Больше половины своего бюджета Казахстан тратит на социалку, это надо сокращать – Всемирный банк - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Больше половины своего бюджета Казахстан тратит на социалку, это надо сокращать – Всемирный банк

Больше половины своего бюджета Казахстан тратит на социалку, это надо сокращать – Всемирный банк

Всемирный банк считает, что Казахстан тратит слишком много денег на помощь бедным

  • 3 Октября 2023
  • 11304
Фото - Caravan.kz

— Касательно социальной защиты мы почерпнули одну важную проблему. Доля на социальную защиту очень высока. Примерно 4,9 % от ВВП. И она выросла до 5,5 % в 2021 году. Имеет место рост расходов на социальную помощь, — сказал старший экономист Всемирного банка Самсу РАХАРДЖА во время презентации отчета «Казахстан: Усиление государственных финансов для достижения инклюзивного и устойчивого к воздействиям роста. Обзор государственных финансов». 

В бюджете 2023 года на различные виды социальной помощи уходит больше половины всей казны: 10,6 трлн тенге из 21 трлн тенге всего бюджета. Это на 2 трлн тенге больше, чем в прошлом году.

Система социальной защиты охватывает широкий круг проблемных факторов, социальных рисков и функций по сокращению бедности и включает социальную помощь, социальное страхование и программы активного рынка труда, говорится в отчете. В 2017–2021 годах расходы на социальные трансферты составили 22,3 % общих госрасходов (4,8 % ВВП), тогда как в 2011–2016 годах их было всего 19,9 % (4 % ВВП). Пандемия COVID-19 вызвала увеличение расходов на соцзащиту и постепенный рост расходов на социальную помощь — с 1,6 % ВВП в 2017 году до 2,5 % в 2021 году.

В принципе, если бы министерству экономики РК удалось сверстать бюджет так, чтобы на соцпомощь ушло столько, сколько и в прошлом году, то теоретически правительству не пришлось бы изымать деньги из Национального фонда. В этом году гарантированный трансферт из Нацфонда составит 2,2 трлн. И эксперты Всемирного банка нашли, как можно сократить эти расходы.

Почему в Казахстане есть деньги, но они не работают на развитие страны

Система социальной помощи разнообразна и щедра, но основной упор сделан больше на поддержку отдельных категорий населения, нежели на прямую адресную помощь для самых обедневших. Эти программы почти не требуют проверки нуждаемости и не обязательно предназначены тем, кто больше всего нуждается в помощи. Например, около 35 % пособий на детей и семью выплачиваются не только бедным (не предназначены только для нижних 10 % распределения доходов) по сравнению с 12 % в программе адресной социальной помощи (АСП).

По сравнению с другими программами социальной помощи в стране АСП – самая эффективная по охвату бедных и по сокращению бедности. Учитывая всех прямых и косвенных получателей, у АСП самый большой эффект: помощь поступает 82,5 % пятой части самых бедных жителей страны.

Если же упорядочить правила получения помощи от государства, включить обратную связь, убрать исключения и поднять показатель национальной черты бедности, то можно будет сэкономить до 0,14 % ВВП (120 млрд тенге. – «Караван»).

Следующий аспект – это жилищные пособия. Они достаточно высокие. Жилищные пособия выплачивают местные акиматы, и программа нацелена на бедных. Данные показывают, что 37 % получателей — совсем не из бедных слоев населения. Поэтому стоит пересмотреть программу, уверены эсперты.

Так, 1,1 % получателей семейных/детских пособий также получают АСП, предназначенную для бедных. Это означает, что значительная доля получателей программы семейных/детских пособий не являются бедными.

Каждый седьмой получатель пособий на коммунальные услуги получает и АСП. Это говорит о том, что надо улучшать правила выплаты и по этим программам.

— Правительство может достичь большей эффективности за счет консолидации программ, предназначенных для разных категорий, для многодетных семей и АСП, и преобразовать их в одну программу, направленную на бедность. В 2021 году сокращение утечки за счет улучшения адресности и поддержки многодетных семей могло бы составить 177 млрд тенге, которые можно было бы перераспределить на программы по бедности, такие как АСП. Учитывая, что размер АСП в 2021 году составлял 0,1 % ВВП (84 млрд тенге), то высвобожденные средства позволили бы поднять в два раза ресурсы для АСП при отсутствии дополнительных затрат.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта