Как готовят трассы для лыжного фристайла на Кубках мира и Олимпиадах - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-4 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как готовят трассы для лыжного фристайла на Кубках мира и Олимпиадах

Как готовят трассы для лыжного фристайла на Кубках мира и Олимпиадах

"Серый кардинал" Кубка мира по фристайлу в Алматы рассказал всю правду о трассах

  • 21 Февраля
  • 14512
Фото: Альберт Ахметов/Caravan.kz

С 28 февраля по 2 марта в Алматы на Шымбулаке пройдут этапы Кубка мира по лыжному фристайлу в дисциплинах могул (индивидуальный и параллельный) и акробатика. Корреспондент Caravan.kz за неделю до ответственного старта побывал на месте проведения соревнований и узнал, как идет подготовка трасс.

Алматы — важная точка в мировом календаре фристайла-могула и фристайла-акробатики. Помимо зимних Азиатских игр 2011 года и зимней Универсиады-2017, в программе которых разыгрывали медали в могуле и акробатике, Алматы принял отдельные соревнования по этим видам спорта. В 2019 году на Шымбулаке прошел этап Кубка мира по могулу, в 2020 году до объявления карантина состоялись соревнования Кубка мира в могуле (Шымбулак) и акробатике (Ой-Карагай). В 2021 году Алматы принял взрослый чемпионат мира по этим дисциплинам, а с 2022 года Алматы ежегодно принимает этапы Кубка мира по этим дисциплинам. В 2025 году Алматы в январе принял юниорский чемпионат мира по этим дисциплинам и теперь ожидает ставший традиционным взрослый Кубок мира

Высокие скорости, эффектные прыжки и сальто в воздухе, филигранное прохождение бугристой трассы — все эти яркие моменты в исполнении лучших спортсменов мира (в их числе и казахстанцы!) несомненно становятся украшением соревнований в горах Заилийского Алатау. Однако за кадром остается кропотливая работа специалистов по подготовке этих самых трасс, которая начинается почти за месяц до стартов. Все 7 с лишним лет на Шымбулаке курирует работу по созданию трасс менеджер по строительству трасс, мастер спорта международного класса по фристайлу-могулу, участник Олимпийских игр российский специалист Сергей Иванов. Он помнит, как могульная трасса в Алматы искала свое место на многочисленных склонах Шымбулака — нынешняя ее локация возле конечной канатной дороги ККД-4 нравится Иванову больше всего. Кроме того, за время работы этого «серого кардинала» сформировалась целая команда местных специалистов, которая за время ежегодной работы бок-о-бок с международной командой обрела свои навыки и квалификации по созданию могульных и акробатических трасс.

Он рассказал, что создание трассы для могула — процесс небыстрый. Изначально производится оснежение склона, то есть, снегогенерация, на этом этапе заготавливается от 10-12 до 15 тысяч кубов снега, на это уходит около месяца. Дальше начинается этап работы машины-ретрака: опытные ретракчики Шымбулака, которые уже не один раз строили трассы Кубка мира, подготавливают полотно, на это также уходит время.

Вслед за этим на трассу выходит команда шейперов и можно наблюдать, как в момент нашего приезда они работают: ретрак делает бугры, за ними следуют шейперы в количестве 10 человек, и уже вручную формируют эти бугры формируют. Осталось после этой работы поставить два трамплина по стандартам FIS (Международной федерации лыжных видов спорта). На могульной трассе Шымбулака будет примерно порядка 44 бугров, она делится на три участка. Первый участок — короткий с 15% бугров до первого трамплина, потом идёт середина с бОльшим количеством бугров и оставшиеся 15-20% — после второго трамплина, все по международному стандарту. Длина алматинской трассы — 234 метра.

Сложность могула в том, что там сумасшедшие скорости, особенно в параллельном могуле.

«У спортсмена перекрывается весь страх и он просто несется по трассе со скоростью порядка 60 км/ч в парном могуле. И при этом надо бугры порядка метра высотой, успевать обрабатывать, между ними всего 4 м,», — пояснил Иванов.

Что касается объекта для акробатики, то здесь тоже свои нюансы. Вначале все также снегогенерация делается, полотно выкатывается, но там намного все сложнее из-за особенностей дисциплины. Так как спортсмен выкатывается на трамплин со скоростью 70-72 км/ч, выход из трамплина под углом 71° (это практически перед атлетом стена), важная точность в установке трамплина — если завалить его даже на полсантиметра, спортсмен улетит в сторону. К тому же, от самой верхней точки, где атлеты после взлета с трамплина делают свои пируэты, до приземления — 15-17 метров (5-этажный дом). Поэтому используются специальные приборы, после чего тренеры доделывают трассу под своих спортсменов. По стандартам, трамплин для акробатики должен быть жестким, как лед.

«В марте в Алматы тепло и мы закатываем под трассу трубы, делается сухой лед температурой минус 100 градусов, мы его замораживаем и так сохраняем трамплин, чтобы были достойные прыжки. Для двух трасс суммарно 35- 40 тыс кубов нужно. Здесь на Шымбулаке природный рельеф, природоохранник, поэтому в пределах разумного делаем трассы», — рассказал Иванов. 

Обе трассы 24 февраля должен принять технический делегат от FIS Мэтьюс Крейг из США — это международный технический специалист, который и Олимпийские игры принимал, и чемпионаты мира. Сергей Иванов отмечает, что проблем с сертификацией трасс в Алматы за всю историю не было, но случаются какие-то корректировки для безопасности спортсменов. Например, по требованию делегата могут пару бугров срыть, чтобы чуть-чуть укоротить трассу и финишную зону длиннее сделать.

Главная особенность алматинских этапов Кубка мира — сложность трассы.

«Я вам так скажу, данный снег у вас на Шымбулаке на 20%, наверное, быстрее, чем во всем мире. Вот это и будет сложностью для спортсменов. То есть, очень сложно делать контроль скорости на могуле, а на акробатике трудность в подборе этой скорости, чтобы сделать приземление. Во фристайле много мелких нюансов, которые сильно влияют на подготовку, так скажем, к соревнованиям и на результат», — сказал Иванов.

Сами спортсмены и тренеры также участвуют в подготовке трасс, но незначительно. В могуле они обычно некоторые «нюансы» протаптывают лыжами, а в акробатике тренера уже имеют больше «полномочий» — контролируют градус трамплина, состояние самого снега, просят сделать чуть помягче или пожестче приземление. Такие моменты контролируются в том числе с помощью реагентов, безопасных для природы (соль).

Сколько стоит труд работников «невидимого фронта» на этапах Кубка мира по фристайлу в Алматы? На этот вопрос Сергей отвечать не имеет права из-за коммерческой тайны. Но для общего представления раскрыл один секрет из своего международного опыта, так как на его счету — работа по подготовке трасс могула и акробатики для двух Олимпийских игр.

«На Олимпиаде трассы фристайла, я вам так скажу, готовятся силами 70 человек, здесь — порядка 12. На Олимпиаде, я могу за себя говорить, у каждого шейпера, например, и начальника трассы — разные зарплаты. Здесь на Шымбулаке меня пригласили, чтобы мы оптимизировали этот процесс, чтобы дешевле было, чем на Олимпиадах. Я работаю на Шымбулаке сейчас, приглашаем международную команду и натренировали местных специалистов. В результате, скажу я вам по своему 25-летнему опыту в создании трасс для фристайла, в Алматы они — уровня Олимпийских игр», — заключил Сергей Иванов.

Совсем скоро вместо ретрака будут полноценные бугры в случае с могулом и ровная поверхность в случае с акробатикой. Появятся трамплины, трассы обкатают команды, которые прилетят в Алматы из Пекина, где в эти выходные (с 21 по 23 февраля) идет предшествующий алматинскому этап Кубка мира. И начнется праздник могула и акробатики, где казахстанским болельщикам будет за кого поболеть в обеих дисциплинах.

Организационный комитет соревнований выражает благодарность фонду поддержки спорта Sport Qory.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт