Чем казахстанцы будут мир удивлять - Караван
  • $ 493.85
  • 519.04
-7 °C
Алматы
2024 Год
15 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем казахстанцы будут мир удивлять

Чем казахстанцы будут мир удивлять

В апреле 2022 года Казахстан откроет первый официальный павильон на 59-й Венецианской биеннале – одной из самых престижных международных художественных выставок.

  • 8 Февраля 2022
  • 611
Фото - Caravan.kz

Нашу страну представит арт-коллектив ORTA (на фото), чей проект основан на идеях легендарного алматинского художника Сергея КАЛМЫКОВА. Собственное видение мира его участники отражают в разных формах – театре, изобразительном искусстве, кино, музыке, философии, дизайне… Детали того, что именно покажут казахстанцы, пока не разглашаются.

Молоко снов

Событие, определяющее направление развития мирового искусства, проходит раз в 2 года в Венеции с 1895 г. На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж мероприятия вскоре достиг международного масштаба. А после Второй мировой войны выставка стала площадкой международного авангарда. Нынешняя продлится с 23 апреля по 27 ноября 2022 г. Куратором главной экспозиции выступит философ, известный организатор Чечилия Алемани.

Мероприятие получило название “Молоко снов” в честь одноименной книги британской художницы-сюрреалиста Леоноры Каррингтон, созданной в 1950-х годах в Мексике. Книга наполнена волшебными историями, в которых каждый может измениться, трансформироваться силой своего воображения.

Кроме главной выставки, разные страны презентуют свои собственные павильоны, как на ЭКСПО. Ранее казахстанские художники уже участвовали в биеннале (с 2005 по 2013 год) в рамках павильона стран Центральной Азии, а в последующие годы – самостоятельно, от разных культурных организаций.

– Конечно, это одно из самых долгожданных событий на арт-сцене, – говорит основатель Aspan Gallery, арт-менеджер Меруерт КАЛИЕВА. – Для меня большая честь выступить комиссаром первого национального павильона в Венеции. Искусство – это прежде всего способ коммуникации, и через национальные павильоны создается многоголосие – можно почувствовать дух времени, не основываясь на одной точке зрения. Надеюсь, наш объект станет одним из многих проектов по поддержке и представлению казахстанского современного искусства как в мире, так и внутри страны.

Павильон организован Фондом современного искусства Казахстана в сотрудничестве с Государственным музеем искусств им. А. Кастеева, при поддержке благотворительных фондов, министерства культуры и спорта РК.

Вдохновленные идеями и мыслями Сергея Калмыкова

Кураторами и художниками казахстанского павильона Казахстана выступит “трансдисциплинарный” коллектив ORTA.

Он основан в 2015 году актрисой Александрой Морозовой и режиссером Рустемом Бегеновым. С 2017 года в группу входят фото- и видеодизайнер Дарья Джумеля, художник Александр Баканов и художница Сабина Куангалиева. Это – не просто группа авторов, которая рисует картины: ORTA создает универсальные проекты, включающих театр, перформанс, изобразительное искусство и искусство новых медиа, видео и кино, музыку, социальные исследования и философию. А также роботическую, компьютерную, электронную инженерию и народное ремесло. Словом, многоголосие разных видов искусства. Даже страницы в соцсетях ими создавались как художественный проект.

Казахстанцы могли познакомиться с творчеством арт-группы на поп-механическом спектакле "Медея. Материал" (он шел в одном из ТРЦ Алматы в 2016 году) для 16 моделей, 6 музыкантов, 4 экранов, 3 камер и 2 голосов.

В 2018 году в южной столице прошло “Светопреставление Сергей Калмыков”. Оно же стало хедлайнером международного фестиваля “Новая драма” в Москве, номинантом на Гран-при премии Сергея Курехина.

Годом позже коллектив выпустил первую книгу текстов “алматинского Ван Гога” – Калмыкова под названием “Первый том романа в тысячу томах”.

Художник, писатель, декоратор, иллюстратор Сергей Калмыков – личность неоднозначная: он носил яркую одежду с бубенцами, называл себя “последним авангардистом первого призыва”, “гением Первого ранга Земли, Вселенной и ее окрестностей”.

Развивал идеи и теории об искусстве, науке, архитектуре, обществе и человеческом гении. Он умер в 1967 году в Алма-Ате в полной безвестности. После себя оставил более 10 тысяч страниц рукописей, а также более 1 500 картин, рисунков и литографий – они находятся в коллекциях казахстанских, российских музеев. Как сделать казахстанское искусство рентабельным и мегаполярным — Владислав Слудский

– Пять лет назад мы столкнулись с пронзительной красотой текстов Сергея Калмыкова и заразились его гением, – рассказывает Рустем Бегенов. – Основываясь на его идеях, экспериментировали с различными формами и концепциями в искусстве, науке, музыке, кино и философии. Один из важнейших этапов этого жизнетворческого эксперимента будет представлен в казахстанском павильоне в апреле.

– Когда человек слышит, что проект посвящен ушедшему художнику, как правило, думает, что мы покажем его картины, – продолжает мой собеседник. – Но мы сделаем нечто другое и грандиозное. Это – сюрприз!

– Много везете с собой реквизита?

– Реквизита будет немало, но не в нем только дело…

– Чье творчество вдохновляет арт-группу?

– Таких людей много. Влияет ли на нас творчество Калмыкова? Безусловно! Творчество других больших художников? Да. Я бы назвал, в первую очередь, Антонена Арто, Йозефа Бойса. Из более современных – композитора, режиссера и художника Хайнера Геббельса, который приезжал в Алматы в 2018 году, и мы с ним сделали проект.

– Что для вас участие в биеннале?

– В целом для художника, арт-группы важно преследовать художественную цель, которую они поставили. У нас есть большой мировой проект, связанный с Сергеем Калмыковым. Так получилось, что он совпадает с темой биеннале и возможностью показать в Венеции важный этап проекта. Это будет грандиозный эксперимент!

Еще одной частью работы казахстанского павильона в Венеции станет параллельная программа в Казахстане – серия специальных событий пройдет в городах на протяжении всей биеннале.

АЛМАТЫ