... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Актер Театра имени Н. Сац Никита Коньшин: Если хочешь что-то делать - делай!

23.09.2021

24 и 25 сентября Театр для детей и юношества имени Наталии Сац приглашает зрителей на самую ожидаемую премьеру сезона - драму «Над кукушкиным гнездом», поставленную одним из лучших казахстанских режиссеров - Галиной Пьяновой. Исполнителем главной роли в спектакле стал Никита Коньшин.

В преддверии премьеры корреспондент Caravan.kz побеседовал с ведущим актером Театра имени Н. Сац, лауреатом премии «Сахнагер-2017» Никитой Коньшиным, исполнителем роли Рэндла Патрика Макмерфи.

- Жизнь у Рэндла Патрика была довольно интересной, - рассказывает о своем герое Никита, - и если опираться на его историю, описываемую в романе, он человек военный, служил в армии, воевал на корейской войне. Однажды он освободил корейцев, бывших в плену у Китая, за что получил орден героя. Но после Макмерфи был с позором демобилизован из армии и лишен этой награды - за то, что не подчинялся приказам, играл в карты и в общем вел такой вольный, довольно независимый образ жизни. Это, конечно же, не могло не сказаться на его мировоззрении, на отношении к жизни, к насилию и окружающей действительности. Видимо, в какой-то момент он просто решил для себя, что больше не хочет участвовать в различных хитросплетениях, заговорах и прочих жестоких человеческих играх. Переосмыслил все это и просто решил быть честным, прямым и открытым человеком, каким, собственно, и предстает перед нами в самом романе.

- Бунтарь Патрик Макмерфи своим появлением разрушает все устои так называемого Комбината. Задиристый игрок и кутила, симулирующий психическое расстройство. Чему же он все-таки противостоит – устоявшимся порядкам или надругательству над здравым смыслом?  

- Как я уже говорил ранее, Патрик Макмерфи привык действовать прямо, не поддаваться на провокации, не вступать ни в какие интриги. Это чуждо его природе, его пылкой натуре. Да, есть момент, где он подговаривает пациентов клиники, чтобы они проголосовали на собрании, но это нельзя назвать интригой, так как он говорит об этом открыто и всем. Какие-то разговоры - ну это в основном просто шутки, подколки, он таким образом развлекает себя и окружающих. При всей своей импульсивности, порывистости и жесткости этот человек все-таки не лишен доброты и человеколюбия, несмотря на то что он хочет жить комфортно. Но ведь все этого хотят, просто другие не говорят об этом, а Макмерфи говорит. И делает, причем делает это открыто, не скрывая ни от кого и никому не навязывая своего мнения.

- Опуститься на самое дно, чтобы постичь тайны безумия… Но дно оказывается не таким уж и глубоким. Не в этом ли кроется пустота и чувство обреченности вашего героя, да и трагизм всей постановки? 

- Ну это как посмотреть! Кто-то и в ложке может утонуть, а кому-то и море по колено, поэтому трагизм во всем, что есть. Макмерфи просто не видит других путей, кроме как просто сломать стену, он видит стену, значит, ее нужно сломать, он так устроен. Если не сможет сломать, то попробует перелезть. А вот обойти – это не про него, он обязательно должен покорить эту вершину и показать другим, что все так могут, что не только я крутой – мы все такие крутые. И что поддаваться влиянию того, чье мировоззрение не совпадает с твоим, не нужно. Наоборот, нужно бороться, противостоять. У каждого  свое мировоззрение, ты действуй так, как ты действуешь, но, главное, будь человеком, будь открытым, имей совесть и поступай так, как хочешь.

- Никита, как вы думаете, почему провокации Макмерфи оказываются средством куда более действенным, нежели таблетки и электрошоки?

- Таблетки и электрошок притупляют человеческое восприятие, а жизнь Макмерфи - жизнь человека свободного, открытого, способного на поступки и делающего то, что он считает нужным. Хотя не всегда это правильные решения - часто неправильные, проигрышные, но все же он это делает. Его поступки для любого человека будут действенны, ведь это всегда движение вперед. Мы видим, что этот человек что-то пытается сделать, даже если многое не получается. Другие люди видят это, набираются таким образом опыта и делают, может быть, даже лучше. Если таблетка притупляет и лишает воли человека, то поведение и поступки моего героя, наоборот, стимулируют его, разжигают в нем огонь, призывая к действию.

- «Я хотя бы попробовал…» - тема для дискуссии со зрителем. Некий гимн свободе и человеческой совести.

- «Я хотя бы попробовал…». Честно говоря, я не думаю, что это предмет для дискуссий. Каждый человек, который что-либо делает в этой жизни, пробует. Да, у него может не получаться, но он проявляет упорство. Если у него не получается, он продолжает делать, идет к своей цели, изо всех сил пытается достичь желаемого результата. Вот взять, например, ребенка, ведь он не сразу начинает ходить. Он то и дело падает, ушибается, злится, но плача снова и снова поднимается на ноги и делает еще один шаг. Так и во взрослой жизни. Это очень важно – сделать шаг, даже когда страшно и больно, и не знаешь, что ждет тебя впереди.  «Я хотя бы попытался, я хотя бы попробовал».  Мой герой все делал ради того, чтобы показать людям, донести до их сознания, что нужно что-то делать, по крайней мере, попытаться что-то сделать. Даже если ничего не изменится, нужно пробовать изменить ситуацию. Не распускать слухи, не сотрясать воздух, а самому что-то пытаться делать. Человек открытый, человек честный, человек прямой, он не утаит какие-то вещи, а если и утаит, то скажет это позже, когда человек готов будет слушать. «Я хотя бы попробовал…». Если хочешь что-то делать, то делай, а не ищи себе оправдания, что это невозможно.