Опубликовано: 8500

Бизнес на гейтах: кому нужны новые пригороды Алматы?

Бизнес на гейтах: кому нужны новые пригороды Алматы? Фото - Tengrinews

В южной столице снова заговорили о строительстве нового-старого пригорода Gate City.

Пока первого из большого проекта G4 City, в районе выезда по Капшагайской трассе.

Этот проект возникает из небытия каждый год. Почему-то осенью. Видимо, к сезону формирования бюджетов. И каждый раз его размах уменьшается.

Считается, что Gate City должен стать финансовым и деловым центром на 130 тысяч человек. А сам город будет создан по принципу микрорайона: вся инфраструктура должна быть внутри – от домов и школ до офисов и центров развлечения, чтобы местное население даже не выезжало за его пределы. Площадь будущего гейта – 2 тысячи гектаров. Общая площадь жилых и коммерческих помещений – 3,6 миллиона квадратных метров. Вся эта информация уже сейчас вызывает много вопросов, на которые почему-то нет ответов.

Первый – кто там будет жить?

Еще в начальных заявлениях о планах говорилось, что он поможет стабилизировать ситуацию с населением Алматы и снизить цены на жилье. Это было в 2006 году, во время пика цен на недвижимость. Панельную "двушку" с руками отрывали за 60-70 тысяч долларов. Всем казалось, что это навсегда. Но произошел кризис – и стоимость квартир упала в 1,5–2 раза. В Алматы до сих пор не хватает жилья. Но 4 из 5 квартир строят по социальным программам для бюджетников и социально незащищенных слоев.

На сайте Gate City указано, что в районе Первомайки дома будут построены "с повышенным уровнем проживания". Видимо, для среднего класса. Хорошо, но кто из обеспеченных алматинцев поедет на новое место? Для них возникает другая проблема.

Второй вопрос – транспорт

Gate City, как ни крути, останется пригородом. Значит, ему нужно хорошее сообщение с Алматы. Как это сделают?

Там же, на сайте проекта, сказано: "Первая в Казахстане линия монорельса, объединяющая четыре города-спутника с метрополитеном города Алматы, парковки-перехватчики, автомобильный и железнодорожный вокзалы делают город Gate City транспортно-пересадочным хабом и "воротами" Алматы".

В Алматы нет и не было ни одного проекта монорельса, который дошел хотя бы до создания проектно-сметной документации! Единственный подобный в Казахстане – LRT в Нур-Султане, который строят уже 8 лет.

Может, метро? По проекту АО "Алматыметрокурылыс" этот вид транспорта в городе будет развиваться на запад, охватывая новые районы. Проектирование перспективной 3-й линии, которая пойдет на север, начнется не ранее 2030 года.

Легче построить линию легкого трамвая и связать его с подземкой. В феврале 2011 года прежний аким Алматы Имангали Тасмагамбетов представил проект строительства сразу двух линий ЛРТ. Но по нему рельсы повторяли старые маршруты трамваев – с востока на запад. Прокладывать их на север, в степь никто не предлагал. Да и дело это дорогое. Километр трассы по проекту стоит 5,7 миллиарда тенге. А от Gate City до депо метро по прямой – 13 километров. Где взять лишние 75 миллиардов?

Может, тогда автомобиль? Новый центр только добавит новых машин на дорогах Алматы. И уже ничем хорошим отличаться от других районов не будет.

Третий – экология

Город развивается на запад, в сторону Каскелена. Поэтому воздух гейта должен быть почище. Все-таки это уже не алматинский котлован – степь лучше продувается. Но для алматинца странно, что элитный центр хотят развивать в нижней части города. У нас все хорошее находится вверху! Если уж на то пошло, то надо уйти в сторону. Хорошо, промышленные районы растут на западе. Значит, административные, финансовые, деловые и прочие надо уносить на восток – к Талгару.

Четвертый вопрос – какими пряниками будут завлекать бизнес в гейты?

На сайте проекта прописаны обычные для СЭЗ бонусы для инвесторов. Что еще? Я вижу два варианта развития: административный и как обычно. В первом случае банкам и бизнесу предложат переехать в новый центр. Те откажутся. Тогда их "попросит" акимат. Они "согласятся" и создадут там свои филиалы. И уже по их работе будут принимать решение. Во втором сценарии проект попросту выродится из бизнес-центра в микрорайон. Почему?

В Алматы есть опыт создания новой зоны производства – технопарк "Алатау". Из хай-тек-центра он постепенно превращается в научно-образовательный центр. В принципе, это нормально, так как технопарк создан на базе научного института.

В 2010 году был другой большой проект, тогда архитекторы предложили вынести из города местные вузы и создать нормальный кампус в районе Каскелена. Акимат ухватился за идею, ведь это решило бы множество проблем. В южной столице работает больше 50 вузов. В них учатся больше 200 тысяч студентов. Только десятая часть из них – жители Алматы. Регулярный наплыв такого числа молодежи создает трудности для города - от экономических до криминальных. Но проект снова заморозили. Надо было решать другие проблемы.

Самая насущная – наплыв автомобилей из Алматинской области и напряженный трафик в городе. Объяснение простое: здесь есть работа, на которую устраиваются жители прилегающих районов. Автомобиль – единственный способ приехать в город утром и уехать из него вечером. По самым скромным оценкам, в Алматы работают более 160 тысяч иногородних. Их доставляют 30 тысяч автомобилей.

Еще в 2003 году глава государства поручил акиматам Алматы и Алматинской области решить эту транспортную проблему. И даже предложил свой вариант – протянуть трамвайную линию от Каскелена до Талгара. 50 километров дороги решили бы все проблемы и стали бы самым окупаемым транспортным проектом страны. Для мегаполиса они могли стать стержнем экономического развития. Подняли бы уровень жизни в пригородных районах области. А цены в Алматы снизили бы. Акимы согласились, кивнули, их помощники записали предложения в записные книжки – и все. Больше я об этом проекте не слышал.

Слабое место проекта в целом – его таинственность. Кто им занимается? На чьи деньги? Какие производства хотят перенести в спутники? На кого он рассчитан? На каких правах будут жить люди внутри СЭЗ? Информации нет. Ни акимат, ни управляющая компания об этом не говорят.

Теперь о плюсах. Бывшая столица Казахстана будет развиваться и дальше. На днях аким Бакытжан Сагинтаев оценил население Большого Алматы в 3 миллиона человек. А к 2030 году оно может достичь 5 миллионов. Поэтому спутники городу нужны. Они его разгружают. Только G4 City должны принять 300 тысяч человек. У людей появляется выбор, где обосноваться – в самом мегаполисе или рядом. Опыт Европы и США показывает, что средний класс стремится выехать из города и создать свои удобные сообщества.

Нанизывание G4 City на автомагистраль выстраивает жесткую структуру Алматы в северном направлении. Но должен быть некий альтернативный путь вдоль трассы. Это может быть легкий трамвай, монорельс или электричка на базе нынешней ветки железной дороги.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи