч каждая. Аналогичную работу вели издательства в Оренбурге, Кызылорде, Ташкенте. На основе их пособий открывались курсы врачей и фельдшеров, началась широкая разъяснительная и практическая работа с населением, выявление и ликвидация опасных очагов во всех регионах.

Выдающуюся роль в становлении здравоохранения и внедрения общественной гигиены сыграл Санжар Аспандиярулы (Асфендияров), как и Х. Досмухамедулы, выпускник Императорской военно-медицинской академии (1912), кандидат от партии «Алаш» во Всероссийское учредительное собрание (1917), основатель и директор первого Казахского медицинского института и народный комиссар здравоохранения Казахской Автономной Советской Республики. 

Именно благодаря усилиям этих людей и их соратников удалось коренным образом изменить поведение народных масс в быту, внедрить навыки гигиены и охраны здоровья, которые сегодня нами воспринимаются как само собой разумеющиеся. Но так было далеко не всегда. И в том, что наш народ принял эти нормы, нашёл силы повернуть своё развитие и изменить образ жизни, есть огромная заслуга тогдашней Казахской Республики и её основателей в лице деятелей «Алаша», их многих последователей от крупных городов до самых дальних аулов.        

Приходится признать, что и в нынешней ситуации наставления Алихана Бокейхана, Халела Досмухамедулы, Ахмета Мамытулы и их соратников - снова на повестке дня, как и многое другое, чему лидеры "Алаш Орды" посвятили свою жизнь.

 

Азат Перуашев, Султан хан Аккулы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Arman 4 мая

Статья как никогда актуально сегодня, историю своего народа надо знать! Спасибо авторам что открыли для меня много нового о жизни и заслуге великих сыновей нашего народа