После распада СССР комплекс Байконур, включающий в себя космодром и одноименный теперь город, перешел в ведение Казахстана, тогда как Россия стала арендатором. Но на днях российские СМИ порассуждали о «совпадениях», говорящих о том, что космодром может быть выведен из-под аренды России.
Казалось бы, тема с арендой космодрома Байконур уже окончательно решена, но обсуждение того, что Россия может лишиться этой возможности, по-прежнему продолжается. Но по какой причине это происходит? Какие факторы могут привести к тому, что космодром больше не будет сдаваться России? Или же, напротив, почему этого точно не произойдёт? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил главный редактор журнала "Космические исследования и технологии" Нурлан Аселкан.
Нурлан Аселкан. Фото — camonitor.kz
— Давайте рассмотрим цепочку событий…
В июне прошлого года Казахстан вывел из аренды и получил в свое распоряжение объекты так называемого "правого фланга" космодрома Байконур, это объекты комплекса "Зенит-М". В настоящее время они содержатся, обслуживаются и охраняются Казахстаном.
Идем дальше. Российская Федерация объявила о планах по консервации Гагаринского старта, с которого были запущены первый космонавт и первый спутник и с которого до недавнего времени на МКС запускались ракеты "Союз". Дело в том, что эта версия "Союза" более не выпускается. Она имела украинские компоненты, и сейчас на вооружении РФ используется другой носитель — "Союз-2", для которого функционирует другая площадка космодрома — под номером 31, более адаптированная и модернизированная. Получается, Гагаринский старт надо либо модернизировать до нового уровня, либо, учитывая объективную ситуацию, законсервировать, оставить, вывести из аренды и т.д.
Третий факт, который также в скором времени станет реальностью. Россия и Казахстан ведут переговоры о создании на базе города Байконыра социально-экономической зоны. Дело в том, что по законодательству РФ город Байконыр только поддерживается в качестве эксплуатируемой площадки. Там нет никакого строительства, практически нет обновлений, не происходит ни масштабных, ни небольших вложений, приобрести жилье или объект в коммерческих целях невозможно. Ситуация дичайшая, и дальше так продолжаться не может. В связи с этим по инициативе правительства Казахстана уже в завершающей стадии находится решение вопроса о том, что город будет выведен из арендуемой территории для проведения реконструкции и вложения инвестиций, обновления, строительства жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры. Это, на мой взгляд, назревшее решение, которое никому не вредит и является выходом из ситуации.
Четвертый факт. Одним из ведущих в свое время мотивов для получения в аренду космодрома Байконур была возможность запуска тяжелой ракеты "Протон", которая является своеобразной "коммерческой лошадкой" для пуска спутников для иностранных заказчиков. Я могу сказать, что производство компонентов "Протона" в России свернуто, их осталось порядка 10 штук. Поэтому вне зависимости от воли космических агентств России и Казахстана существование и функционирование комплекса "Протон" заканчивается. Осталось полтора-два года эксплуатации. После этого серьезный стартовый комплекс, который находится на "левом фланге" космодрома, будет не нужен. Поэтому впереди стоит задача консервации, передачи и вывода его из аренды.
Подытожу все сказанное следующим. РФ на космодроме необходимо доделать оставшиеся куски "Протона" и эксплуатировать площадку 31 для запуска пилотируемых кораблей и грузовиков на МКС. Все остальное в производственном смысле им не нужно. И поэтому возникает абсурд: они арендуют космодром и город целиком, а используют всего одну точечную площадку.
Я могу сказать точно: ресурсов у России мало. Планов по развитию космодрома Байконур, по большому счету, нет. Поэтому здесь ничего неожиданного для специалистов нет. Естественно, РФ будет стараться более разумно подходить к этим вещам, выводить объекты из эксплуатации, перестанет тратить серьезные деньги на их охрану, содержание и прочее. И либо консервировать их, выводя из аренды, либо передавать их казахстанской или иной стороне для того, чтобы снять с себя нагрузку.
И, я полагаю, этот процесс не будет лавинообразным и неуправляемым. Город, безусловно, будет переходить Казахстану, и в его развитие будут вкладываться средства. Что касается площадок, к ним проявляют интерес арабские страны, китайские фирмы, ряд других представителей, в том числе и российские частные компании. Перед Казахстаном стоит серьезная, большая ответственность. Процесс объективного сжимания приоритетов России, за который ее никто не винит, должен нести управляемый и направленный характер. Кроме того, я считаю, что стоит ожидать еще ряд заявлений о совместном сотрудничестве и эксплуатации космодрома.
— А как вы считаете, на сегодняшний день Байконур представляет более существенную значимость именно как космодром или же он более ценен в политическом и экономическом планах?
— Он ценен прежде всего как космодром. Несмотря на то что Россия сворачивает программы, может сложиться ложное впечатление, что космодромов много, они избыточны, излишни, это ненужные расходы и т.д. Но те объекты, которые Россия выводит из аренды — объекты "правого фланга" и Гагаринский старт, — они сразу же привлекли внимание и интерес ведомств и инвесторов. "Правый фланг" Казахстан взял на свое содержание, и от этого небо не упало на землю, мы не разорились. По другим площадкам будет такой же интерес.
Байконур — это прежде всего космодром. Это своего рода аналог морского порта, это наш выход в небесные коммуникации не только для нас, но и для России и других стран. Россия не от хорошей жизни сворачивает действия на Байконуре, она стала обескровлена. И при этом я хочу отметить, что пуски ракет с Байконура обходятся примерно в полтора раза дешевле, чем с "Восточного", не говоря уже о прочих факторах. Объективно Байконур имеет огромный потенциал. Другое дело, что в нынешних условиях кризиса Россия и Казахстан никак не могут его реализовать. Но и город мы тоже игнорировать не можем. Я так полагаю, что нам надо достаточно серьезно объявить о планах приглашений на Байконур партнеров, вести переговоры, утилизировать какие-то площадки. Космодром представляет большую ценность, терять его нельзя, — сказал в заключение господин Аселкан.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу