Целый месяц был в распоряжении алматинцев, чтобы внести свои предложения, замечания в программу дальнейшего развития Алматы. Впервые в истории города проведены публичные обсуждения проекта – прошло более 90 встреч, в которых участвовали свыше 12,5 тысячи человек. Косвенный охват населения, по подсчетам экспертов, составил 417 тысяч. Также замечания принимались по электронной почте, чем и воспользовались наиболее активные жители. Все, что получилось в результате кропотливого совместного труда, теперь отправится к депутатам городского маслихата на утверждение.
Пенсионеры, блогеры, бизнесмены, банкиры, студенты, представители НПО и другие выступили, в первую очередь за комфортный, социально ориентированный и безопасный город – по этим позициям поступило соответственно 283, 69 и 37 предложений.
– Анализ показал: неравнодушные граждане призывают улучшить экологическую ситуацию в городе, работу общественного транспорта, системы уличного освещения, – отметил аким города Бауыржан БАЙБЕК на итоговом заседании рабочей группы (в ее состав вошли 38 человек) по обсуждению Программы развития “Алматы 2020”. – Также урегулировать вопрос с незаконными парковками, ливневой канализации (арыков). Найти решение проблем районов, ранее находившихся в области, снизить уровень коррупции и правонарушений. Создать общественные комиссии при акимате с участием жителей с активной гражданской позицией. Все эти моменты включены в пункты новой программы. Предложения, которые носили конкретный характер – многие жители писали о своих домах, дворах, будут учтены при разработке плана мероприятий по ее реализации.
Двухсекционные автобусы вместо летающих тарелок
По словам и. о. председателя правления АО “Центр развития г. Алматы” Жанны ТУЛЕГЕНОВОЙ, более 400 предложений – это 80 процентов от числа всех поступивших – отражены в основных приоритетах программы. Ее дополнили 28 принципиально новых идей. Проект программы согласован с министерством экономики:
– Работа не простая, так как проект сформирован не по отраслевому принципу, а по ключевым моментам города, с учетом ожиданий горожан. Обратная связь подтвердила актуальность приоритетов. Поступили разные предложения, например, оптимизировать конкретные автобусные маршруты, учитывая специфику районов. Все они переданы в управления пассажирского транспорта. В планах – создание пригородных маршрутов, соединяющих Алматы с городами-спутниками, что должно снизить поток личного транспорта, уровень выбросов в атмосферу.
– В редакцию “КАРАВАНА” часто поступают креативные идеи от алматинцев, например – запустить в городе летающие тарелки, чтобы было удобнее добираться на работу по пробкам. При обсуждении программы было что-то подобное?
– Если честно, их можно было бы ожидать (смеется). Но алматинцы предпочли реальные предложения. По ним рассматривается приобретение в будущем 18-метровых двухсекционных автобусов. В числе других, наиболее интересных – идея закрепить за пенсионерами присмотр за дворовыми площадками. Дело полезное, нужное, пенсионеры уверяют: у них хватит сил и энергии.
Мусорные горы – на переработку
Также горожане рекомендовали продолжить работу по постепенному переходу к раздельному сбору и сортировке мусора – уже в 2016 году будет разработана детальная программа. В данное время твердые бытовые отходы (ТБО) с территории города вывозятся на полигоны в Алматинскую область. Объем накопленных отходов на самом крупном Карасайском полигоне, по предварительной оценке, составляет более 10 миллионов тонн, а уровень заполнения превысил 80 процентов. При этом структура ТБО позволяет использовать до 75 процентов отходов, включая пищевые частицы (25 процентов), бумагу (14 процентов), пластик (16 процентов), стекло (12 процентов), дерево (4 процента) и металлы (3 процента).
Есть и предложения улучшить технологию сбора и вывоза мусора, увеличить количество урн и контейнеров в дворовых территориях, обустроить общественные туалеты, внедрить систему утилизации старых автомобилей.
В перечень инвестиционных проектов наряду с реконструкцией Главного ботанического сада, Центрального парка культуры и отдыха, Алматинского зоопарка включена роща Баума. А также мероприятия по формированию гармоничного архитектурного облика города, водосбережению, очистке и повторному использованию сточных вод.
В программе появился новый индикатор – уровень потребления табачных изделий, в том числе кальяна. Его планируется снизить до 26 процентов к 2020 году. По результатам международных исследований, данный показатель сегодня – не менее 30 процентов.
В планах разработчиков программы – увеличение доли зарубежных туристов в Алматы от общего потока до 48 процентов в 2020 году. А удельный вес работников сервиса, владеющих английским, – до 40 процентов.
Под наблюдением камер
Каким еще хотят видеть свой город алматинцы? Конечно же, безопасным. Но для этого в нем не должно быть “темных пятен”, а уровень освещения должен соответствовать крупнейшим мировым мегаполисам. Пока еще существующие стандарты для освещения жилых районов ниже, чем во многих странах. Так, в Казахстане средняя освещенность составляет 0,2–0,4 кд/м2, тогда как в США, Японии – 0,8. Недостаточная освещенность жилых районов приводит к увеличению аварий, преступлений и человеческих травм. Как заявили разработчики программы, постепенно город будет переходить на дополнительное, энергосберегающее освещение. Также увеличится количество видеокамер на улицах и во дворах.
Сегодня по количеству видеокамер на 1 000 жителей лидирует Алмалинский район, затем Ауэзовский, Алатауский, Медеуский, Турксибский, Бостандыкский, Жетысуский, Наурызбайский. По данному показателю южная столица находится на уровне Варшавы, Берлина (7 камер на 1 000 жителей), однако уступает Лондону, где 51 камера на 1 000 жителей.
Конечно, на бумаге город будущего выглядит просто идеальным. Но осуществимы ли на деле все пункты столь амбициозного проекта?
– Как показывает международный опыт, когда в разработку программы вовлечены заинтересованные лица (в данном случае алматинцы), гораздо больше шансов, что она будет осуществлена, – говорит Жанна Тулегенова. – Нельзя административным решением заставить жителей не мусорить, сохранять город, его достопримечательности. Когда они пишут об этом сами, болеют душой за Алматы, есть большая надежда, сами жители будут помогать акимату, представителям бизнеса буквально во всем.
Контроль за внедрением всех пунктов программы в жизнь возложен на АО “Центр развития г. Алматы”. То есть спросить будет с кого…
Алматы
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
