Опубликовано: 1855

Автобан Западная Европа – Западный Китай даст новый импульс развитию отечественной туристской сферы

Автобан Западная Европа – Западный Китай даст новый импульс развитию отечественной туристской сферы

По мере того как Европа погружается в долговой кризис, на мировой бизнес-площадке укрепляются страны Азии. Сегодня они демонстрируют высокие темпы роста экономики и не генерируют кризис.Естественно, что в Евразии растет желание диверсифицировать риски. Страны стремятся наращивать связи с «тиграми» и «драконами». Данную задачу для Казахстана упрощает строительство в рамках госпрограммы ФИИР автобана Западная

Европа – Западный Китай, который включает в себя современную инфраструктуру. А это не только дорога с хорошим покрытием, но и прилегающие гостиницы и места для отдыха. В этом смысле Казахстан получает преимущество, так как, в отличие от других государств, отпадает необходимость в дополнительных инвестициях. Кроме того, автодорога Западная Европа – Западный Китай позволит не только укрепить связи с динамичными азиатскими странами, но и привлечь потенциальных туристов. Ведь она проходит по историческому Шелковому пути и живописным регионам Казахстана.

На прошедшем недавно во Владивостоке саммите АТЭС наряду с решением вопросов, составленных в рамках форума, внимание участников привлек объем работы, который провела Москва, являясь организатором данного мероприятия. Так, созданная в Приморье к саммиту АТЭС инфраструктура дает хорошую возможность успешно развивать бизнес во всем регионе с уклоном на международный и внутренний туризм.

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил: «Мы конкретно не говорили с иностранцами про туристические возможности Владивостока, ведь это и так само по себе будет развиваться. Они удивились, что есть такой большой и серьезный город, такой центр на Дальнем Востоке России. Это абсолютно европейский город. Они все были изумлены, осознавая, что вот здесь (проживают) больше полумиллиона человек, такая красивая природа и близость к Японии, Корее и Китаю... Все это дает возможность для развития в том числе туризма».

Поворот политики Москвы и смена курса в направлении Востока в очередной раз свидетельствуют о меняющихся трендах в мировой экономической системе. Действительно, по сравнению с европейскими странами, погрязшими в череде финансовых кризисов с их вечными спутниками (банкротство крупнейших предприятий, дефолт в масштабах страны, рост безработицы, социальная напряженность, массовые акции протеста), Восток выглядит местом стабильности и спокойствия. Поэтому смена ориентиров Москвы в очередной раз свидетельствует о целесообразности углубления и расширения сотрудничества с Востоком. Вместе с тем, помимо традиционных форм сотрудничества, Россия решила сделать упор на развитии туристической отрасли.

В этом плане Казахстан уже давно для себя определил приоритеты в сотрудничестве в восточном направлении. Реализуя новые проекты, дающие экономический эффект, Астана не забывает и о туристической составляющей. Одним из прорывных проектов в данном направлении стал проект «Западная Европа – Западный Китай», реализуемый в рамках госпрограммы Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).

Являясь локомотивом индустриализации казахстанской экономики, трансконтинентальная автомагистраль Западная Европа – Западный Китай представляет собой один из крупнейших проектов в масштабе республики. Как отметил в январе 2012 года Глава государства Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», «важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай. Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить».

Весь международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай составляет 8445 км, из них 2787 км проходят по территории Казахстана, из которых реконструкции подлежат 2452 км. Проект позволит сократить время транспортировки грузов из Китая в Европу почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем, то есть с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного. В реализации проекта по территории Казахстана задействованы 50 000 человек. Работы ведутся на территории четырех областей. В этом году будет введено еще 700 километров новой дороги. Стоимость проекта составляет 825 100 млн тенге. Стройка ведется на территории четырех областей: Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской. Период реализации проекта охватывает 2009–2015 годы.

Вместе с тем, помимо транзитного потенциала, сулящего отечественной экономике значительные дивиденды, Астана намерена придать дополнительный импульс развитию туристического кластера. Так, в целях реализации программы по развитию перспективных направлений туристской индустрии на 2010–2014 годы комитетом индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан (МТС РК) проводится работа по созданию туристского кластера вдоль международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Известно, что формирование кластера планируется осуществлять по территориям Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей со строительством объектов придорожной инфраструктуры категорий А, В, С, обладающих следующими основными характеристиками.

Так, к объектам первой категории – категории А – будут относиться такие объекты, как мотель, бюро туристического обслуживания с информационным центром, маршруты и места отдыха и развлечений, ресторан/кафе, магазины, туалеты, заправочные станции, стоянки для грузовых автомобилей, авторемонтные мастерские, шиномонтажные мастерские.

В соответствии с планом строительство объектов придорожной инфраструктуры вышеуказанных категорий будет осуществляться в соответствии с графиком. Так, объекты категории А по регионам страны предусмотрены через каждые 20 километров и будут распределены следующим образом. В Актюбинской области в период с 2010 по 2015 год будут возведены база отдыха «Greenland» и «Караван-сарай Иргыз». В Кызылординской области с 2011 по 2020 год должны быть сданы в эксплуатацию туристский центр «Байконур», торгово-развлекательный комплекс «Космическая гавань», юрточный отель, а также туристский центр «Коркыт-Ата». В течение 2011–2017 годов в Южно-Казахстанской области будут возведены туристские центры «Древний Туркестан», «Древний Отрар». Всего к 2015 году будет обеспечено строительство 24 объектов придорожной инфраструктуры.

Вместе с тем программой предусмотрено строительство объектов категории В, в которую внесены центры отдыха, включающие в себя туристический информационный пункт, ресторан/кафе, магазин, туалеты, заправочную станцию, стоянку для грузовиков, авторемонтную мастерскую, шиномонтажную мастерскую. В связи с чем планируется построить 58 объектов придорожного сервиса категории В, которые будут находиться через каждые 90–120 км, а именно: в Актюбинской области – 12 единиц; в Кызылординской области – 16 единиц; в Алматинской области – 10 единиц; в Жамбылской области – 10 единиц; в Южно-Казахстанской области – 10 единиц.

Кроме этого, на расстоянии 50 км друг от друга будут расположены объекты категории С, куда отнесены центры обслуживания, такие как магазины, туалеты, заправочные станции, стоянки для грузовых автомобилей, ремонтные мастерские.

Известно, что все вышеуказанные объекты придорожного сервиса должны располагаться в шахматном порядке. При этом расположение объектов данной категории будет определяться Министерством туризма и спорта Республики Казахстан совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (МТК РК) и местными исполнительными органами. Вместе с тем в отдельных регионах отдаленность коммуникаций затрудняет реализацию проектов. В связи с этим комитет автомобильных дорог МТК РК продолжает совместную работу с Министерством туризма и спорта, а также местными акиматами. Не последним вопросом в данном случае является казахстанское содержание в возведении и дальнейшей эксплуатации инфраструктуры, создаваемой на всем протяжении международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай.

В итоге наша республика уже в среднесрочной перспективе сможет получить не только международную магистраль, отвечающую всем международным стандартам качества, но и создать инфраструктуру, благодаря которой будут созданы новые рабочие места, а значит, обеспечены работой тысячи казахстанцев, проживающих в разных регионах Казахстана.

Источник: Сайт газеты «Литер» 

[X]