Будущее нашей цивилизации - в медико-биологических знаниях! - Караван
  • $ 508.3
  • 592.17
-2 °C
Алматы
2025 Год
9 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будущее нашей цивилизации - в медико-биологических знаниях!

Будущее нашей цивилизации - в медико-биологических знаниях!

Начало темы см.здесь и здесь.

  • 27 Сентября 2007
  • 3572
Фото - Caravan.kz

От редакции: суть сегодняшнего продолжения начатой в двух предыдущих материалах темы, заключена в одном слове — «образование».
Европейская система медицинского образования, что и как можно и нужно давать студенту, чтобы из него вырос высокопрофессиональный специалист, путь в науку и ее внедрение на практике — на эти и многие другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, Мынбаев Оспан Абдрахманович.

— Оспан, давайте начнем с самого начала, и определим в конкретных понятиях, что из себя представляет современная медико-биологическая наука?
Современная медико-биологическая наука внедрилась во все сферы нашей жизни: здоровье, еда, фармацевтика, криминалистика, обороноспособность страны, среда, где мы обитаем, в общем везде.
Самые выдающиеся достижения этой отрасли — прочтение структуры ДНК, расшифровка генома человека и клонирование Долли. Она развивается семимильными шагами, скорость потока информации в этой сфере — космическая. Трудно вообразить количество ежемесячно публикуемых работ. Происходит ожесточенная схватка между учеными, школами, университетами и государствами в гонке для обладания секретами биологической жизни и смерти.
Вспомним бум из-за стволовых клеток и клонирования, сопровождавшийся скандалами и позором ученых мужей, представлявших самые престижные научные учреждения мира. Вот такой гигантский водоворот происходит в мире медико-биологических наук. Будущее нашей цивилизации зависит от цели и достижений медико-биологических знаний человечества, а вовсе не от разработки нейтронной бомбы или другого более мощного оружия.
— Звучит довольно устрашающе, но разве мирное направление науки может стать аннигилятором?
Уже, вот-вот и мы сможем заменять наши поврежденные органы искусственными, но сделанными из биологических материалов. Киборги и клоны — уже почти реальность, сдерживающим факторами являются лишь морально-этические нормы.
Уже есть люди с имплантированными сенсорными аппаратами и чипами, не считая слуховых. Разрабатываются методы лечения на уровне генов, когда мутированный (поврежденный) ген заменяется здоровым. Генный препарат представляет собой модифицированный вирус. Вирусный геном убирается и в капсулу вируса вставляется здоровый ген человека. И такая конструкция вводится больному. После чего она проникает в геном человека, где таким образом здоровый ген заменяет мутированный. А теперь представьте себе вместо человеческого гена …что-нибудь другое, а вирусную капсулу от ОРВИ. Что на кону? Правильно — судьба всей человеческой популяции и цивилизации.
Есть много других сценариев развития события с применением достижений медико-биологических наук. Наконец, СПИД, не последний «сюрприз» природы. Впрочем, поиск средств защиты и лечения от «чумы» 20-го века — тоже прерогатива именно медико-биологических наук.
— Оспан, расскажите про свои научные степени, сколько их, за что получены и что означает Doctor in der Medische Wetenschappe … ?
Защитив в Москве докторскую диссертацию в 1997 году, я получил полное высшее советско-российское академическое образование. Бельгийское правительство признало мою квалификацию и дало разрешение на работу в одном из престижных университетов мира — в Католическом университете Леувен. Отсутствие равноценного специалиста по проблеме — теме моей докторской диссертации, как в Бельгии, так и в Западной Европе — являлось обоснованием для выдачи разрешения на труд.
Далее я получил высшее бельгийское академическое образование в стенах трех университетов — вышеназванного, Гентского и Брюссельского свободного. Написав диссертацию на стыке медико-биологических и фармацевтических наук на английском языке, защитил ее на соискание ученой степени мастера медико-фармацевтических наук. Тема данной работы оказалась интригующей «Синдром трансплантированных раковых клеток в перитонеальных ранах и/или порт-сайтах — Русская рулетка в хирургической онкологии».
Эта промежуточная степень между врачом и высшей бельгийской научной степенью «Doctor in de Medische Wetenshappen» — доктор медицинских наук. Последняя была присвоена мне специальным постановлением Бельгийского правительства, на основании моих научных достижений, полученных в стенах бельгийских университетов. Вот таким образом, я оказался обладателем трех дипломов доктора, одного мастера — наук.
Кроме того, в процессе основной учебы в мединституте с последующим повышением квалификации я стал обладателем диплома врача, многочисленных сертификатов по специальности: «акушерство и гинекология», «исследователь и инструктор по хирургическим технологиям», «пластическая микрохирургия» и других, более 30 подобных документов. Все эти научные степени и другие звания для меня не являлись самоцелью, они есть результат моего желания познать неизвестное и повысить свою квалификацию.
— Мастер наук — степень или специальность и есть ли у нас ее аналог?
Мастер наук — не специальность, а начальная научная степень. Она соответствует примерно нашему кандидату наук, по квалификации научных работников в системе медицинских наук, а по объему знаний — я, например, получил гораздо больше и глубже: кроме выполнения научного исследования, прошел обучение в порядке 3200 часов, что включало лекции, практические занятия и семинары, по 18 программам, составленным по актуальным проблемам медико-биологических и фармацевтических наук.
Лекции читали специально приглашенные известные ученые со всего мира (Англии, США, Канады, Австралии и других стран), и мы узнавали новости науки из первых рук по таким научным дисциплинам как: 1.Фундаментальная медико-биологическая наука от основания до наших дней, 2.Манипуляция иммунной системой, 3.Молекулярная визуализация, 4.Эмбриональные, адалт- и прогениторные стволовые клетки, 5.Гематопоэтическая клеточная терапия, 6.Молекулярные мишени раковых клеток, 7.Молекулярные мишени инфицированных клеток (СПИД, ТBC и др.), 8.Механизм программированной смерти клеток и другим не менее интересным предметам.
Причем по всем пришлось сдавать экзамены — суровым профессорам, которые никого не щадили. Я также участвовал в обсуждении современных проблем медико-биологических и фармацевтических наук с известными экспертами в рамках различных симпозиумов, семинаров и конференций, посещал для тренинга лаборатории, участвовал на разборах интересных клинических случаев и научных докладов. Все происходило на фоне основной работы — надо было еще кормить семью. Считаю этот период одним из самых интересных и плодотворных в своей жизни, когда я работал сутками и даже неделями, не выходя из лаборатории и клиник.
— Что можно сказать о разнице в квалификации и научных степенях выпускников медико-биологических ВУЗов на Западе и у нас?
За рубежом квалификация и степени очень переплетены, и вообще, все довольно запутанно. По сути одна та же степень или звание может иметь разные названия или обозначаться разной аббревиатурой. Такое разнообразие квалификаций связано с местом вручения — в континентальных европейских странах, Англии или в США, с университетскими традициями (Оксфорд, Кембридж или Гарвард), и, наконец, с тем, на каком языке она написана. Например, английское слово мастер (Master), на латинском — магистр (Magister). Французское написание некоторых степеней естественно отличается от аналогичных англоязычных.
К вершине квалификационных степеней в сфере медико-биологических наук, ученые могут попасть двумя путями.
Первый, научные работники в области фундаментальной медико-биологической науки — неклиницисты. Этот путь берет начало: у одних с бакалавра — выпускника колледжа с базовой программой обучения во многих странах или выпускника школ во Франции, у других лиценциата — дипломированного специалиста, окончившего ВУЗ. Далее они поступают в магистратуру, где осваивают специальную программу обучения с последующим приобретением высшей академической степени — магистра наук, что считается начальной учёной степенью.
В данном случае степень мастера наук (MSc) не вписывается в эту схему, но по своей сути — оканчивается с защитой диссертации и является промежуточной степенью и по этим признакам соответствует нашему кандидату наук. Эта степень предназначена для научных сотрудников фундаментальных медико-биологических сфер.
При выборе углубленного научного направления бакалавр, специалист и магистр/мастер поступает в аспирантуру — за рубежом учеба в качестве — PhD студента или доктората в Бельгии. В результате у нас получается кандидат наук — доктор философии (PhD). За рубежом, в одних странах — это уже высшая оконченная научная степень, а в других — промежуточная, как у нас. Поскольку у них тоже существует научная степень, типа нашего доктора наук (ScD), которая присваивается после окончания докторантуры и защиты диссертации. Вот таким образом выходит — оконченное высшее научное и академическое образование, т.е., вершина научных степеней.
Второй путь, клиницисты — исключив степень бакалавра, эту квалификацию можно упростить следующим образом. Начнем с того, что существует звание врача, выпускника медицинского университета (MD) — для других специальностей это может быть уровень магистра, затем врачи после обучения в интернатуре и клинической ординатуре (резидентура) получают специальность — хирург, гинеколог и прочее. Дальнейшая учеба в аспирантуре и докторантуре по сути аналогичная — по вышесказанной схеме.
У нас в советской системе аспирантом мог бы стать только специалист, окончивший ВУЗ, а за границей получается, хоть после школы поступай в аспирантуру и начинай заниматься наукой.
Я утрирую, но вот откуда путаница и хаос для нас во всех этих заморских степенях, званиях и регалиях! Помню наших ребят, присвоивших себе степень «доктора наук» после магистратуры. У нас ученые звания, присваиваются специалистам, имеющим научные степени — традиционно начиная с магистра и кандидата наук — ассистент и доцент. Докторам наук — профессор, член-корреспондент и академик.
Заморская профессура классифицируется от ассистента/визитера — до полного/заслуженного профессора и далее — членов всяческих королевских обществ. В советских НИИ существовали научные сотрудники — от младшего — до главного/ведущего, которые также имеют зарубежные аналоги под различными названиями. В Католическом университете Леувен меня называли — Postdoctoral fellow.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что во всей этой неразберихе есть одно обстоятельство — качество! Так, в Бельгии защита PhD-студентом диссертации на соискание ученой степени возможна только после публикации его полноценных научных трудов в часто цитируемых — рецензируемых журналах. Это означает, что труды новоиспеченного доктора наук — признаны международными экспертами. Он может поехать работать в любой университет мира. Там может и бакалавр стать известным ученым, поскольку ему созданы все условия для проведения настоящих научных исследований.
Наши ученые в основном публикуются в сборниках, нерецензируемых журналах и, соответственно, уровень и глубина научных работ тамошнего бакалавра, магистра или PhD студента не подлежит сравнению с трудами наших соискателей. Там ученого или профессора оценивают по публикациям в часто цитируемых журналах с высоким коэффициентом воздействия (high impact factor).
— Расскажите про условия для жизни и учебы в Бельгии, можно ли сравнить нашего студента с его бельгийским собратом?
Бельгия по площади равна примерно территории Сузакского района ЮКО. Климат мягкий и развитая отлаженная транспортная инфраструктура, там практически размыта граница между жителями города и села в плане доступности атрибутов цивилизации — интернета и т.д.
В основном студенты живут в кампусе при университете или снимают комнаты/квартиры через университетский сервис. Они также могут жить дома и ежедневно ездить на учебу из одного конца страны в другой конец — круглый год. У них очень дешевые специальные круглогодичные студенческие проездные билеты. Каждый студент имеет свободный бесплатный доступ к интернету, обеспечивается литературой. Кстати, в Бельгии — практически бесплатное образование, много различных стипендий и льгот. У студента огромные возможности работать во время учебы, что тоже регулируется через специальный студенческий сервис по трудоустройству. И вообще все эти вопросы патронируются государством, чтобы создать комфортные условия студентам для учебы и всестороннего развития.
Вот здесь я хочу обратить ваше внимание на то, что ни одному бельгийцу не приходит в голову «похлопотать», чтобы помочь своему отпрыску поступить в университет или пристроить на работу. Поэтому среднестатистический бельгийский мальчик уже знает, чем он будет заниматься и где учиться — в колледже, затем в магистратуре, и так далее, по мере потребности. Там — другая культура и традиция — отношение к жизни и ценностям, взаимоотношение между поколениями, родителями и детьми.
Напротив, у нас огромная территория, специфический менталитет и иные жизненные ценности. Уровень жизни, возможности, кругозор сельчанина заметно отличается от горожанина, бедного от богатого. Образование в сельских школах также отличается от городского.
Самый простой пример: зимние холода вносят определенные коррективы в учебный процесс, что также надо учесть. Давайте прикинем, какой срок является оптимальным для ВУЗа, чтобы дать полноценное высшее образование. На калибровку знаний студентов и на базовое образование необходимо около двух лет.
Далее студенты осваивают профессию для гуманитарных специальностей 2 или 3 года в зависимости от сложности выбранной профессии, для технических и наукоемких специальностей более 3 лет.
Медицинские ВУЗы имеют свои специфические сроки для подготовки высококвалифицированных кадров. Это наш советский принцип высшего образования. Тогда у нас существовало еще средне-специальное образование, техникумы и училища, где студенту давали направленное специальное и среднее образование — навыки конкретной профессии в дополнении к базовому среднему образованию. Выпускник этих специальных учебных заведении не претендовал на должность, где была необходима высшая квалификация. Теперь все эти учебные заведения стали… университетами и академиями (!) — тут сам черт ногу сломает. Откуда вырасти училищу в нашем селе или районном центре в одно мгновение даже до уровня самого провинциального бельгийского университета? Таким образом, мы растоптали понятие «университет» и опошлили понятие «высшее образование». Если у тебя есть деньги — можешь открыть университет или «стать» кем угодно…
В нашей стране сейчас происходит дробление по промежуточным степеням полного университетского учения — хлеб для бизнесменов от образования. Очень уж простая схема для выколачивания денег из народа, как у Остапа Бендера — многократность поступления и окончания карликовых учебных заведений, повышает навар от каждого студента, пропорционально числу поступления и окончания студентами таких «многоступенчатых ВУЗов».
Результат — новый слой обеспеченных людей на ниве — «бизнес-образования». Я не против обогащения моих соотечественников, но, пользуясь благами своего положения, «высокообразованный» homo sapiens — должен что-то давать взамен. Ни одному бельгийскому ректору или декану не приходит в голову идея — вот таким образом собрать у бедных студентов денег и купить себе джип или построить коттедж…
Давайте вспомним бедного среднестатистического сельского мальчика — бакалавра одного из вышеназванных «отечественных университетов». Пока он войдет в форму и начнет понимать науку к концу второго курса, ему через год надо заканчивать учебу. Причем, у большинства студентов в таких ВУЗах сессию сдают родители. Это явление — корень зла нашего общества. Отсюда и вопрос — сможет ли бедный бакалавр освоить профессию за это время? Получается какой-то ни к чему не пригодный «полуфабрикат»!
Далее, продолжит ли он учебу в магистратуре и получит ли он работу по профессии? Это уже не зависит от его образования, а снова — от веса кошелька его родителей. Он же не может каждый день ездить домой как бельгийский студент — он должен переехать в город и на что-то жить там. У нас не созданы комфортные условия для студентов как в европейских странах, особенно в мелких карликовых университетах. Получается, что полное университетское образование — удел отпрысков состоятельных людей. Поэтому преобразования в системе образования должны быть привязаны к нашим условиям, а не становится слепым копированием (и то, по формальным признакам) западных порядков.
Мне кажется в настоящее время для нас подходящая модель образования — если студент поступил в университет и закончил его с получением полного университетского образования, как в советское время. Тогда мы получим — более-менее готового специалиста.
Я хочу сказать всем родителям — дайте крепкое образование вашим отпрыскам в школе! Формирование мировоззрения и основы образования закладываются именно в средней школе. В дальнейшем самое главное — у вашего ребенка должно быть желание учиться и цель в жизни.
Мы все должны противостоять такому порядку в нашем обществе, как «давать на лапу» учителям никчемных ВУЗов. Нам надо отказаться от порочного и во многом идущего от нашего менталитета, принципа: «не важен результат — лишь бы ребенок учился где-то, получил как все университетский диплом». Тогда у нас не будет таких «университетов», выпускающих «полуфабрикаты»!
— Вы считаете, что советская система образования лучше, той, что у нас сейчас?
Я учился в советском медицинском институте и работал сначала в советско-российских научных центрах в Москве и МГУ имени Ломоносова, а лишь затем, в западноевропейских университетах. Исходя из собственного наставнического и научно-практического опыта, попытаюсь изложить свое видение в этом вопросе.
Слово «университет» имеет греческие корни, но смысл — «учебное заведение» — приобрело благодаря арабам. У них существовали прототипы современных университетов, куда они приглашали известных ученых. Великий наш предок Аль-Фараби, считавшийся вторым Учителем после Аристотеля, был приглашенным преподавателем таких средневековых арабских университетов. Кстати, его знает и чтит каждый образованный житель арабских стран.
Католический университет Леувен — 14-й по счету университет в мире, которому почти 400 лет. В Бельгии несколько таких крупных университетов, а не сотни как у нас. Они снабжены самыми современными оборудованиями и технологиями — соответственно, выпускают конкурентоспособный товар.
Мы никак не можем сравнить нашу страну с Бельгией или любым другим Европейским государством и просто скопировать оттуда что-то. Такие факторы, как менталитет, социально-экономические, климатогеографические особенности страны, играют огромную роль в жизни людей, включая — образование, здоровье, кругозор и так далее.
Советская система высшего образования являлась самой удачно адаптированной для нашего социума. К сожалению, мы потеряли то самое ценное, что мы имели. В Силиконовой долине и во многих лабораториях самых престижных университетов работают советско-русские ученые и программисты. Я не согласен со многими «модернизациями» — когда идет бездумное копирование чего-то, под флагом «западных стандартов». На что тратятся огромные средства и порой результат, которого точнее всего отражает поговорка «псу под хвост».
Если отбросить политическую конъюнктуру, придется признать — старая система образования создавалась образованными людьми своего времени. Она была основана на прогрессивных идеях того времени и привязана к нашим культурно-ментальным, социально-экономическим, климатогеографическим особенностям. Я далеко не апологет минувшей эпохи, но что касается таких государственно-важных, социально-стратегических отраслей, как образование, наука и здравоохранение, то здесь требовалась серьезная модернизация, а не полный демонтаж. Возьмите, к примеру, Китай и другие, быстро развивающиеся страны — они сохранили свою систему и традицию во всех этих отраслях и меняют их содержание путем подготовки высококвалифицированных кадров и освоением новых технологий.
— Что можно сделать, чтобы поднять уровень наших университетов?
В принципе, у нас же есть приличные высшие учебные заведения — надо им помочь в создании мощной инфраструктуры, богатой библиотеки, научной и материально-технической базы. Например, собственником половины зданий города Леувен является Католический университет Леувен. Уму непостижимо — сколько еще зданий и территорий — учебных и научно-производственных полигонов имеет этот университет по всей Бельгии. Это — город в городе, государство в государстве! Католический университет Леувен настоящий научно-производственный флагман Бельгийского государства. И того же ректора подбирают по всем правилам выборного процесса.
По моему мнению, у нас университеты тоже должны быть крупными, чтобы в них учились не менее 50 000 студентов, и чтобы они имели настоящую научную и материально-техническую базу. Тогда можно будет оснастить кафедры и лаборатории современными оборудованиями и технологиями. Такие университеты могли бы иметь крупные библиотеки — информация является самым важным фактором прогресса в современной цивилизации. В настоящее время библиотеки снабжаются не только книгами и журналами, но и электронными их версиями. Даже многие библиотеки европейских университетов не могут заказать все необходимые журналы по многим отраслям знаний. Поэтому в Бельгии существует межбиблиотечная сеть, которая обеспечивает ученых и студентов необходимыми для них источниками сообща и оперативно.
В укрупненных университетах руководители кафедры должны напрямую получать средства от научных фондов. Они должны самостоятельно решать все научные, финансовые и кадровые вопросы. При таком подходе, когда основные рычаги в подготовке кадров, проведении научных исследований будут отданы в руки настоящих знатоков, поспособствуют «выпечке» высококвалифицированных специалистов. Нынешнее множество мелких карликовых университетов с малым числом студентов — приводят к дроблению финансовых средств и отсутствию достойной материально-технической базы. Соответственно, какое здесь может быть качество, начальников много — специалистов мало и спросить не с кого.
Каким бы банальным не показалось это мнение для специалистов, оно сложилось на основе моего личного опыта. У нас много дипломированных молодых людей, но мало квалифицированных специалистов, поэтому я изложил свое видение — истина рождается в спорах. Я надеюсь, что представители нашего Министерства образования и науки не будут иметь ко мне претензий, и найдут оптимальные пути решения, поставленных перед ними задач Руководством страны. Кстати, в Бельгии сейчас тоже идет реорганизация системы образования и у них много различных мнений и дискуссий по этому поводу.
— Не будем обсуждать сейчас стратегическую и долгосрочную концепцию государственного масштаба, что конкретно можно посоветовать для практического исполнения в сфере реформы науки сегодня?
По медико-технологическим наукам необходимо идти путем кооперации, чтобы кадры целенаправленно направлялись в определенные центры или университеты Европы и США, чтоб такие поездки не превращались в культурно-развлекательные или шоп-туры. Сразу создать свои научные школы не получится, для этого требуются огромные средства и время — десятилетия.
Сегодня нужны прорывные точечные проекты, чтобы довести науку до уровня мировых стандартов в отдельно взятых учреждениях или лабораториях. Вот таким образом мы сможем постепенно поднять общий уровень наших университетов. На западе то же самое: какой-то университет силен по каким-то направлениям науки и практического здравоохранения, а другой — по иным. Это зависит от наличия неординарных личностей, которые поднимают науку в конкретной лаборатории на высоту и вокруг таких личностей формируются сильные коллективы.
— Какими вы видите свои роль и цель в этом важном для нашей родины деле?
Моя цель — завязать контакты между нашими университетами и западными лабораториями, дать направление молодым перспективным ребятам и помочь им. Для этого необходимы молодые целеустремленные люди, которые хотят работать и учиться, подчеркиваю — учиться всю жизнь. Никто нам не даст новые технологии. Мы должны взять их сами. И в США, и в Западной Европе есть список технологий, к которым они не допускают ученых из других стран, т.е. нас. То оборудование, которое мы сегодня покупаем — из разряда устаревших. Оно хорошее и новое для нас, но не несет в себе особой ценности для науки, для перспективных исследований. Постепенно шаг за шагом наши ученые путем кооперации смогут получить более наукоемкие технологии.
Как я уже отмечал, мы нашли препараты, которые могут являться потенциальными эффективными средствами для профилактики метастаз рака. Эти препараты могут быть использованы во время и после хирургических операций. По мнению экспертов в этой области, они считаются многообещающими. Это — первый проект по научной значимости среди моих текущих работ. Я хочу завершить изыскания в данном направлении здесь, в Казахстане, совместно с моими молодыми коллегами. Надеюсь, что мы найдем спонсоров, готовых помочь ученым казахстанских университетов и научных центров для проведения научных поисков в этом направлении. В конце концов, мы же должны быть узнаваемы за рубежом не благодаря нелепым выкрутасам небезызвестного Бората или истории со СПИДом, а стоящими внимания делами научных кругов и общественности.
Сейчас мировая научная общественность пристально следить за состоянием здравоохранения нашего региона. Крах, развал и кризис системы здравоохранения в некоторых постсоветских республиках является уже темой международной научной дискуссии, о чем свидетельствует статья Ричеля и МакКия в англоязычном интернет-журнале «Биомедцентрал», посвященная здравоохранению Туркменистана.
Есть и другие интересные научные проекты, выполняемые нами параллельно. Сейчас занимаюсь тем, что приглашаю молодых специалистов из казахстанских университетов и научных центров в свои научные группы. Вот конкретно, двух молодых специалистов собираюсь отправить на международные научные конгрессы — в качестве аванса для будущих научных поисков. Они должны увидеть мир и пообщаться с коллегами, будут представлять там мои проекты, чтобы у них появилось желание проводить научные исследования. Молодой выпускник медуниверситета поедет в Италию на первый международный конгресс по физиологии и патологии молочных желез, где он будет представлять — второй проект. Докторант Алматинского института усовершенствования врачей поедет в Турцию на международный конгресс, организованный Новой Европейской хирургической академии и представлять третий проект.
Скоро я собираюсь поучаствовать в научном конкурсе на соискание премии имени Курта Земма, выдаваемую за выдающийся научный труд в области пельвископии (лапароскопии), в рамках международного конгресса в США. Организаторы конгресса выбрали мой четвертый проект, в качестве соискателя этой премии. Это — большая честь. Я включил моих казахстанских коллег в числе соавторов, надо что-то делать с имиджем нашей страны!
Далее у меня есть возможность взять к себе молодых толковых ребят в качестве соискателей. Направление научного поиска уже есть. Эти исследования мы планируем проводить в лабораториях ведущих западных университетов.
Пожалуйста, всем желающим — молодым специалистам дверь открыта, но отбор будет настоящим и жестким. Знание английского языка является главным требованием, но кроме того еще надо что-то знать, и самое главное — искренне желать учиться!

***

P.S. От автора:
По своей профессии и деятельности я далек от политики и навыков работы в этой сфере. Но, считаю, когда имеешь методологию и научный подход к каким-то проблемам, (к какой бы области они ни относились), они дают широкое понимание жизни. Изучив пути развития болезни на молекулярном уровне, я поразился тому, как все подчинено определенным общим законам природы.
Например, если рассматривать жизнь клеток и молекул в нашем организме на клеточном и субклеточном уровне — она тоже регулируется такими же законами как в социуме. Есть такое понятие — «программированная смерть клеток», или апоптоз. Существует ген, контролирующий целостность генома. Он называется P53. Если в клетке поврежден генетический аппарат, то P53 в дальнейшем «починит» поврежденный участок. Если геном не подлежит восстановлению, то P53 «приказывает» клетке умереть. Клетка с поврежденным геном взрывается, в буквальном смысле, и соседние клетки немедленно пожирают ее кусочки.
Другой пример, если к местам скопления однородных клеток случайно попадает чужеродная клетка, то эти «националисты» немедленно убивают и съедают «чужака».
Если рассматривать функциональные «обязанности» молекул на клеточном и субклеточном уровне, то в нашем организме тоже есть «разведчики», «киллеры» и «дворники». Можно продолжить список по другим профессиям, подобным тем, что есть в социуме. Поражаешься разнообразию и скорости передачи информации в «телекоммуникационной системе» человеческого организма. Механизм развития болезни на уровне генов и молекулярных взаимоотношении в клетке может быть сформулирован таким образом: выбывание из игры или чрезмерное усердие одного или нескольких игроков сопровождается тяжкими последствиями — болезнью. Если заблокировать функцию вышеупомянутого гена P53, то у индивида непременно возникнет злокачественная опухоль.
Вам не кажется, что и государство похоже на человеческий организм?
И сейчас благоприятная политика в отношении науки и здравоохранения, пристальное внимание Президента к этим сферам возлагают высокую ответственность на исполнителей из системы науки и здравоохранения.
Осуществление политической воли и государственных программ — в руках руководителей отраслевых министерств и других государственных чиновников. Когда государство выделяет огромные средства, а Глава государства лично патронирует здравоохранение и науку, использовать такую возможность во благо собственного народа — это ли не повод и не поприще, на котором можно с блеском или хотя бы с видимой пользой проявить свои профессиональные и человеческие качества?
Я думаю, что наряду с заметными экономическими преобразованиями и успехами в строительстве новых городов, одним из главных достижений нашего Президента являются кардинальные изменения, произошедшие в сознании народа. Я лично могу их проиллюстрировать. По приезду в Казахстан, я попал в свой родной аул, где в доме моих родителей собрались аксакалы. Они спросили: «Сынок, ты ездил много по миру, видел те развитые страны, куда нас зовет наш Президент. Как ты думаешь? Войдем ли мы в ряд 50 развитых стран мира?»
И тут я понял, что 4 года назад, в прошлый приезд, во время становления и обновления страны, я не видел того, что увидел сейчас — искры надежды в глазах простого человека на лучшее, более достойное его будущее. Тогда люди спрашивали: «Есть ли у вас возможность куда-нибудь нас пристроить?». Теперь они же, говорят: «Приезжайте, у нас есть все, мы будем самой богатой страной в мире. Нам нужны квалифицированные врачи и учителя. Мы хотим учиться и лечиться у таких специалистов, как вы».
В этот раз я ни разу не слышал стонов, как хороша жизнь там, за бугром и как плохо и тяжело на родине. Вот это и есть — самое главное достижение нашего президента. Поэтому я сказал старикам, что мы непременно войдем в ряд 50 развитых, конкурентоспособных стран мира, просто нам понадобится время.

Беседу провели: Карлыгаш Кошкинова и Куралай Жолдыбай

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Сразу 7 казахстанцев выйдет на ринг в 5-й день ЧМ по боксу от IBA

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане с утра произошло около 100 ДТП: полиция обращается к водителям

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Автомобиль потушили в Шымкенте

Иран

Астану с официальным визитом посетит президент Ирана Масуд Пезешкиан

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта